Экологический проект "С чего начинается Родина..."
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Санюк Зальфира Апсалямовна

Проект годовой 2017-2018гг., поэтому будет дополнятся по мере его реализации.  Своебразие в том, что создавая проект, я делала упор не на ужасы экологических катастроф, а на  воспитание  бережного  отношения к ближйшему окружению: к комнатным цветам, к деревьям и кустарникам участка детского сада, к своим питомцам, к природе своего края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта:

 Участники проекта: дети старшей логопедической группы и их родители;

Продолжительность проекта:

Долгосрочный - 2017/2018 учебный год

Тип проекта:

- по доминирующему методу: информационно - творческий, практико - ориентированный;

-по характеру содержания: отношение ребенка и природы.

Возраст детей: дети 5-6 лет;

Актуальность:

В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Проект не ставит цель показать детям страшные картины экологических катастроф настоящего или будущего. Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к окружающей их природе, а это возможно лишь на основе знаний. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

  Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости.  

Цель проекта

Формирование экологической культуры: на основе полученных знаний о природе воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому (познавательное, эстетическое, гуманистическое).

Задачи проекта

  • Дать детям знания (в доступной для них  форме) об окружающей  природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира их малой родины;
  • Показать красоту, силу, величие окружающей природы;
  • Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны, спасения природы и потребность принимать активное участие в этом;
  • Развивать творческие способности детей;
  •  Применять новые формы, методы, приемы учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты проекта:

• Повышение уровня экологической грамотности детей;

• Формирование осознанной потребности в общении с природой;

• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;

• Создание художественно – эстетической среды;

• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;

• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Этапы разработки и реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

 - Подбор и изучение методического материала по теме, подбор иллюстративного материала, книг и оборудования для занятий, дидактических, сюжетно-ролевых игр и бесед;

- Создание мультимедийных презентаций;

- Планирование мероприятий с учетом цели, с привлечением родителей и детей; 

- Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира, к познавательной и исследовательской деятельности 
- Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта.

  1. Практический этап:

- Область познания:(наблюдения, целевые прогулки, экскурсии)

- Коммуникация:(игры, беседы,консультация для родителей)

-Художественное творчество:(рисование, аппликация, лепка, конструирование из природных материалов)

- Чтение художественной литературы

- Работа с родителями.

 

Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
применение дидактических игр;
Словесные методы
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
загадывание загадок;
Практические методы
оформление гербария растений, плодов;
чтение литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.

Календарный план проекта

Период

Тема периода

Цель и задачи

Формы работы

Работа с родителями

 Сентябрь

«Растительный мир нашего детского сада

осенью»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам,   воспитанию интереса к растениям,  помогать им, прививать бережное и чуткое отношение к окружающему растительному миру.

Целевые экскурсии  к деревьям детского сада.


Беседа: "Для чего нужны деревья".


Составление гербария "Листочки наших деревьев".


 Изготовление поделок из природного материала.

Разгадывание загадок о деревьях..

Придумывание загадок по заданному алгоритму.

Сбор природного материала, помощь детям в  изготовлении поделок из природных материалов для осенней выставки.

Октябрь

«Дары природы»

(овощи и фрукты)

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород;  формированию положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов.

Дидактические игры:
"Чего не стало?"
«Разложи правильно».
 

Беседа "Что нам осень принесла".


Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты."

Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки».

Лепка "Овощи для

 бабушки».


Опыт "Тепло - холодно".

Рассматривание

картинок, чтение художественной литературы.

Участие в подготовке и проведении осеннего праздника.

Картотека для родителей    «Игры на тему «Дары осени».

Октябрь

«Мы в ответе за тех, кого приручили...»

Воспитывать ответственное отношение к своим домашним питомцам, проявлять заботу о них, прививать чувство жалости к бездомным животным.

Фотовыставка «Мы в ответе за тех, кого приручили...».

Чтение книги Танасийчука В.Н. Экология в картинках.

Анкетирование родителей на тему «Ваш домашний питомец»

Участие в подготовке фотовыставки.

Ноябрь

«Комнатные растения»

Способствовать формированию представлений  детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

Шефство над цветком. (За каждым ребенком закрепляется одно растение).


Беседа о строении растений.

Беседа об уходе за комнатными растениями.


Изготовление книги-  раскладушки «Наши цветы»с рисунками детей.

Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

Домашнее задание для родителей и детей: определить названия цветов и особенности ухода за ними.

Декабрь

«Чтобы елки не рубить, можно елки смастерить»

Воспитание природоохранного поведения детей, определить способы сохранения елей и сосен, и их замены на другие атрибуты праздника;

привлечь внимание дошкольников, их родителей,к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников и сформировать активную позицию населения по вопросам защиты окружающей среды.

Экскурсия -

наблюдение за елочками на участке детского сада.

