Главные вкладки

    Конспект занятия "Лес-наше богатство"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Манзырева Елена Сергеевна

    Конспект занятия по экологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_diplom.docx40.77 КБ
    Файл les-bogatstvo.docx35.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги,  что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…» .

    Особое место у дошкольников занимает творческое воображение, как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций.

    Творческое воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Одновременно и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая младший школьный возраст. По ходу детского развития воображение не растворяется в мышлении, а, впитывая опыт мышления, приобретает подлинно разумный - содержательно-обобщающий характер.

    Объектом исследования является: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования:  методы нетрадиционного рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель исследования: рассмотреть и апробировать нетрадиционные приемы рисования, которые способствуют развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Рассмотреть теоретические основы развития творческого воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

    2. Изучить обучение нетрадиционными приемами рисования, применяя их как средство развития творческого воображения дошкольников.

    3. Выявить с помощью опытно-экспериментального исследования развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных приемов рисования.

    Гипотеза исследования: если использовать нетрадиционные приемы рисования, то развитие творческого воображения старших дошкольников будет повышаться.

    Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используются следующие методы:

    - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта педагогов, оформление выводов, составление библиографии;

    - эмпирические: наблюдение, анализ продуктов деятельности;

    - экспериментальные: математическая обработка полученных результатов.

    Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

    Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

     Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

    1.1 Понятие творческого воображения Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счёте, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

    Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [6, с.28].

    1.2 Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения

    Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

    Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.

    В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

    1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0 - 18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см. Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено.

    В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд -- по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости.

    Выводы по первой главе:

    Таким образом, творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

    Глава II. Обучение нетрадиционными приемами рисования посредством развития творческого воображения дошкольников

    2.1 Нетрадиционные приемы рисования

    Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

    Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

    2.2 Обучение нетрадиционным техникам рисования

    Определив исходные теоретические положения, перейдем к рассмотрению вопроса целенаправленного развития воображения в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования, как средству развития творческого воображения старших дошкольников.

    В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели и т.д.)умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов .

    Рисование в детском саду направлено на обучение художественно - творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

    Мы хотим научить детей нетрадиционным техникам рисования, чтобы они могли свободно ими распорядиться при решении изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

    2.3 Нетрадиционные приемы рисования посредством развития творческого воображения

    Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

    Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

    1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

    2. Сформировать изобразительные навыки и умения;

    3. Развить творческие способности дошкольников.

    С учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных техник проводят в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей

    Детская фантазия рождается в игре, и поэтому нужно соединять нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Считаю, что рисование - это не только обучение, это, в первую очередь, игра. В играх есть определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!». Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.

    Выводы по второй главе:

    Во второй главе мы рассмотрели обучение нетрадиционными приемами рисования, как средство развития творческого воображения.

    Нетрадиционные техники рисования развивают направленность процессов воображения, их пластичность, формируют у детей способность создавать сложные целостные изображения. Так же необходимо обратить внимание на активное руководство детской изобразительной деятельностью и процессом формирования техники рисования со стороны взрослого. По мнению Т.С. Комаровой создание изображения с помощью нетрадиционных техник рисования является значительно более трудным, чем рисование карандашом и кистью, и имеет положительные черты «в манипулировании материалами»: богатство технических приемов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша и др., разнообразие сочетания этих материалов[13].Таким образом, нетрадиционные техники рисования дают возможность увидеть тот или иной образ в получаемом изображении. К сожалению не все техники в равной степени развивают творческое воображение дошкольников.

    Главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт - рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

    Глава III. Опытно-экспериментальное исследование по развитию творческого воображения старших дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования

    3.1 Констатирующий эксперимент

    С целью изучения развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, посредсвом нетрадиционных приемов рисования, была проведена исследовательская работа на базе  МБДОУ д/с «Ручеек» с. Сосново-Озерское в двух подготовительных группах - одна группа - экспериментальная, вторая - контрольная. Количество детей в обеих группах одинаковое - 10 дошкольников.

