Главные вкладки

    План по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
    материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Людмила Сергеевна Савочкина

     «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan.docx30.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема

     «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    Актуальность:

     «Всё хорошее в людях – из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем

    Удивиться, узнать, полюбить!

    Мы хотим, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши,

    Чтоб для них экология стала,

    Не наукой, а частью души! »

    На современном этапе происходит обновление содержания дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. ФГОС – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

    Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

    Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

    Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит  вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

    Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

    Цель: Формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

    В своей работе я выделила основные задачи:

    -Познакомить с представителями живой и неживой природы.

    -Воспитывать у дошкольников элементарные основы и знания экологической культуры, желание постоянно соблюдать правила поведения в природе;

    -Сформировать у дошкольников эмоционально – положительное отношение к природе;

    Первый уровень - предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями) вне связи друг с другом.

    Второй уровень – подразумевает ознакомление детей с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – следственных связей, действующих в природе. Как и первый, второй уровень не теряет своего значения. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.

    Третий уровень – все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания.

    План работы на 2017-2018 учебный год.

    Раздел  плана

    Срок

    Содержание работы

    Практические выходы

    Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

    Сентябрь-

    Октябрь

    • Планирование работы по самообразованию.
    • определение содержания работы по самообразованию;
    • выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.
    • Изучение научно-методической литературы:
    • Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
    • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
    • ВеретенниковаС.А. Ознакомление дошкольников с природой.


    Составление плана

    Ноябрь

    .

    • Создание экологического уголка.
    • Подготовка и организация выставки: «Что нам осень принесла»

    Выставка: «Что нам осень принесла»

    Декабрь-

    Январь

    • Создание предметно-развивающей среды.
    • Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

    Консультация для родителей на тему:«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

    Февраль

    • Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии.

    Картотека дидактических игр для детей средней группы.

    Март

    • Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.
    • Анкетирование родителей.

    Совместное создание в группе огорода

    Апрель

    • Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

    Май

    • Папка-передвижка «Ребенок и природа»

    Работа с детьми.

    Раздел плана

    Сроки

    Формы работы

    Практические выходы

    «Раститель

    ный мир»

    Сентябрь-октябрь

    • Рассматривание иллюстраций, альбомов.
    • Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе
    • Наблюдение за уборкой урожая.
    • Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали».
    • Коммуникации: рассказ по картине Левитан

     «Березовая роща» Описание берёзы.

    • Чтение художественной литературы по теме
    • Загадывание загадок.
    • Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе».
    • Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени».
    • Лепка: «Кисть рябины».
    • Конструирование из бумаги «Цветы, деревья, кустарники».
    • Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».
    • Прослушивание аудиозаписей.

    Изготовление гербария.

    «Мир птиц»

    Ноябрь-декабрь

    • Наблюдение за птицами на кормушке.
    • Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.
    • Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».
    • Чтение художественной литературы.
    • Загадывание загадок.
    • Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой».
    • Инсценировка «Про петушка».
    • Художественное творчество. Рисование «Снегири».
    • Аппликация «Синичка».

    Акция «Покормите птиц зимой»(изготовление кормушек совместно с родителями)

    Изготовление альбома «Птицы»

    Проект «Зимующие птицы»

    «Животный мир»

    Январь -

    март

    • Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки».
    • Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»
    • Чтение художественной и познавательной литературы по теме.
    • Загадывание загадок.
    • Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?».
    • Аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».
    • Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»;  
    • Конструирование: «Ферма кота Матроскина».
    • Оригами-животные.
    • Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки».
    • Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует».

    Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»

    Изготовление совместно с родителями макета

    «Животные наших лесов»,

    «Комнатные растения»

    Апрель - май

    • Беседы о цветах:«Кто живет на подоконнике?»
    • Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».
    • Опыты с комнатными растениями.
    • Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
    • Рисование «Комнатный цветок».
    • Загадывание загадок

    Экологический КВН «В мире природы»

    Создание паспорта «Цветы нашей группы».

    Список литературы:

    1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
    2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
    3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
    4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
    5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
    6. Программа воспитания и обучения в детском садуПод ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
    7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
    8. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
    9. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
    10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
    11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
    12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
    13. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
    14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
    15. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
    16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
    17. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

    Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

    Отчет по творческой теме "Формирование экологической куль-туры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства и в семье, и в ДОУ. Прежде всего мы сами, взрослые люди: воспитатели, чьи-то мамы и баб...

    План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

    Самообразование "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

    Проект "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    Данный проект  предусматривает постановку проблемы, поиск её решения через игры-экспериментирования, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, художественно-эстетическую деятельность....