Главные вкладки

    Цикл наблюдений за аквариумной рыбкой в уголке природы
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Зоркальцева Наталья Герасимовна

    цель наблюдений - дать детям представление о строении рыбки, о том, что она живая, как о ней нужно заботиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsikl_nablyudeniy_za_akvariumnoy_rybkoy.docx29.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наблюдения за

    аквариумной рыбкой

    (в уголке природы)

    Наблюдения за аквариумной рыбкой

    (в уголке природы)

    Кто живет в аквариуме

    Цель: Обратить внимание детей на уголок природы, на аквариум, вызвать интерес к нему, положительные эмоции на его обитательницу. Сообщить её название (это рыбка, золотая рыбка); сказать, что она живет в аквариуме, плавает в воде.

    Ход наблюдения

    - Вот наш уголок природы, тут есть аквариум, а в нем кто-то живет! Вместе посмотрим, кто там живет? (После пауза). Рыбка живет. Она красивая. Она живет в аквариуме. Плавает рыбка в воде. Называется она золотая. Замечательно, что у нас есть такая рыбка!

    Можно повторить это наблюдение, собирая возле аквариума детей небольшими группами.

    Рыбка живая её надо кормить

    Цель: Дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает и хочет есть, её надо кормить.

    Ход наблюдения

    - Смотрите, какая у меня красивая игрушка (показывая игрушечную рыбку). А в аквариуме плавает живая рыбка. Посмотрите на нее, она плавает туда-сюда, она голодная, хочет есть. Мы её покормим рыбьим кормом, она не ест нашу еду – кашу, кисель. У неё своя еда – рыбья.

    Показываю детям корм, затем кормлю рыбку. Вместе с детьми наблюдаем, как она ест.

    Рыбка живая – она сама плавает

    Цель: Дать представление о том, что живая рыбка передвигается, плавает без чьей-либо помощи.

    Ход наблюдения

    - Ребята давайте посмотрим на рыбку, что она делает, куда плывет. Обращаю внимание на ее плавные волнообразные движения, прошу показать их рукой. Показываю игрушечную рыбку, спрашиваю, может ли она плавать так, же. Ставлю её в разные места, обращает внимание на то, что она не двигается.

    - Это игрушка, игрушечная рыбка, она сама плавать не может, с ней можно поиграть (показываю игру – как рыбка плавает). Потом снова обращаю внимание на движения живой рыбки в аквариуме.

    Что есть у рыбки?

    Цель: Дать первоначальное представление о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко; на голове есть рот и глаза. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от рыбки-игрушки: живая плавает в воде в аквариуме, игрушечную можно брать в руки, рассматривать, играть с ней.

    Ход наблюдения

    Заранее подготовить игрушечных рыбок (по числу детей и для себя). Предлагаю посмотреть и сказать, кто плавает в аквариуме. Затем из своих рук показываю игрушечную рыбку, уточняю: «В аквариуме – живая, а у меня – игрушечная рыбка. Игрушку можно брать в руки, рассматривать, поворачивать, играть с ней. Вы уже играли с такими рыбками. Я покажу, что есть у игрушечной рыбки. (Показываю, обвожу каждую часть тела и называю ее.) Вот у рыбки туловище – вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост». И т.д.

    Ребята, а давайте поиграем (с детьми уходим на ковер.) У меня есть ещё одна рыбка. Эта рыбка не живая, она бумажная. Пока я её несла, в детский сад она вся рассыпалась. Из каких частей состоит рыбка? Для чего рыбке глаз? Для чего рыбкам плавники? (У вас ребята есть ручки, ножки, а рыбке помогают передвигаться, плыть – плавники, а хвост как руль помогает рыбкам поворачивать в разные стороны.) (Когда выложили рыбку на полу, включается потихоньку музыка.)

    - Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких рыбок. Будем плавать везде, нырять и кружиться как настоящие рыбки.

    Что делает рыбка ртом и глазами?

    Цель:  Познакомить функциями глаз и рта: глазами живая рыба видит вокруг себя, ртом ест корм. Показать, что этим  рыбка похожа на людей.

