Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Воздух и его свойства»
    учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

    Изучаем свойства воздуха

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл _vozduh_i_ego_svoystva.pptx2.24 МБ
    Файл otkrytoe_zanyatie.docx31.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115» «Воздух и его свойства» Выполнила: воспитатель Наумова Маргарита Михайловна Воронеж – 2018

    Слайд 2

    Природа – наш общий дом

    Слайд 3

    Живая природа

    Слайд 4

    Неживая природа

    Слайд 5

    Им дышат люди

    Слайд 6

    Им дышат растения и животные

    Слайд 7

    Как люди используют воздух

    Слайд 8

    Как в играх используют воздух

    Слайд 9

    Воздух принимает форму предмета

    Слайд 10

    Воздух находится везде, он невидим

    Слайд 11

    Воздух легче воды

    Слайд 12

    Воздух может двигать предметы

    Слайд 13

    Воздух можно услышать

    Слайд 14

    Воздух не имеет запаха

    Слайд 16

    Источники загрязнения воздуха

    Слайд 17

    Что надо сделать, что бы воздух был чист?

    Слайд 19

    Интернет источники Фон презентации https://clck.ru/Crn8d Животные https://goo.gl/bqm6gY Горы, снег https://basik.ru/photo_nature/mountains_beauty_3/ Камни https://goo.gl/twVthF Стакан https://www.pressfoto.com/image-433846 Плавательный круг intex-krasnodar.ru Парусник https://goo.gl/gTaYrG Ухо https://goo.gl/BWQddv Труба https://goo.gl/f49DzT Свисток https://goo.gl/svBUAu Хороший запах https://goo.gl/1Q8DYP Плохой запах https://goo.gl/nfoL2P Источники загрязнения воздуха https://goo.gl/ShWE2F https://goo.gl/ttd43F https://goo.gl/RkJD3X Посадка деревьев https://goo.gl/ajfCNW Самолет https://goo.gl/dFySjn , парусник https://goo.gl/zy76wb , ветряная мельница https://goo.gl/aTHknP , воздушный шар https://goo.gl/EhcHW8 Ветродуй http://3dprintdb.ru/model/971/ , шары https://goo.gl/dXgye7 , мыльные пузыри https://goo.gl/XjkjQG , дудочка https://goo.gl/sqHtju , самолетик https://goo.gl/mPf1pu



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

    «Детский Сад Общеразвивающего Вида №115»

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Воздух и его свойства»

    подготовила воспитатель Наумова Маргарита

    Михайловна

    Воронеж 2017-2018 уч. г.

     «Воздух и его свойства»

     Задачи:

    • Уточнить и  систематизировать представления детей о свойствах воздуха.
    • Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
    • Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
    • Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
    • Развивать умение делать выводы и умозаключения.
    • Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
    • Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
    • Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
    • Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

    Оборудование: презентация «Воздух и его свойства», шарик, пластиковые стаканчики, газированная вода, трубочки, веера, бумажные машинки, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, губная гармошка, мандарин.

                                               

                                                             Ход занятия

    1. Здравствуйте, ребята.  Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне,  а я – вам.

     

    Мы занятие начинаем

    Интересно здесь бывает

    Постарайтесь все понять

    Много нового узнать!

    СЛАЙД

    Есть на Земле огромный дом

    Под крышей голубой.

    Живут в нем солнце,  дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нем птицы и цветы,

    Веселый звон ручья.

    Живешь в том светлом доме ты

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели,

    Всегда ты будешь в нем.

    Природою родной земли

    Зовется этот дом.

    • Как же называется этот дом? (природа)
    • Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)
    • Какая бывает природа? (живая, неживая)
    • А что же такое живая природа? (То, что питается, размножается, дышит)
    • Что относится к живой природе? (СЛАЙД ЖИВАЯ ПРИРОДА)
    • А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.)  (СЛАЙД НЕЖИВАЯ ПРИРОДА)
    • Почему мы относим их к неживой природе?

    1. Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать,

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Что это? (воздух)

    • Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать) СЛАЙД
    • Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
    • Что мы с вами вдохнули? (воздух)
    • А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
    • Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)
    • Какой вывод можно сделать?
    • Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
    • А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения). СЛАЙД
    • Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
    • Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
    • Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы). СЛАЙД
    • Как мы в играх используем воздух? СЛАЙД
    • Кто-нибудь сейчас видит воздух?
    • А может, его вовсе и нет?
    • Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить и какие свойства он имеет?». А для этого я предлагаю вам стать учеными  и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.

