Главные вкладки

    Методическая разработка ЭКСКУРСИИ «РАБОТЯГИ - МУРАВЬИ»
    учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Колесникова Ольга Васильевна

    Методическая разработка

    ЭКСКУРСИИ «РАБОТЯГИ - МУРАВЬИ»

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabotyagi_muravi.docx15.89 КБ

    Предварительный просмотр:

         МДОУ «Детский сад № 17 с. Пушкарное

    Белгородского района Белгородской области»

    Методическая разработка

    ЭКСКУРСИИ «РАБОТЯГИ - МУРАВЬИ»

    Подготовил воспитатель:

    Колесникова О.В.

    2018г.

    Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Насекомые летом).

    Оборудование: коврики, панамки, лупа, рюкзачки, мобильные мольберты, бумага для рисования, акварельные мелки.

    Предварительная работа

    Просмотр слайдов или открыток по теме. Разучивание загадки о муравьях, стихотворения «Добрый великан», подвижной игры «Работяги-муравьи». Проведение беседы «Жизнь в муравейнике».

    Ход экскурсии

    Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. На месте педагог подводит детей к муравейнику.

    Педагог. Сегодня наша экскурсия посвящена муравьям. Вы помните, как называется их дом?

    Дети. Их дом — муравейник.

    Педагог. Не подходите близко к муравейнику! Муравьи защищают свой дом: они могут заползти к вам на обувь, потом на открытую кожу и причинить вам боль. Встаньте в отдалении и рассмотрите муравейник. Что он вам напоминает?

    Дети. Муравейник похож на пирамиду или большую кучу песка. Еще он напоминает большой дом, в котором живут много-много маленьких жителей. В этом доме много входов и выходов. Жители дома снуют туда-сюда, занимаются своими делами, тащат в дом травинки, веточки, хвоинки.

    Педагог. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

    На опушке под сосной

    Что за терем расписной?

    Много в доме том ворот,

    Входит в них честной народ,

    Тащит в терем палки, ветки.

    Там хранятся в яйцах детки.

    А народец очень дружный.

    Кто же он — сказать вам нужно.

    Дети. Этот народец — муравьи, а терем — это муравейник.

    Педагог. Муравейник, муравьи — слова одной семейки. Попробуйте подобрать еще слова из этой семейки.

    Дети. Муравьиный, муравьишка, муравьиха, муравьята, муравьище, муравьед.

    Педагог. Отлично! Я даже не ожидала, что вы подберете так много слов. Молодцы! Теперь давайте рассмотрим одного из муравьев, который отошел подальше от муравейника.

    Педагог достает лупу. Дети рассматривают муравья с помощью лупы.

    Педагог. Опишите муравья. Расскажите все, что знаете о муравье.

    Примерный рассказ детей

    Муравей — небольшое насекомое. У него есть голова, туловище, которое состоит из двух частей, шесть ног. На голове есть длинные усики, большие глаза.

    Муравей живет в лесу в муравейнике. Муравейник — это верхняя часть муравьиного гнезда. То, что мы называем муравьиными яйцами, на самом деле — куколки муравьев, заключенные в коконы. Самец и самка-царица имеют крылья.

    Муравьи — полезные насекомые, потому что они уничтожают вредных насекомых, например тлю.

    Педагог оценивает рассказ и предлагает детям поиграть.

    Игра «Берегитесь, муравьи!»

    От зари и до зари

    Все в работе муравьи.

    (Дети идут по кругу, изображая, что несут на плече груз. В центре стоит водящий.)

    Строят, строят общий дом,

    (Меняют направление движения.)

    Ветки тащат всемером,

    Дружно трудятся ребята,

    (Встают лицом в круг, смыкают поднятые руки над центром круга.)

    Муравейник — вот их хата.

    Только вдруг беда стучится

    Прилетела злая птица.

    (Передвигаются по кругу, совершая поскоки.)

    — Разбегайтесь! Не зевать!

    (Эти слова произносит педагог.)

    Птица вас идет клевать!

    (На слово «клевать» дети разбегаются по площадке. Водящий-«птица» пытается их пятнать. Они убегают в «муравейник» — за линию в дальнем конце площадки.)

    Когда дети наиграются, педагог предлагает им отойти подальше от муравейника, расстелить коврики, достать принадлежности для рисования и нарисовать по памяти муравья. Дети выполняют задание. Педагог предлагает им рассмотреть рисунки и выбрать лучший. Все вместе аплодируют победителю, а потом убирают принадлежности для рисования в рюкзачки.

    Педагог. А теперь скажите, можно ли разрушать муравейники, бросать в них камнями, бить по ним палкой?

    Дети. Этого делать нельзя. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых. Не зря в парках и лесах муравейники окружают заборчиками, чтобы их случайно никто не разрушил.

    Педагог. Вспомните и расскажите все вместе стихотворение о том, как нужно относиться к насекомым.

    1-й ребенок. 

    По лужайке я шагаю,

    Наблюдаю, примечаю.

    Я гуляю в мире лета,

    Вижу все его секреты.

    2-й ребенок. 

    Вот большое коромысло

    Над речушкою зависло.

    Стрекозу так называют.

    Это каждый школьник знает.

    3-й ребенок. 

    Фигуристка-водомерка

    По воде, как по фанерке,

    Пробежала, проскочила,

    Даже ног не замочила.

    4-й ребенок. 

    Майский жук, как рыцарь в латах,

    Очень страшный и усатый.

    Жук над веткою жужжит,

    От жужжанья весь дрожит.

    5-й ребенок. 

    Все букашки копошатся,

    Все букашки суетятся.

    Я могу их раздавить,

    Раздавить, переловить.

    6-й ребенок. 

    Ведь для них я — великан,

    Великан из дальних стран.

    Но!

    Великаны — кто не знает —

    Очень добрыми бывают!

    Педагог. Обидел ли насекомых герой стихотворения? Дети. Нет, не обидел. Он же добрый великан.

    Педагог. Я надеюсь, что вы тоже будете добрыми великанами и никогда не будете обижать насекомых. А сейчас наша экскурсия окончена. Скоро закончится и лето, и вы пойдете в школу. Думаю, вам пригодится все, что вы узнали во время наших экскурсий.

    Педагог и дети возвращаются в детский сад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка экскурсии в Русский музей "Образ Петра I в искусстве".

    Описание экскурсионного муршрута по залам Русского музея....

    методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""

    Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

    Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

    Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ПЕРВОЦВЕТЫ"

    Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей средней группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной деятельност...

    Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором» с детьми (4-5 лет) средняя группа

    Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором»   с детьми  (4-5 лет)  средняя  группа...

    Методическая разработка экскурсии с детьми старшей группы на тему «Вот такой банк»

    Данная методическая разработка экскурсии предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Экскурсия расчитана на группу детей из пятнадцати человек. В методической разработке дети в доступной фо...

    Методическая разработка экскурсии для детей подготовительной группы «Казармы лейб-гвардии Конно-гренадерского полка»

    Методическая разработка  экскурсии "Казармы лейб-гвардии Конно-гренадерского полка"  для детей старшего дошкольного возраста. Экскурсия предназначена для группы  из семнадцати детей и д...