Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Как хлеб на стол пришёл»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Белогривцева Ольга Ивановна

Закрепить представления и знания детей об изготовлении хлеба и хлебобулочных изделий. Процесс его поступления на стол - от зёрнышка до булочки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе                                                                                                    на   тему

«Как хлеб на стол пришёл»

        

Подготовила:

воспитатель  11 группы

Белогривцева Ольга Ивановна

Москва 2015г.

Цель: создать условия для обогащения представлений о том, как выращивают пшеницу, обогатить знания детей об изготовлении хлеба, о разновидностях хлебобулочных изделий.

Образовательные задачи:

 1.​ Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы;

  2.  Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении

  3. Воспитывать у детей интерес к исследовательской деятельности;

  4.​ Побуждать детей понимать выполнения задания;

  5. Учить анализировать свои действия;

  6. Учить действовать согласно инструкции;

  7. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Развивающие задачи:

1. Познакомить детей с профессией пекаря;

2. Развивать умение действовать согласованно;

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;

4. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;

5. Способствовать формированию мыслительных операций;

6. Развивать устную речь;

7. Способствовать развитию речи детей; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;

8. Способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом;

Познавательные задачи:

 1.​ Закреплять представления и знания детей об изготовлении хлеба и хлебобулочных изделий.

 Воспитательные задачи:

 1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

 2.​ Формировать навык работы в коллективе, работать сообща.

 3. воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу, труду взрослых, природе.

 4. Способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе детей;

 5. Вызвать интерес к коллективному труду.

Словарь: пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, кунжут, мак, мягкое, пушистое, податливое, ароматный, аппетитный.

 Речевой материал:

 1​. Предварительное чтение Украинской сказки Колосок;

 2. Текст сказки «Колосок» с иллюстрациями;

 3.Пословицы и поговорки о хлебе;

 4. Загадки

 5​. Игра «Ладошки»

 6.​ Игра «Замеси тесто»

7. Беседы.

Оборудование: 

 1.​ Картинки и иллюстрации с изображениями хлеба, хлебобулочных изделий, профессий связанных с изготовлением хлеба и специальных машин.

 2. Мультимедийное оборудование;

 3​. Раздаточный материал по количеству детей:

 4. мука, влажные салфетки, мак, кунжут, яйца, венчик, кисточки для смазывания теста, лоточек с землёй, тесто, разделочные доски, зёрна, лейки.

 Ход занятия

 1.​ Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Звучит запись песни «Хлеб – всему голова в исполнении Ольги Воронец. Под эту музыку в группу входит воспитатель в костюме пекаря. (На экране мультимедийного оборудования – процесс выпечки хлеба)

Пекарь: здравствуйте дети! Я пекарь, я пеку хлеб. Я хочу поближе с вами познакомиться.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Ладошки»

Игра «Ладошки»

(Пекарь по очереди протягивает ладонь детям и называет своё имя, дети по очереди кладут свою ладошку на ладонь пекаря и   также называет своё имя).

Пекарь: вот мы и познакомились. Ребята, а посмотрите, какой красивый и ароматный хлеб я для вас испекла, он называется Каравай, потому что круглый, красивый и похожий на солнце.

На экране появляется каравай. Воспитатель читает стихотворение:

Вот он каравай душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, мягкий, золотистый.

Словно солнцем налитой.

2.​ Повторение пройденного материала.

Ребята, я хочу пригласить вас в волшебное увлекательное путешествие, следуйте за мной, нам нужно пройти по волшебной тропинке проходящую через лес… Но сначала отгадайте загадки.

Загадки:

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

(Хлеб)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом

(Колос)

То, о чем загадка здесь,

Хорошо с чайком поесть,

С виду – маленький батон

И с начинкой сладкой он.

(Рулет)

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто –

Есть мясо или капуста.

(Пирожок)

Деревянная темница —

А в ней хлеб всегда хранится.

(Хлебница)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Озерко молочное,

Берега калачные.

(Ватрушка)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем.

(Бублик)

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос.  

      (Комбайн)

Это печенье в глазури обычно,

В виде лепешки, фигурки привычной.

Сладкое, мятное…

 Ставь быстро чайник,

Если к столу принесет кто-то…

 (Пряник.)

