Главные вкладки

    Проектно-исследовательская работа в подготовительной к школе группе № 2 "Журавушки"
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Заплитная Светлана Лаврентьевна

    Тема проекта: "Узнаем - познаем - развиваемся"

    "Люди, научившиеся …наблюдениям и
    опытам, приобретают способность сами ставить вопросы

    и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном

    и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл".

                                               К.Е.Тимирязев

     

    Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пмуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

    «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

                                           Разработала и выполнила: Заплитная Светлана Лаврентьевна                  

                                                                                         воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5.

    Апрель. 2018 г.  г. Тында.

    Проект по детскому экспериментированию в группе № 2 «Журавушки».

    Тема проекта: «Узнаем – познаем – развиваемся».

    Тип проекта: познавательно – исследовательский.

    Продолжительность проекта: средней продолжительности (18 марта по 18 апреля).

    По количеству участников:  

                          воспитанники одной группы.

    Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы.

    1.Актуальность проекта.

          Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.

           Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

              В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

    На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

    Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

    Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

    Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

    Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

    В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько, Н. Н. Поддьяков, ).

    Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

    Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».

    Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

    Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

    Второй вид ориентировочно–исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослыми.

    2.Цель и задачи проекта.

    Цель проекта:

          Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

    Задачи проекта:

    Образовательная: - Формировать у дошкольников представление целостной картины мира, расширяя кругозор различными способами познания через сенсорные анализаторы.

    Развивающая: - Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

    Воспитательная: - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. 

    3.Содержание реализации проекта.

    Модель организации экспериментирования.

    Для достижения поставленной цели и задач необходима реализация следующих действий:

    • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Узнаем-познаем-развиваемся».
    • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
    • Создание у детей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

    Для реализации проекта использую следующие формы работы:

    • Ежедневные наблюдения за различными явлениями окружающего мира.
    • Беседы по теме эксперимента.
    • Рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий.
    • Видео уроки и презентации опытов и экспериментов для дошкольников.

    Структура проведения игры – экспериментирования:

    • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи).
    • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
    • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства).
    • Подведение итогов, вывод.
    • Фиксация  результатов.
    • Вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

    • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
    • тайна,  сюрприз;
    • мотив помощи;
    • познавательный мотив (почему так?)
    • ситуация выбора.  

    Этапы реализации проекта:

    1-ый этап – подготовительный (организованный).

    2-ой этап – внедренческий.

    3-ий этап – итоговый (обобщающий).

    План поэтапной реализации проекта:

    п/п

    Содержание

    Сроки

    Ответственные

    I этап. Подготовительный (Организационный)

    1

    Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

    18 -23 марта

    Воспитатель:

     Заплитная С. Л.

    2

    Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

    24-26 марта

    Воспитатель:

    Заплитная С. Л.

    3

    Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

    27-29 марта

    Воспитатель:

    Заплитная С. Л.

    II этап. Внедренческий

    1

    Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

    01 -10 апреля

    Воспитатель:

     Заплитная С. Л.

    III этап. Обобщающий

    2

    Провести анализ полученных результатов

    11 – 13 апреля

    Воспитатель:

    Заплитная С. Л.

    3

    Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, в СМИ, создание фотоальбома, презентация.

    15-18 апреля

    Воспитатель:

    Заплитная С. Л.

    4.Ожидаемые результаты:

    • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности.
    • Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
    • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
    • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
    • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к окружающему миру.

    5.Выполнение проекта. Проведение экспериментов.

    Опыты с воздухом.

    1. Воздух в человеке.

    Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.

    Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.

    Вывод: - воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

    Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

    2. Ловим воздух.

    Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз   - получается купол, заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.

    Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет, пакет плоский. Расправляем его и «ловим» им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.

    Эксперименты с давлением воздуха.

    3. Вода в перевернутом стакане.

    Наполняем стакан водой до самых краев, накрываем его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно перевертываем стакан. Убираем руку.

    Вода из стакана не будет выливаться.

    Вывод: - давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает, а вода не выливается.

    Опыты с водой.

    1. Можно ли склеить бумагу водой?

    Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

    А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно.

    Вывод: - вода обладает «склеивающим» действием.

    2. Вода или лупа?

     Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это  можно  заметить, посмотрев, как увеличивается размер камушка. А может быть, это стекло увеличивает?  Нет,  ведь  рыбки  в  аквариуме  тоже кажутся больше, если смотреть только через воду.

    Вывод: - из-за преломления света между водой и воздухом расстояния и размеры кажутся нам не такими, как на самом деле – далекое кажется ближе на 25%, предметы становятся больше на 33% – на целую треть!

    Понятие об электрических зарядах.

    Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны.

    1. Танцующая фольга.

    Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

     Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

    2. Воздушные шарики.

    Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

     Вывод: - все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

        Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.

