Главные вкладки

    Конспект исследовательской деятельности в старшей группе "Вода, вода, кругом вода"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Сальникова Оксана Владимировна

    Ознакомление дошкольников со свойствами воды

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_issledovatelskoy_deyatelnosti_s_vodoy.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект исследовательской деятельности

    с детьми старшего дошкольного возраста

    «Вода, вода, кругом вода»

    Воспитатель: Сальникова О.В.

    Детский сад №232 ОАО «РЖД»

    Цель: продолжать формировать представления о воде и ее свойствах

    Ход занятия.
    Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию, где проводят опыты. Но для опытов всегда нужны какие-то вещества. Попробуйте догадаться с каким веществом мы будем работать…          Говорят она везде!
                                           В луже, в море, в океане.
                                           И  в водопроводном кране.
                                           Как сосулька замерзает,
                                           В лес туманом заползает,
                                           На плите у вас кипит,
                                           Паром чайника шипит.
                                           Без нее Вам не умыться,
                                           Не наесться, не напиться!
                                          Смею вам я доложить:
                                           Без неё вам не прожить!

    Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения)..
    Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты  нашу Землю из космоса?.. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет.  

     А сейчас мы с вами пройдем в нашу  лабораторию и  продолжим разговор  о воде. Но для этого давайте наденем фартуки , чтобы не испачкаться.

    ОПЫТ 1.

    "ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".

    Воспитатель: Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

    Дети: Стеклянная.

    Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться.

    Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.

    Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды в стаканчик.

     - Почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко.

    - Почему вода растеклась по блюдечку.

    Дети: Вода жидкая.

    Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

    Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

    Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

    Дети: Нет, форма их не меняется.

    Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

     Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

    Дети: Форму баночки.

    Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

    Дети: Вода приняла форму этих предметов.

    Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

    Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. (карточка – схема №1)

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо".

     

      Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки.

     Если не умеешь плавать, можно утонуть.  

    Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду.

    Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.

    Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

     Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

     Горячей водой можно обжечься.

    Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.

     ОПЫТ 2.

    "ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ".

    Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к   столу. У меня на столе стоят три тарелочки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

    Слушайте первую загадку:

                                                  Белый камень в воде тает.

                                                                                         (сахар).

    Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

     

                                                    В воде родиться,

                                                     Воды боится.

                                                                              (соль).

    Убираем салфетку со второго блюдца.

      И, наконец, третья, последняя загадка (самая трудная).

                                                   Желтое, а не солнце,

                                                   Льется, а не вода,

                                                   На сковороде - пенится,

                                                   Брызгается и шипит.

                                                                                (масло).

    Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

    Дети: Потому что они в ней исчезают.

    Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.

     Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

    Затем, в другую баночку положите соль

    Дети: Сахар растворилась в воде и соль растворилась в воде.

    Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?

     Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

    (  самостоятельная работа детей.)

     Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

    Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились

    Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

    Вывод:   В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. (карточка)

    ОПЫТ 3.

    "ОЧИСТКА ВОДЫ".

    Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.

    Оно так и осталось плавать на поверхности воды. А если в воду попадет песок, он растворится?

     Можно пить такую воду и почему?

      Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

    Дети: Её нужно очистить .

    Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. (карточка)

    Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки воронки.  Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр.)

     А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

    (Самостоятельная работа детей.)

    Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить  воду с песком в баночку с фильтром.

    (самостоятельная работа детей)  

    Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

    Дети: Вода стала чистой.

    Воспитатель: Куда же спрятался песок?

    Дети:   остался на фильтре.

    Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. ( карточка – схема)

     Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода.  (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, речная,  ).

     Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете.  О каких  е свойствах воды мы говорили на сегодняшнем занятии.(с опорой на схемы)

    Дети: Вода это жидкость;

    Вода не имеет собственной формы;

     Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

    Воду можно очистить с помощью фильтра.

    Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека.  

     Итог: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

    А я предлагаю вам попить морс, который приготовили наши повара на основе чистой воды и свежих ягод.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

    Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Вода. Бережем планету вместе"

    Цикл занятий по исследовательской деятельности в старшей группе по теме "Вода" начался еще в начале зимы 2014 года и продолжается по сей день, поскольку эта тема очень интересна и многогранна, особенн...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...

    Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы «Волшебница – вода»

    закрепить и систематизировать знания и представления детей о значении воды  для всего живого...

    Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе: "Какой бывает вода"

    Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе: "Какой бывает вода"...

    Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»

    - знакомить детей со сойствами  воды (жидкая:  льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить  в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...