С открытою начинкой лепешка,

Посередине — творога немножко.

Всех пирожков известная подружка

Питательная, вкусная…

 (Ватрушка.)

В день веселых именин

Выпекают хлеб один,

Поскорее называй

Выпекают ….  

(Каравай)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

До красна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

(Пекарь)

 3​. Введение в тему:

Молодцы, отлично справились. Но, что отправляемся в путешествие (дети, взявшись за руки, проходят круг по группе, изображая как будто они переступают через кочки, болота, идут по камням и присаживаются на ранее приготовленные места.)

Пекарь: мы с вами попали в магазин хлебобулочных изделий, в магазине нет ни покупателей, ни продавцов. А так как он волшебный магазин, мы же пришли сюда по таинственной тропинке. Здесь могут происходить чудеса. (воспитатель волшебной палочкой касается батона, лежащего на полке, переворачивает его, и он как бы оживает)

На экране появляется картинка изображением белого хлеба.

Батон: здравствуй пекарь, здравствуйте дети, очень рад с вами познакомиться и поговорить.

Пекарь: здравствуй батон, мы тоже очень рады с тобой познакомиться, но расскажи нам, из чего ты сделан и как ты попал на полку этого магазина?

Батон: Я белый батон, я сделан из пшеницы, из самого главного зерна страны. Я этим очень горжусь, хлеб, приготовленный из пшеничной муки вкусный и полезный. Сначала пшеницу бережно выращивали на полях нашей страны, сеяли ее, ухаживали за ней, поливали, оберегали от ветра и птиц. Потом фермеры на комбайнах собрали каждый колосок, далее на грузовой машине пшеницу привезли на мельницу, где зерна перемололи в муку, а уже из муки, пекарь выпек, вкусный ароматный хлеб. И только потом готовые изделия попадают сюда на прилавок магазина.

Пекарь: спасибо, тебе батон, за поучительный рассказ.

И предлагает детям по схеме рассказать, как зерно становится хлебом; спрашивает у детей, какие разновидности хлебобулочных изделий им знакомы, какие они пробовали когда-то и что еще готовят из муки.

Дети вместе с воспитателем рассматривают хлебобулочные изделия, называя их. А на экране появляются картинки с этими хлебобулочными изделиями.

Пекарь: Дети, а вы знаете из чего пекут хлеб?

Ответы детей.

Пекарь: да, правильно из муки и я вам сейчас об этом расскажу. (Дети рассаживаются за столы. Перед детьми на тарелочках зёрна пшеницы.)

Пекарь: посмотрите, сто у вас в тарелочках?

Ответы детей.

Пекарь: да, ребята, это зёрна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь? Скажите, какой они формы, величины, цвета?

Ответы детей.

Пекарь: да, ребята. Они маленькие, твёрдые, гладенькие, зёрнышки, посередине у которых находится бороздка, она делит зерно на две половинки. В каждом зёрнышке растёт росток. Чтобы он проснулся, зёрнышки нужно посадить в землю.

(Показ слайда с посадкой зерна)

Пекарь: Ребята давайте тоже посадим наши зёрнышки. Вот здесь у нас будет наше небольшое поле. Сейчас грабельками мы сделаем бороздки и в них вы положите каждый свои зёрнышки. (Посадка зёрен).

Ребята, а как вы думаете, что поможет нашим зёрнышкам подрасти?

Ответы детей.

Пекарь: да, конечно, солнце, свет, вода, тепло. Давайте возьмём леечку и польём наш посев. Через некоторое время из наших зёрен появятся ростки, затем вырастут колосья. Мы с вами заведём дневник наблюдений и каждый день в нем будем отмечать изменения нашего посева.

(На экране показываются слайды – посадка зёрен – появление ростков – появление колосьев – красивое золотое поле).

Я для вас принесла колосья, которые выросли на большом поле. Давайте их рассмотрим. Посмотрите колос состоит из стебелька, колоска, в котором живут зёрна, и усиков.

Вот какой красивый колосок. «Золотист он и усаст, в ста карманах сто ребят». А теперь давайте соберём все колоски вместе. Вот какой получился сноп. Дети, а кто знает, что такое сноп?

Сноп— это букет из колосьев.