    Цель: выявить уровень творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».

    Содержание данной темы:  закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.

    Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что почти у всех детей экспериментальной и контрольной групп отсутствует знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне; лишь часть детей выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращаются с вопросами; уровень творчества практических у всех детей на среднем уровне, за исключением некоторых.

    Таким образом, констатирующий эксперимент выявил, что уровень развития творческого воображения у детей экспериментальной и контрольной групп можно обозначить как средний.

    3.2 Формирующий эксперимент

    Формирующий эксперимент проводился со всеми детьми экспериментальной группы.

    Цель формирующего эксперимента: развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных техник в живописи.

    Задачами формирующего этапа эксперимента являются:

    - разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами;

    - апробирование нетрадиционных техник в живописи для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость), мы определили задачи работы:

    1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.

    2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования.

    Занятия с детьми экспериментальной группы проводили во вторую половину дня, в свободное время 1 - 2 раза в неделю. На первых занятиях мы с детьми играли с цветом и красками, познакомились с возможностями гуаши и акварели. Я заметила, что у детей уже появился интерес к цвету. Они различали многие цвета и оттенки. Но очень немногие умели смешивать краску для получения оттенков светлых и тёмных. Первые занятия посвятили этой теме. Сначала мы с детьми смешивали краски в банке с водой, в пакете с кремом, затем на палитре, создавали "Колесо цвета", а потом гуашью "создавали" новые цвета, затем занялись экспериментированием с краской, различными материалами.

    Показателем и результатом работы на формирующем этапе эксперимента можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем выставки рисунков, оформляем декорации к спектаклям, украшаем группу и детский сад своими картинами и панно, готовим подарки малышам и взрослым к праздникам. При проведении формирующего эксперимента нами были использованы также дидактические игры и упражнения.

    3.3 Контрольный эксперимент

    Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.

    Контрольный эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна». В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе. Дети активно и старательно выполняли работу. Коллективная работа получилась очень интересной по содержанию.

    В результате контрольных наблюдений можно сказать, что по сравнению с предварительными наблюдениями на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, дети поднялись на более высокий уровень сформированности творческого воображения в рисунке

    Выводы по третьей главе:

    Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей и творческого воображения детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческого воображения в области рисования живописными материалами. Апробированы нетрадиционные техники живописи для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

    Заключение

    Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь - обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития. Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

    Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение нетрадиционных техник рисования.

    Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей и творческого воображения у детей подготовительной группы путем проведения занимательных занятий посредством нетрадиционных техник рисования.

    Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.

    Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня их творческого воображения.

    Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, полностью реализованы.

    Введенная гипотеза подтверждена, так как у детей с помощью занятий повысился уровень творческого воображения.

    Практическая значимость заключается в использовании разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя и руководителя изодеятельности, обобщение научной литературы способствует установлению содержания творческого воображения в рисовании.

    Проведенная на практике работа оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.



    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

     «Лес — наше богатство»

    «Лес – наше богатство».

    (подготовительная группа)

    Цель. Уточнять и расширять знания об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходства и различие, видеть связь между условиями обитания растений и животных и их внешним видом, повадками.

    Ход занятия

    Воспитатель. Представьте, что мы оказались в лесу. Как здесь красиво! Тишина. Только слышно, как птицы поют, да ветер шумит в ветвях деревьев. Говорят, в этом лесу, в дупле большого дерева, живёт Лесовик. Он знает всё о лесе и знаком со всеми лесными жителями. Хорошо было бы его встретить. Он мог бы рассказать нам много интересного. Давайте его позовём.

    (Дети зовут Лесовика. Выходит взрослый в костюме.)

    Лесовик.

    Это я, седой старик,

    По прозванью Лесовик.

    Этот лес я сторожу,

    За порядком здесь слежу.

    Лес, мой дом, для всех открыт.

    Он резною крышей крыт.

    Коль с добром пришёл в мой дом,

    Чудеса увидишь в нём.

    Я не один здесь живу, со мной мои друзья – растения и животные.

