Главные вкладки

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
    проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

    Гафурова Юлия Ильгамовна

    Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе

     

    Актуальность проекта:

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    ДЕТСКИЙ САД №69 Невского района г. Санкт-Петербурга

    Проект на тему:

    «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

                                                                                Подготовила воспитатель:

                                                                      Гафурова Юлия Ильгамовна

                                               2017-2018 уч.год

    Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе

    Актуальность проекта:

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Ожидаемые результаты:

    - Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

    - Сформировать у детей уверенность в себе посредством  развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и в своих силах;

    - Обогатить предметно-развивающую среду в группе;

    Тема проекта: «Опытно- экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.

    Задачи:

    - Формировать у детей мышление ,фантазию , воображение;

    - Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков , моделей ,схем)

    познавательный опыт;

    - Развивать экспериментирование как ,эффективный  метод познания окружающего мира;

    - Развивать умения анализировать, сравнивать ,обобщать;

    - Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира;

    - Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;

    Длительность: Сентябрь 2017- май 2018 (долгосрочный)

    Подготовительный этап:

    - Подготовка материала ,оборудования для экспериментов ;

    - Подбор загадок , стихотворений и игр для занятий;

    Основной этап:

    - Планирование занятий на период с сентября 2017 по май 2018 г;

    - Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

    Заключительный этап:

    - Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом;

    - Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

    Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы

    Сентябрь

                   Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

                  Задачи

    «Узнаем, какая вода»

    Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

    Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая)

    «Что в пакете?»

    Материал: Полиэтиленовые пакеты

    Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

    «Тонет, не тонет, плавает»

    Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

    Развивать игровую деятельность детей;  развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать  умение  называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

    «Волшебница - водичка»

    Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка-  гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница

    Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть воду.

    Октябрь

                    Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

                  Задачи

    «Вот какой песочек»

    Материал: Тазик с сухим  песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки

    Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

    Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка

    «Мокрый песок»

    Материал: тазик воды, песок.

    Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

    «Перо»

    Материал: тазик воды, перо.

    Формировать представление детей о том, что перо легче воды и воздуха.

    «Дождик» (игры с водой)

    Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.

    Продолжать знакомить со свойствами воды

    Ноябрь

                  Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

                Задачи

    «Горячо -холодно»

    Материал: Бутылочки с холодной и горячей водой (не больше 45 гр.), стаканчики, тазик

    Формировать умение определять температуру веществ и предметов.

    «Окрашивание воды»

    Материал: емкости с водой, гуашь разных цветов.

    Выяснить свойства воды (вода  прозрачная, но может менять свою  окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

    «Легкий - тяжелый»

    Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»)

    Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять  вес предметов и группировать предметы по весу.

    «Чудесный мешочек»

    Материал: мешочек, предметы различные по качеству.

    Познакомить с органами чувств и их назначением.

    Декабрь

                   Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

                 Задачи

    «Снег и  его свойства!»

    Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

    Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце

    Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы

    «Хрустальные льдинки»

    Материал: тазик с холодной водой,  тазик с теплой водой, 2 кусочка льда.

    Познакомить со свойствами воды (замораживание).  Развитие внимания, любознательности. Формировать умение делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

    «Как воду превратить в лед»

    Материал: банка с водой

    Вода превращается в лед при низких температурах.

    Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести.

    Познакомить со свойствами воды.

    «Как из снега получить воду?»

    Материал: снег, ведерки.

    Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

    Развитие мелкой моторики;

    Развитие логического мышления.

    Январь

                      Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

                  Задачи

    «Изготовление цветных льдинок»

    Материал: Вода, формочки для льда, гуашь.

    Познакомить с одним из свойств воды.

    «Мороз и снег»

    Материал: Кусочки льда, стаканчики.

    Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры  воздуха.

    «Ветер»

    Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

    Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

    Февраль

                   Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

               Задачи

    «Надувание мыльных пузырей»

    «Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

    Научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды.

    «Пластмасса, ее качества и

    Свойства»

    Материал:

    Пластмассовые стаканчики, вода, спички.

    Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость)

    «Бумага, ее качества и свойства»

    Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой.

    Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества  и свойства

    Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность); Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит)

    «Плавает-тонет»

    Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон.

    Учить детей определять легкие и тяжелые предметы.

    Март

                    Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

              Задачи

    «Что в коробке»

    Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

    Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа

    Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

    «Камушки – какие они?»

    Материал: Картинки с изображением камешков коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.

    Развитие восприятия, воображения;

    Развитие речи (обогащение словарного запаса);

    Развитие мелкой моторики пальцев рук;

    Развитие логического мышления

    «Посадка лука»

    Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц

    Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

    «Кораблики»

    Материал: тазик, бумага.

    Показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.

    Апрель

                    Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

                     Задачи

    «Игры с соломинкой»

    (Трубочка)

    Материал: трубочки, стаканы с водой

    Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

    «Здравствуй, солнечный зайчик»

    Материал: зеркала

    Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

    «Сравнение песка и глины»

    Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.

    Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

    «Резина, её качества и свойства».

    Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм

    Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)

    Май

                   Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

                   Задачи

    «Почему песок хорошо сыплется?»

    Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

    Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

    «Летающие шарики»

    Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)

    Помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.

    «Чудесные фигурки»

    Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.

    Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.

    «Волшебная водичка»

    Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.

    Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.

    Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.

                                       

    Список использованной литературы:

    1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

    2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

    3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

    4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

    5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.

    6. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

    7.Дыбина О.В. Неизведанное рядом :Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .-М. :ТЦ Сфера, 2005.

    8. Молодова  Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «поисково-исследовательской деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

    Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

    В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

    «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...

    Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

    «Информационно - исследовательская деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески....