Главные вкладки

    Зимушка - зима
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Сорокина С.М.

    Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

    Тема: «Зимушка-зима».

              Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

              Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей).

    Ход занятия.

    Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:

              Я белым покрывалом всю землю накрываю,

              Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

    - О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).

                 Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа.

    - Назовите приметы зимы. (Ответы детей).

    -Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы.

             Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз -  строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

              Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

              Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.

    - Как называют в народе декабрь? (хмурень).

    - Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).

    - Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).

    - Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).

    - Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).

    - Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.

    - Отдохнём? (да).

                                          Физкультминутка.

              Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

              Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

    Присаживайтесь.

    - Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).

              Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.( картинка зайца.)

              Медведи сладко спят в берлогах.(картинка медведя,спящего в берлоге.)

              Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом. (картинка белки.)

              Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.(картинка лисы.)

              Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.(картинка волка.)

    - Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).

    - На кого охотится лиса? (на мышей).

    - Что делает медведь? (спит).

    - Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).

              Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.

                        Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.

                        Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.

                        Подойду поближе к ней, и глазам не верится,

                        Стайка алых снегирей облепила деревце.

              Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.

    - Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).

              Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки. (картинки птиц.)

    - Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).

    - Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).

             

              Итог:

    - О чём мы сегодня говорили?

    - Что вам понравилось больше всего?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зимушка-зима, зима снежная была...

    Конспект НОД в подготовительной группе...

    Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

    Закрепление знаний детей о временах года....

    Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

    Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

    Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

    Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

    конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

    Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

    Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

    Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...