    (Дети подходят к столу)

    1 опыт с полиэтиленовым пакетом. СЛАЙД

    • Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
    • Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
    • Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
    • Почему? (в нем нет воздуха)
    • Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Своей формы воздух не имеет, он принял форму пакета.

    2 опыт со стаканом. СЛАЙД

    • Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?
    • А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой.
    • Что вы заметили? (вода не заполняет  стакан, а только часть)
    • Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду)

    3 опыт

    • А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
    • Что мы видим в воде? (пузырьки)
    • Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)
    • Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный)
    • Именно поэтому воздух называют невидимкой.

    4 опыт с кусочком мела, камня.

    • Бросим в стакан с водой кусочек мела.
    • Что происходит? (из мела выходят пузыри)
    • К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде)

    5 опыт с водой и трубочкой. СЛАЙД

    • Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
    • Что происходит? (выходят пузырьки)
    • Как они появились?
    • Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
    • Почему пузырьки всплывают к верху? (воздух легкий)

    6 опыт:  что легче воздух или вода?

    • Как вы думаете, что легче воздух или вода? После опыта мы сможем ответить на этот вопрос. Наливаем в чашку газированную воду и опустим в нее кусочки пластилина.
    • Что мы видим? (пузырьки воздуха прилипли к пластилину и он всплывает)
    • Делаем вывод: пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает, значит, воздух легче, чем вода.
    • Как мы можем использовать это свойство воздуха?
    • Ребята, а с  какими пузырями  можно поиграть? (с мыльными)
    • Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.

    Игра «Мыльные пузыри».

    Воды обыкновенной стаканчик набери,

    Пускать из мыльной пены  мы будем пузыри.

    Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,

    Но и одной минуты на свете не живет.

    • Замечательно, ребята,  много пузырей надули.  Закрываем баночки и ставим на место. Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри летают».
    • Предлагаю продолжить наши исследования.

    7  опыт можно ли почувствовать воздух СЛАЙД

    • Когда мы находимся в помещении, мы не чувствуем прикосновение воздуха, потому что его температура нам комфортна. Но в каких случаях мы все таки можем почувствовать воздух?
    • Возьмите веер  и помахайте ими на себя? Что вы чувствуете? (ветерок)
    • Как вы думаете, может ли воздух двигать предметы? Посмотрите, на столе бумажная машинка, давайте попробуем сдвинуть ее с места, махая веером. Получилось?
    • Сильный ветер может двигать предметы.

    8 опыт реактивная сила воздуха.

    • Как вы думаете ребята, воздух сильный? Надуем шарик еще раз. Теперь отпустим его. Что произошло, почему шарик полетел?
    • Сжатый в шарике воздух стал с силой вырываться назад, а шарик подхваченный реактивной силой полетел вперед. По такому же принципу летают ракеты и самолеты.

    9 опыт: можно ли услышать воздух? СЛАЙД

    • Ребята, а воздух можно услышать? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).
    • Что мы слышим? (звуки)
    • Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
    • Еще один способ услышать воздух. Надуем шарик, зажмем отверстие и воздух начнет выходить с шумом.

    9  опыт имеет ли воздух запах. СЛАЙД

    • Продолжим исследования.
    • Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
    • Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
    • Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Запах может быть приятный, или неприятный.
    • Мы провели ряд опытов,  и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.
    1. Из исследования воздуха мы пришли к выводу:

    СЛАЙД

    • воздух невидимый;
    • бесцветный;
    • безвкусный;
    • без запаха;
    • он есть везде;
    • И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

    СЛАЙД

    • Без воздуха ничто живое не может жить.
    • Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами. Как вы думаете, что загрязняет воздух?  Можно ли дышать таким воздухом?
    • В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

    СЛАЙД

    • Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
    • Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
    • Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
    • Не бросать мусор;
    • Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти
    • На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах – фильтры.
    • Что мы делаем в группе, что бы воздух был чистым?
    • Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я  хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Милая моя мама!"

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Милая моя мама!"...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Защитники Отечества"

    Закреплять у детей познавательные процессы, совершенствовать представления об окружающем мире...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства» Интеграция образовательных областей: социально – комму...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

    Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.Цель: Научить детей определять наличие воздуха вокруг нас и показывать способы ег...

    Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

    Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...