Беседа «Сравним живую и искусственную ели».

«Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам.

Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

 

Консультация для родителей «Альтернатива новогодней ёлке»;

Опрос «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»

Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями и воспитателями «Сделаем елочку своими руками».

 

 

Январь

«Каких диких зверей можно встретить в подмосковных лесах»

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях, обитающих в Подмосковье, их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

 Создание на фланелеграфе модели леса с изображением диких животных.

Отгадывание  загадок о диких животных;

Чтение познавательной литературы о диких зверях -Чарушин Е.И. «Моя первая зоология»; Бианки В. «Лесная газета».

 

Оформление страницы по теме в родительском уголке

Февраль

«Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!»

Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения, воспитывать чувство заботы о птицах. Познакомить с пословицами, поговорками, загадками, сказками   о птицах.

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек

– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц").
-Отгадывание загадок. 
-Дидактические игры:
"Кто , где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку."

Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц - из бросовых материалов.

Март

 Красная книга Подмосковья

Познакомить детей с Красной книгой Подмосковья: редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 Беседа о животных и растениях, находящихся под защитой.

Игра "Где живут животные".


Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его".

Опрос родителей «Каких животных, занесенных в Красную книгу Подмосковья , вы можете назвать?»

 Апрель

 Земля -  наш общий дом

Подготовка и проведение праздника  - День Земли; формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю.

Конкурс рисунков на асфальте по теме «Земля - наш общий дом».

Выпуск фотоальбома «Мы едем, едем,едем в далекие края...».

Помощь детям в оформлении альбома путешествий.

Май

Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)  Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

 

 Создание экологической тропы:выделить объекты, сфотографировать их, составить паспорт экологической тропы с описанием выбранных видов деревьев и кустарников, организация походов к выбранным объектам и наблюдение за их изменениями соответственно погоде, сезону.

 Выбор сказочного хозяина тропы, выполнение его заданий.

 
- Игра "Что ты сделал доброе для природы?"


- Игра "Что будет, если..(пропадут птицы и т. д.)"

Участие в оформлении экологической тропы, подбор информации о растениях.

Список литературы:

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002г.

Артемова Л. Н.«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва ,1992г.

Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва ,1995г.

Иванова А.И. Мир растений. Эксперименты и наблюдения в детском саду. -М: «ТЦ Сфера», 2017г.

Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.

Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва :Педагогическое общество России, 2000г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П роектная работа по экологии С чего начинается Родина... Автор проекта: Санюк З.А.

Слайд 2

Продолжительность проекта: долгосрочный - 2017/2018 учебный год Тип проекта: - по доминирующему методу: информационно - творческий, практико - ориентированный; -по характеру содержания: отношение ребенка и природы.

Слайд 3

Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста

Слайд 4

Актуальность Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. В этом плане экологическое воспитание и образование играют немаловажную роль, поскольку экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В проекте используются материалы по природе Подмосковья, Люберец - это непосредственное окружение детей, их малая Родина, поэтому экологическое воспитание и образование рассматриваются как основа формирования патриотических чувств. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.

Слайд 5

Цель проекта Формирование экологической культуры: на основе полученных знаний о природе воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому (познавательное, эстетическое, гуманистическое).

Слайд 6

Задачи проекта Дать детям знания (в доступной для них форме) об окружающей природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира их малой родины; Показать красоту, силу, величие окружающей природы; Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны, спасения природы и потребность принимать активное участие в этом; Развивать творческие способности детей; Применять новые формы, методы, приемы учебно-воспитательного процесса.

Слайд 7

Ожидаемые результаты проекта: Повышение уровня экологической грамотности детей; Формирование осознанной потребности в общении с природой; Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада; Создание художественно – эстетической среды; Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека; Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности; Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Слайд 8

Этапы разработки и реализации проекта: Подготовительный этап - Подбор и изучение методического материала по теме, подбор иллюстративного материала, книг и оборудования для занятий, дидактических, сюжетно-ролевых игр и бесед; - Создание мультимедийных презентаций; - Планирование мероприятий с учетом цели, с привлечением родителей и детей; - Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира, к познавательной и исследовательской деятельности - Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта.

Слайд 9

Практический этап - Область познания:(наблюдения, целевые прогулки, экскурсии) - Коммуникация:(игры, беседы,консультация для родителей) -Художественное творчество:(рисование, аппликация, лепка, конструирование из природных материалов) - Чтение художественной литературы - Работа с родителями.

Слайд 10

Календарный план проекта

Слайд 13

Методы, используемые для реализации программы: Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; применение дидактических игр; Словесные методы чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.); загадывание загадок; Практические методы оформление гербария растений, плодов; чтение литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...

«С чего начинается Родина?» …Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал… К.Симонов.

laquo;С чего начинается Родина?» …Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину – такую,Какой её ты в детстве увидал…К.Симонов....