    Ход наблюдения

    Собрав детей возле аквариума, я предлагаю посмотреть, как плавает рыбка. Уточняю: «В аквариуме плавает живая рыбка». Затем напоминает; впереди у нее голова, на ней есть глаза. Спрашивает у детей, есть ли у них глаза, просит показать. Затем выясняет, зачем им глаза, что они видят вокруг себя, предлагает им  то закрыть их, то открыть. Уточняет: «Когда глаза закрыты - ничего не видно. Когда открыты – видно детей, игрушки, аквариум и многое другое». Затем просит посмотреть на рыбку и сказать, что она видит глазами. Если дети не смогут ответить, воспитатель отвечает сам: «Рыбка в аквариуме видит траву, кормушку, песок на дне и вас – детей, которые стоят около  аквариума. Она живая, глазами видит все вокруг себя так же, как и вы». Затем воспитатель уточняет: на голове есть рот, который нужен рыбке, чтобы есть. Просит детей показать  свой рот, изобразить, как они едят кашу, хлеб, морковку. А затем предлагаю  внимательно посмотреть на рыбку – что она будет делать. Сыплю сухой корм в кормушку и спрашиваю: « Что сейчас делает рыбка? Куда она плывет?  (Ждет ответов детей.) Зачем она поплыла к кормушке? (После паузы) Она хочет есть, поплыла, потому что увидела корм. Чем она увидела? (Пауза.) Глазами увидела, что мы ей насыпаем корм, вот и поплыла к нему. Смотрите, как она ест. Как же она это делает? (Пауза.) Открывает рот и хватает корм. Покажите, как она открывает рот.  (Дети показывают.) Молодцы! Рыбка живая – плавает в воде, смотрит глазами, хочет есть, заметила корм и поплыла к нему, открывает рот и ест.»

    Как мы заботимся о рыбке

    Цель: Обратить внимание детей на условия жизни рыбки в аквариуме – много воды комнатной температуры, на дне песок, в нем растет трава, в аквариуме просторно и светло, в таких условиях рыбка хорошо себя чувствует, не болеет. Показать детям, что о живой рыбке надо заботиться – протирать стекло аквариума, доливать свежую воду комнатной температуры, каждый день кормить ее.

     Заранее готовлю сосуд с чистой отстоянной водой и салфетки для протирки стекол. Собрав детей, спрашиваю: кто живет в аквариуме? Какая рыбка там находится: игрушечная или живая (на последнем слове делает акцент)? Уточнив, что рыбка живая, поясняю: ей нужны хорошие условия, чтобы она не болела. Рассматривая с детьми аквариум и все, что в нем находится. Предлагаю показать руками величину аквариума и то, как плавает рыбка. Протираю стекла салфетками. Обращаю внимание на то, что воды много, она чистая, рыбкам в аквариуме просторно и светло. Затем поясняю, что вода не горячая и не холодная –комнатной температуры, именно такая нужна рыбке. Предлагаю потрогать воду в сосуде, поясняю, что такая же вода в аквариуме. Выливаю ее, поясняю: « Теперь рыбке будет еще лучше – мы ей долили чистой воды, протерли стекла, осталось только ее покормить. Это нужно делать каждый день – она живая, хочет есть, каждый день ее нужно кормить». Сама даю                         корм  рыбкам, дети  наблюдают, как рыбка его ест.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

    Для реализации задач по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования я использовала следующие технологии:- развивающего обучени...

    Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

    Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

    Система наблюдений за аквариумными рыбками

    В процессе проведения предлагаемой системы наблюдений за аквариумными рыбками можно осуществить следующие цели: сформировать  обобщённое представление о рыбах как о быстро плавающих водных обитат...

    Непосредственная образовательная деятельность "Наблюдение за аквариумными рыбками"

    Непосредсвенная образовательная деятельность "Наблюдение за аквариумными рыбками" во 2 младшей группе...

    Методические рекомендации по организации наблюдения за аквариумными рыбками

    Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения с детьми среднего возраста за живым объектом (рыбки)....

    Цикл наблюдений за аквариумными рыбками .

    В настоящее время наблюдения за рыбками мы можем проводить только через ноутбуки .Я так и сделала. С подгруппами детей наблюдала за рыбами. Детям очень нравилось такие мини занятия. Затем мы лепили ,р...

    Наблюдение за трудом взрослого в уголке природы.

    Наблюдение за трудом взрослого в уголке природы во второй младшей группе. Экологическое занятие в младшей группе....