    Есть у людей зелёный друг,

    Весёлый друг, хороший,

    Он им протянет сотни рук

    И тысячи ладошек. Кто это?

    (Дерево) .

    (Воспитатель выставляет иллюстрации. Дети называют изображённые на них деревья) .

    Лесовик. Чем деревья похожи между собой и чем отличаются?

    Дети. У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоей, называются хвойными.

    Лесовик. Случается, в лесу растёт какой-нибудь один вид деревьев. Как называют лес или его часть, где растут только ели? (Ельник) .

    Лесовик называет деревья, дети – лес, состоящий из них: берёза – березняк (берёзовая роща, дуб – дубрава, осина – осинник, сосна – сосновый бор, ольха – ольховник (ольшаник) .

    Лесовик. Назовите деревья, которые растут в лиственном (хвойном) лесу. (Ответы детей) .

    А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? (Смешанным) .

    Что ещё растёт в наших лесах?

    Проводится дидактическая игра «Назови и покажи».

    Дети рассматривают и называют кустарники (багульник, бузина, орешник, жимолость, ягодные кустарники (черника, голубика, брусника, костяника) и находят карточки с их изображением.

    Лесовик. Есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (Ягодами, грибами). Какие лесные ягоды вы знаете? (Землянику, бруснику, костянику, малину, чернику). А какие грибы можно найти в лесу? (Грузди, подосиновики, подберёзовики, рыжики, волнушки, опята, сыроежки, маслята) .

    Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

    Вкусный лесной чай можно заваривать, используя побеги иван – чая, душицы, зверобоя, листья малины, брусники, земляники или черники. Все эти растения – лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?

    Дети. Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

    Лесовик. Назовите растения, семена, кору, корни или плоды которых люди используют для изготовления лекарств. Сначала деревья, затем кустарника и, наконец, травы.

    Дети. Деревья – сосна, липа, берёза, дуб, пихта. Кустарники – малина, бузина. Травы – тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник.

    Лесовик. Среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые. Вороний глаз, майник двулистный, ландыш радуют глаз своими красивыми плодами, но брать в руки и есть их нельзя.

    Проводится разминка.

    В лес гулять мы пошли,

    (Маршируют на месте)

    Вброд ручей перешли,

    (Шагают, высоко поднимая ноги)

    Небывалой высоты

    У ручья растут цветы.

    (Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)

    Посмотри по сторонам,

    Что же лес подарит нам?

    (Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)

    Наклонись, сорви малинку

    И клади её в корзинку.

    (Наклоняются вправо – влево)

    Крепкий беленький грибок

    Мы положим в кузовок.

    (Выполняют приседания) .

    Лесовик. В нашем лесу много птиц. Назовите их.

    Дети. Рябчики, глухари, дятлы, совы, клёсты, кедровки, куропатки.

    Проводится дидактическая игра «Зимующие – перелётные». Дети поочерёдно называют птиц, находят карточки с их изображением и размещают на панно по группам: зимующие (синица, снегирь, дятел, поползень, клёст, глухарь, рябчик, тетерев и т. п.) и перелётные (скворец, ласточка, грач, кукушка, журавль, лебедь и т. п.) .

    Лесовик. Молодцы! А теперь вспомните животных, обитающих в лесу.

    Проводится игра «Изобрази животное».

    Воспитатель загадывает загадки о животных. Ребёнок, первым назвавший правильную отгадку, изображает животное и отвечает на вопросы:

    - Что ты делаешь в лесу?

    - Есть ли у тебя жилище и как оно называется?

    - Чем ты питаешься?

    - Кого боишься?

    Лесовик. Некоторые лесные обитатели опасны для человека.

    Энцефалитный клещ может укусить и заразить человека опасной болезнью – энцефалитом. Поэтому отправляясь в лес, надо надеть куртку, брюки, закрытую обувь и головной убор. По возвращении домой нужно проверить, нет ли на одежде или на теле этих насекомых.

