Экологический проект "С чего начинается Родина..."
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект годовой 2017-2018гг., поэтому будет дополнятся по мере его реализации. Своебразие в том, что создавая проект, я делала упор не на ужасы экологических катастроф, а на воспитание бережного отношения к ближйшему окружению: к комнатным цветам, к деревьям и кустарникам участка детского сада, к своим питомцам, к природе своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект с календарным планом | 32.56 КБ |
презентация без фотографии | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта:
Участники проекта: дети старшей логопедической группы и их родители;
Продолжительность проекта:
Долгосрочный - 2017/2018 учебный год
Тип проекта:
- по доминирующему методу: информационно - творческий, практико - ориентированный;
-по характеру содержания: отношение ребенка и природы.
Возраст детей: дети 5-6 лет;
Актуальность:
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Проект не ставит цель показать детям страшные картины экологических катастроф настоящего или будущего. Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к окружающей их природе, а это возможно лишь на основе знаний. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости.
Цель проекта
Формирование экологической культуры: на основе полученных знаний о природе воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому (познавательное, эстетическое, гуманистическое).
Задачи проекта
- Дать детям знания (в доступной для них форме) об окружающей природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира их малой родины;
- Показать красоту, силу, величие окружающей природы;
- Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны, спасения природы и потребность принимать активное участие в этом;
- Развивать творческие способности детей;
- Применять новые формы, методы, приемы учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты проекта:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Этапы разработки и реализации проекта:
- Подготовительный этап
- Подбор и изучение методического материала по теме, подбор иллюстративного материала, книг и оборудования для занятий, дидактических, сюжетно-ролевых игр и бесед;
- Создание мультимедийных презентаций;
- Планирование мероприятий с учетом цели, с привлечением родителей и детей;
- Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира, к познавательной и исследовательской деятельности
- Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта.
- Практический этап:
- Область познания:(наблюдения, целевые прогулки, экскурсии)
- Коммуникация:(игры, беседы,консультация для родителей)
-Художественное творчество:(рисование, аппликация, лепка, конструирование из природных материалов)
- Чтение художественной литературы
- Работа с родителями.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
применение дидактических игр;
Словесные методы
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
загадывание загадок;
Практические методы
оформление гербария растений, плодов;
чтение литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Календарный план проекта
Период | Тема периода | Цель и задачи | Формы работы | Работа с родителями |
Сентябрь | «Растительный мир нашего детского сада осенью» | Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, воспитанию интереса к растениям, помогать им, прививать бережное и чуткое отношение к окружающему растительному миру. | Целевые экскурсии к деревьям детского сада.
Разгадывание загадок о деревьях.. Придумывание загадок по заданному алгоритму. | Сбор природного материала, помощь детям в изготовлении поделок из природных материалов для осенней выставки. |
Октябрь | «Дары природы» (овощи и фрукты) | Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; формированию положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов. | Дидактические игры: Беседа "Что нам осень принесла".
Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки». Лепка "Овощи для бабушки».
Рассматривание картинок, чтение художественной литературы. | Участие в подготовке и проведении осеннего праздника. Картотека для родителей «Игры на тему «Дары осени». |
Октябрь | «Мы в ответе за тех, кого приручили...» | Воспитывать ответственное отношение к своим домашним питомцам, проявлять заботу о них, прививать чувство жалости к бездомным животным. | Фотовыставка «Мы в ответе за тех, кого приручили...». Чтение книги Танасийчука В.Н. Экология в картинках. | Анкетирование родителей на тему «Ваш домашний питомец» Участие в подготовке фотовыставки. |
Ноябрь | «Комнатные растения» | Способствовать формированию представлений детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях. | Шефство над цветком. (За каждым ребенком закрепляется одно растение).
Беседа об уходе за комнатными растениями.
Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле. | Домашнее задание для родителей и детей: определить названия цветов и особенности ухода за ними. |
Декабрь | «Чтобы елки не рубить, можно елки смастерить» | Воспитание природоохранного поведения детей, определить способы сохранения елей и сосен, и их замены на другие атрибуты праздника; привлечь внимание дошкольников, их родителей,к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников и сформировать активную позицию населения по вопросам защиты окружающей среды. | Экскурсия - наблюдение за елочками на участке детского сада. Беседа «Сравним живую и искусственную ели». «Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам. Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе. |
Консультация для родителей «Альтернатива новогодней ёлке»; Опрос «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?» Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями и воспитателями «Сделаем елочку своими руками».
|
Январь | «Каких диких зверей можно встретить в подмосковных лесах» | Способствовать формированию представлений детей о диких зверях, обитающих в Подмосковье, их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Создание на фланелеграфе модели леса с изображением диких животных. Отгадывание загадок о диких животных; Чтение познавательной литературы о диких зверях -Чарушин Е.И. «Моя первая зоология»; Бианки В. «Лесная газета». |
Оформление страницы по теме в родительском уголке |
Февраль | «Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать!» | Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения, воспитывать чувство заботы о птицах. Познакомить с пословицами, поговорками, загадками, сказками о птицах. | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. – Изготовление кормушек – Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц"). | Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц - из бросовых материалов. |
Март | Красная книга Подмосковья | Познакомить детей с Красной книгой Подмосковья: редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Беседа о животных и растениях, находящихся под защитой. Игра "Где живут животные".
| Опрос родителей «Каких животных, занесенных в Красную книгу Подмосковья , вы можете назвать?» |
Апрель | Земля - наш общий дом | Подготовка и проведение праздника - День Земли; формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю. | Конкурс рисунков на асфальте по теме «Земля - наш общий дом». Выпуск фотоальбома «Мы едем, едем,едем в далекие края...». | Помощь детям в оформлении альбома путешествий. |
Май | Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
| Создание экологической тропы:выделить объекты, сфотографировать их, составить паспорт экологической тропы с описанием выбранных видов деревьев и кустарников, организация походов к выбранным объектам и наблюдение за их изменениями соответственно погоде, сезону. Выбор сказочного хозяина тропы, выполнение его заданий.
| Участие в оформлении экологической тропы, подбор информации о растениях. |
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002г.
Артемова Л. Н.«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва ,1992г.
Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва ,1995г.
Иванова А.И. Мир растений. Эксперименты и наблюдения в детском саду. -М: «ТЦ Сфера», 2017г.
Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.
Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва :Педагогическое общество России, 2000г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Продолжительность проекта: долгосрочный - 2017/2018 учебный год Тип проекта: - по доминирующему методу: информационно - творческий, практико - ориентированный; -по характеру содержания: отношение ребенка и природы.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста
Актуальность Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. В этом плане экологическое воспитание и образование играют немаловажную роль, поскольку экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В проекте используются материалы по природе Подмосковья, Люберец - это непосредственное окружение детей, их малая Родина, поэтому экологическое воспитание и образование рассматриваются как основа формирования патриотических чувств. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.
Цель проекта Формирование экологической культуры: на основе полученных знаний о природе воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому (познавательное, эстетическое, гуманистическое).
Задачи проекта Дать детям знания (в доступной для них форме) об окружающей природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира их малой родины; Показать красоту, силу, величие окружающей природы; Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны, спасения природы и потребность принимать активное участие в этом; Развивать творческие способности детей; Применять новые формы, методы, приемы учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты проекта: Повышение уровня экологической грамотности детей; Формирование осознанной потребности в общении с природой; Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада; Создание художественно – эстетической среды; Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека; Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности; Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Этапы разработки и реализации проекта: Подготовительный этап - Подбор и изучение методического материала по теме, подбор иллюстративного материала, книг и оборудования для занятий, дидактических, сюжетно-ролевых игр и бесед; - Создание мультимедийных презентаций; - Планирование мероприятий с учетом цели, с привлечением родителей и детей; - Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира, к познавательной и исследовательской деятельности - Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта.
Практический этап - Область познания:(наблюдения, целевые прогулки, экскурсии) - Коммуникация:(игры, беседы,консультация для родителей) -Художественное творчество:(рисование, аппликация, лепка, конструирование из природных материалов) - Чтение художественной литературы - Работа с родителями.
Календарный план проекта
Методы, используемые для реализации программы: Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; применение дидактических игр; Словесные методы чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.); загадывание загадок; Практические методы оформление гербария растений, плодов; чтение литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"
Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...
«С чего начинается Родина?» …Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал… К.Симонов.
laquo;С чего начинается Родина?» …Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину – такую,Какой её ты в детстве увидал…К.Симонов....