(На экране показывается слайд – работа уборочных машин в поле, сноп).

Пекарь: посмотрите, ребята, какие машины помогают людям выращивать пшеницу. Это трактор, это комбайн. При помощи трактора люди пашут поле и сеют зёрна в землю. А вот комбайн убирает с поля зёрна, высыпает в специальные машины, затем машины отвозят зёрна на мельницу и из них мелят муку. Так из зёрен постепенно, в процессе трудоёмкой работы появляется хлеб, который мы с вами все любим и кладём его на наш стол. Люди трудились на земле долго и упорно. Поэтому и нужно беречь хлеб.

Пекарь: Дети, почему надо беречь хлеб?

(ответы детей.)

Хлеб не падает нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Пекарь: Ребята, давайте вспомним поговорки и пословицы о хлебе.

(дети по памяти рассказывают):

«Хлеб всему голова»

«Хлеб – батюшка, а водица - матушка»,

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»,

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

«Плох обед, если хлеба нет»

Молодцы, ребята. Хорошо работаете.

Пекарь: ребятишки, а хотелось бы вам самим поучаствовать в чудесном процессе приготовления хлеба?

Пекарь: Ребята, мы с вами немного засиделись, давайте поиграем в игру «Замеси тесто».

4.Физкультминутка «Замеси тесто».

Ой, ладошки – ладошки.

Мы печём оладушки.

(Хлопки ладонями)

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно,

(Имитируем помешивание по кругу)

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол,

(Присели)

Тесто убежало,

(Лёгкий бег на месте)

Начинай сначала.

5​. Закрепление темы, изучения нового материала.

 (На экране показывается процесс выпечки хлеба).

Пекарь: Ребята, посмотрите на экран. Видите, как много разнообразных хлебобулочных изделий можно испечь из муки.

(На экране процесс выпекания разных хлебобулочных изделий).

Пекарь: Дети, я хочу превратить вас в маленьких пекарей, моих помощников. Давайте наденем, фартучки, колпачки. Обязательно перед процессом приготовления помоем ручки. Перед вами в мисках тесто, а на дощечках горстка муки. Разровняйте муку на дощечке. Какая мука на ощупь? Возьмите кусочек теста. Какое оно? Да, оно мягкое, нежное, легко лепится), чтобы тесто не прилипало к рукам, обваляйте его в муке и будем лепить булочки.

(Дети лепят булочки, смазывают яйцом, украшают. Противень смазывают маслом).

Видите, ребята, как трудно делать хлеб. Поэтому к хлебу нужно бережно относиться, не бросать, не крошить его, потому что много людей вложили в него свой труд. Ваши булочки я отнесу поварам, они их испекут для вас в духовке.

 6​. Подведение итогов. Обобщение материала

На этом наше путешествие в хлебный мир подошло к концу. Теперь вы знаете, как печётся хлеб.

Пекарь: о чем мы сегодня с вами говорили, что нового вы узнали? Из чего мы с вами лепили наши булочки.

Понравилось вам наше путешествие в удивительный мир хлебобулочных изделий?

Что в нашем занятии запомнилось больше всего?

 Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

А сейчас я всех вас приглашаю попить чай с вкусным караваем, который я испекла сама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на развитие творческого воображения на тему: «Салат из сказок»

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изна...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (КОММУНИКАЦИЯ) НА ТЕМУ "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НАБОРУ ИГРУШЕК""

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (КОММУНИКАЦИЯ) НА ТЕМУ "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НАБОРУ ИГРУШЕК""...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи младшей группе. Тема: Дымковская игрушки

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей по теме: "Почему греет шуба". Подготовительная группа.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей по теме: "Почему греет шуба". Подготовительная группаИспользую скороговорки, пальчиковую гимнастику, массаж би...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности сенсорное развитие в раннем возрасте Тема: Дидактическая игра «Подарок для кукол»

     Конспект непосредственной образовательной деятельности сенсорное  развитие в раннем возрасте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Средняя группа Тема: «Домашние животные»

Программные задачи:Знакомить  детей с домашними  животными, особенностями их поведения и питания.Учить детей составлять небольшой рассказ вместе с воспитателем об игрушке;Учить образовывать ...