    Наэлектризуйте шарик, потерев его о волосы. Приподнимая шарик над головой, вы почувствуете, как за ним тянутся волосы.

    Наэлектризованный шарик прислоните к вертикальной стенке, к потолку, к своей одежде или голове – он будет долго висеть в таком положении.

    Литература

    1. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка»- М.1998г.

    2. А.И. Иванова «Мир животных»- М.2009г.

    3. Г.П. Тугушева., А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2007г.

    4. Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г.

    5. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.

    6. И.В. Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» - М.2008г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 « Тынденок » города Тынды Амурской области. Проектно-исследовательская работа в подготовительной к школе группе № 2 « Журавушки ». Проект: «Узнаем – познаем – развиваемся». Руководитель проекта: Заплитная С. Л. воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5

    Слайд 2

    «…дети любят искать, сами находить. В этом их сила». А. Эйнштейн Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Основная идея проекта – включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации. Актуальность проекта определяется Федеральными государственными образовательными стандартами в области «Познавательное развитие», направленными на решение задач развития у детей познавательных интересов, формирования исследовательской деятельности, воспитания интегративных качеств ребенка – любознательности и активности.

    Слайд 3

    Цель. Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: - Формировать у дошкольников представление целостной картины мира, расширяя кругозор различными способами познания через сенсорные анализаторы. Развивающая: - Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Воспитательная: - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.

    Слайд 4

    Для достижения поставленной цели и задач необходима реализация следующих действий: Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Узнаем-познаем-развиваемся». Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности. Создание у детей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Центр «Узнаем-познаем-развиваемся».

    Слайд 5

    Структура проведения экспериментов: Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи). Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми. Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства). Подведение итогов, вывод. Фиксация результатов. Вопросы детей. Проблема – Как? Предположения Проверка гипотезы

    Слайд 6

    Фиксирование результатов Подведение итогов, выводы Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы: В нешние стимулы (новизна, необычность объекта). Т айна, сюрприз. М отив помощи. П ознавательный мотив (почему так?). С итуация выбора.

    Слайд 7

    Этапы реализации проекта. 1-ый этап – подготовительный (организованный). 2-ой этап – внедренческий. 3-ий этап – итоговый (обобщающий). Первый этап моей работы по проекту Второй этап

    Слайд 8

    Ожидаемые результаты: Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей. Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к окружающему миру.

    Слайд 9

    Рекомендованная литература: 1. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка»- М.1998г. 2. А.И. Иванова «Мир животных»- М.2009г. 3. Г.П. Тугушева ., А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2007г. 4. Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г. 5. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г. 6. И.В. Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» - М.2008г. Спасибо за Внимание!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проект «Узнаем – познаем – развиваемся» Проектно-исследовательская работа в подготовительной к школе группе № 2 « Журавушки ». март – апрель 2018г. МДОБУ ДС № 5 « Тынденок » г. Тынды Амурской обл.

    Слайд 2

    Опыты с воздухом.

    Слайд 3

    1. Воздух в нас. Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки. Вывод : - воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

    Слайд 4

    2. Воздух вокруг нас. Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз - получается купол, заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его. Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет, пакет плоский. Расправляем его и «ловим» им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.

    Слайд 5

    3. Эксперименты с давлением воздуха. Наполняем стакан водой до самых краев, накрываем его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно перевертываем стакан. Убираем руку. Вода из стакана не будет выливаться. Вывод : - давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает, а вода не выливается.

    Слайд 6

    Опыты с водой

    Слайд 7

    1. Вода как клей. Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно. Вывод: - вода обладает «склеивающим» действием.

    Слайд 8

    2. Вода или лупа? Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это можно заметить, посмотрев, как увеличивается размер камушка. А может быть, это стекло увеличивает? Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через воду. Вывод: - из-за преломления света между водой и воздухом расстояния и размеры кажутся нам не такими, как на самом деле – далекое кажется ближе на 25%, предметы становятся больше на 33% – на целую треть!

    Слайд 9

    Опыты с статистическим электричеством.

    Слайд 10

    1. Танцующая фольга Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

    Слайд 11

    2. Воздушные шарики. Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Вывод: - все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план коррекционной работы в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

    Данный материал представляет собой перспективный план коррекционной работы в подготовительной к школе группе для детей с ффнр....

    перспективно-тематическое планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе компенсирующего вида для детей с ОНР.

    Представлен практический материал по планированию фронтальных занятий с детьми с ОНР третьего года обучения.Данное планирование базируется на задачах преодоления ОНР у детей 7-го года жизни из "Програ...

    Планирование коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе

    Перспективный план работы в подготовительной группе детского сада...

    Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"

    Перспективный план работы в подготовительной к школе группы по программе "От рождения до школы"...

    Перспективный план работы в подготовительной к школе группе разработан в соответствии с ФГОС.

    Перспективный план работы в подготовительной группе разработан в соответствиис ФГОС....