    В лесу можно встретить ядовитую змею – гадюку. Если это произошло, не пугайте её, остановитесь, а затем медленно повернитесь и идите назад.

    Помните: змеи никогда не нападают первыми.

    Воспитатель. Лесовик, расскажи нам, без лес не может существовать?

    Лесовик. Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведёте себя в лесу?

    Проводится дидактическая игра «Можно – нельзя».

    Дети анализируя варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зелёную в знак одобрения поступок, красную – осуждая его) .

    Воспитатель. Можно (нельзя) ломать ветки (кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнёзда или муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор) .

    Лесовик. Молодцы! Если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

    Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.

    Звучит аудиозапись «Звуки леса», проводится аутотренинг.

    В зелёном, зелёном, зелёном лесу

    Зелёный листок как флажок я несу.

    Зелёная шишка под ёлкой лежит.

    Зелёная музыка где – то звучит.

    Зелёный кузнечик в Зелёной стране

    Играет зелёную музыку мне.

    Лесовик. Мне понравилось с вами заниматься. Я расскажу о вас своим лесным друзьям и надеюсь, что мы скоро увидимся.

    Конспект занятия

             

                       Подготовила: Волкова Ольга Васильевна

                                        г.Луховицы 2013 г.

    1 Организационный момент.

    Дети входят в группу, здороваются с гостями.

    Воспитатель: Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям. Рассаживаемся полукругом.

    2 Утренний сбор.

    1-Отгадывание загадки.

    Есть у ребят весёлый друг

    Зелёный друг, хороший.

    Он им протянет сотни рук

    И тысячи ладошек. (лес)

    Ответы детей.

    2-Обратите внимание на лес в разные времена года.

    Просматривание слайдов по компьютеру, в сопровождение чтения стихов по иллюстрации.

    Чародейкою зимою

    Околдован лес стоит

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною , немою,

    чудной жизнью он блестит.    Ф.Тютчев

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною..

    Засвищут скоро соловьи

    И лес оденется листвою.  А Плещеев

    Лес точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный

    Весёлой пёстрою стеной

    Стоит над светлою поляной.  И.Бунин

    3 Беседа

    -Какие деревья растут в лесу?

    -Чем ель и сосна отличаются от других деревьев? (иголками)

    -Как ещё называют иголочки? (хвоя)

    -Как называют деревья с листьями? ( лиственные)

    Работа с карточками.

    В верху выложите карточки с хвойными деревьями,  внизу с лиственными.

    -Почему лиственные и хвойные деревья так называются?

    4 Игра *Назови лес*

    Воспитатель показывает карточку с изображением дерева, а дети называют лес.

    Берёза- березняк- берёзовая роща.

    Ель- ельник-  еловый бор.

    Сосна – сосняк – сосновый бор.

    Осина – осинник – осиновая роща.

    Дуб – дубрава – дубовая роща.

    Липа – липовая роща.

    Назовите сходства и различия этих деревьев.

    5 Игра *Волшебный мешочек*

    Каждый ребёнок достаёт из мешочка плод, не подсматривая, называет дерево на котором он растёт.

    (Жёлуди, орехи, шишки, крылатки, грозди ягод, серёжки.)

    6 Физминутка *Дуб* с движениями.

    На пригорке дуб стоит,

    Он ветвями шелестит.

    На ветру листвой играет

    Утром солнышко встречает.

    Крепкий ствол покрыт корою,

    А корнями под землёю  

    Он питается и пьёт,

    Очень долго дуб живёт.

    А на ветках там и тут

    Птицы разные живут.

    В гнёздышках они сидят

    Птенчиков своих растят.

    7 Видео обращение от лесника.

    -Здравствуйте, ребята. Я работаю в лесничестве, ухаживаю за лесом. Часто бываю в лесу и вижу, что люди совсем не берегут лес: ломают деревья, разоряют гнёзда, разжигают костры, оставляют мусор…

    Скоро наступит весна, в лесу будит много отдыхающих. Мне нужна ваша помощь!

    -Воспитатель: -Ребята разойдитесь по центрам и подумайте чем вы можите помочь леснику.

    3 Работа по центрам.

    *Искусство*

    Изготовление плаката *Береги лес*. Дети изготовляют заприщающие знаки, размещают их на ватмоне.

    *Литература*

     Изготовление книги *Береги лес* Деки на листах наклеивают картинки, подписывают названия. Листы собирают вместе, сшивают ленточкой.

    *Наука и природа*

    Работа детей с схемами.

    *Математика*

    Работа детей с лабиринтом, разрезными картинками.

    *Кулинария*

    Приготовление угощения из лесных ягод для Лесника.

    4 Подведение итогов.

    Дети выносят свои поделки на середину группы, на стол. Объясняют, как и чем они готовы помочь.

    Всё складывается в посылку и отправляется Леснику.

    Занятие заканчивается чтением стихотворения.

    Лес не только для нашей забавы!

    Он богатство нашей страны!

    Все деревья в нём, ягоды, травы

    Нам на пользу друзья ,взращены.

    Каждый куст берегите, ребята!

    Где росток ты увидишь простой,

    Может вырасти дуб в три обхвата,

    Березняк или ельник густой.

    А уж сколько орехов и ягод!

    Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!

    Свято помни, что лес- наша радость, вместе с лесом и сам ты растёшь!

                          Программные задачи:

    - совершенствовать диалогические и монологические формы речи

    -совершенствовать умение образовывать качественные прилагательные, родственные слова

    -продолжать работу по активизации, обогащению словаря детей за счёт слов, обозначающих деревья (хвойные, лиственные)

    -развивать мышление, память, внимание, воображение

    -формировать умение составлять целое из частей

    -расширять кругозор детей

    -формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой взаимности друг от друга

    -воспитывать бережное отношение к лесу

                  Программные задачи по центрам:

    *Математика*

    -продолжать учить детей классифицировать предметы по различным признакам

    -формировать умение составлять целое из частей

    -развивать зрительное восприятие и внимание

    -закрепить умение ориентироваться на листе бумаги

    *Литература*

    -развивать мелкую моторику рук

    -учить подбирать картинки на определённую тему, создавать книгу по сюжету

    *Наука и природа*

    -закрепить знания детей о пищевых цепочках леса, через составление схем

    -побуждать интерес к исследовательской деятельности

    *Искусство*

    -развивать чувство цвета и композиции

    -закрепить навыки наклеивания деталей

    -воспитывать аккуратность во время работы, дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться. Помогать друг другу

    *Кулинария*

    -учить детей создавать вкусные угощения из корзинок, лесных орехов и ягод

    -развивать кулинарные творческие способности

    -прививать аккуратность во время работы

                                 Оборудование

    -конверты с изображением хвойных и лиственных деревьев на каждого ребёнка

    -дидактическое пособие *Деревья*

    -иллюстрации с изображением леса в разные времена года

    -разрезные картинки, лабиринты

    -схемы *Кто чем питается*

    -иллюстрации с изображением лесных цветов

    -лесные ягоды, орехи, корзиночки, сахарная пудра

    -ватманский лист, цветная бумага, клей, карандаши

    -коробка для посылки

    -чудесный мешочек с плодами(орехи, жёлуди, гроздья ягод, серёжки)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

    Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

    Конспект "Чистота воздуха -богатство нашей страны"

    Чистота окружающей среды . И что важнее солне,воздух или вода ?...

    Конспект занятия "Природные богатства нашего края"

    Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...

    Конспект ООД "Воздух - богатство планеты Земля"

    Конспект ООД«Воздух - богатство планеты Земля»Цель:  формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения к окружающей природе.Задачи: формировать целостное восприятия окружающег...

    Конспект-нод « Лес – богатство и краса, береги свои леса»

    Путешествие по лесу с элементами экологического воспитания...

    конспект "Хлеб-наше богатство", подготовительная группа

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной деятельности "Познавательное развитие" по теме: "Хлеб - наше юогатство"....