Познавательно-исследовательский проект «Из чего же, из чего же сделаны…»
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Анипова Анна Анатольевна

Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным  руководством взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antipova_iz_chego_zhe_sdelany.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект  «Из чего же, из чего же сделаны…»

Автор проекта Антипова А.А., воспитатель ГБОУ "Школа № 842", Москва ЗелАО

Информация о проекте:

Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, семьи воспитанников.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации:  2 месяца.

Актуальность:

С рождения ребенка окружает мир предметов, все предметы  являются либо природными, либо сделанными руками человека.

Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным  руководством взрослых.

Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Познавательно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Для того чтобы дети смогли самостоятельно определять  материалы, из которых сделаны предметы, и был разработан проект «Из чего же, из чего же сделаны...».

Цель проекта: Обогащение знаний детей о материалах, из которых сделаны предметы (бумага, глина, дерево, резина, пластмасса, металл, ткань, стекло), развитие умения различать их по свойствам и качествам.

Задачи проекта:

1. Формировать представления о материалах (бумага, дерево, стекло, металл, глина, резина, пластмасса, ткань), определять их качественные характеристики (структура поверхности, цвет, свойства (прозрачность, металлический блеск, твердость, способность к намагничиванию, растворимость) опытным путем, учить делать выводы и умозаключения;

2. Дать информацию о применении человеком материалов: бумага, дерево, металл, стекло, глина, резина, пластмасса, ткань в производстве различных предметов;

        3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, способность к прогнозированию будущих изменений;

4. Привлечь родителей к исследовательской деятельности детей с помощью консультации «Опыты и эксперименты у детей 5-7 лет» и выполнения задания на исследование предмета с заполнением карты обследования (см. в приложении);

5. Развитие навыков работы с различными материалами в художественно-эстетической деятельности;  

6. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам;

7. Воспитывать и развивать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов;

8. Воспитывать умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.

Планируемые результаты: развитие познавательной активности воспитанников группы, расширение у детей представлений о разнообразии материалах и их свойствах

Стратегия реализации проекта

I этап. Подготовительный.

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной познавательно-исследовательской деятельности всех участников проекта:

- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки-передвижки, фотовыставка).

- Подбор наглядного материала, литературы, пособий и дидактических игр по теме проекта.

- Разработка стратегии реализации проекта.

II этап. Мероприятия проекта

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских способностей детей в совместной деятельности  участников проекта.

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Задачи

1

2

3

1.

Беседа с родителями

«Познавательные способности дошкольников»

Заинтересовать родителей темой, целями, задачами проекта; побуждать к совместным действиям вместе с ребёнком; способствовать

повышению познавательной активности

2.

Ознакомление с окружающим «Что из чего сделано?»

Познакомить детей со свойствами и качествами материалов рукотворного и природного происхождения; учить сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы; развивать речь, логическое мышление, восприятие; обогащать словарный запас детей.

3.

Конструирование «Как мы обустроили игрушечный домик»

Продолжать знакомить с домом как явлением культуры; дать понятие о плане дома и вызвать интерес к моделированию комнат с интерьерами; актуализировать опыт конструирования разных предметов мебели; развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение.

4.

Дидактические игры

  • - «Назови одним словом», «Что из чего сделано?», «Подбери пару», «Накроем стол к чаю», «Что пропало?», «Длина и ширина предметов», «Что лишнее?»

Настольно- печатные игры: лото «Что из чего сделано», «Свойства предметов»

Учить сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы; развивать речь, логическое мышление, восприятие; обогащать словарный запас детей.

5.

Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях

Развитие познавательной активности

6.

Опыты, экспериментирование

Расширение представлений о свойствах материалов

7.

Беседы:

- «Как люди используют кожу и дерево?»

- «Искусственные материалы – необходимы»

- «Какая бывает посуда?»

- «Предметы, которые нас окружают»

- «Что для чего нужно»

Развитие познавательной активности, развитие умения рассуждать, самостоятельно  делать выводы

8.

Сюжетно-ролевая игра «Исследователи»

Учить детей объединяться в игре, распределять роли, продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре

9.

Составление рассказов «Из чего же, из чего же сделаны…»

Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств; активизировать употребление антонимов, многозначных слов; закреплять умения классифицировать предметы по качеству.

10

Досуг «Из чего же, из чего же сделаны…»

Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, дереве, стекле, пластмассе, резине.

Развивать умение различать материалы по свойствам и качествам.

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.

Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

III этап. Заключительный.

Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:

- Защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.

- Презентация результатов проекта на совместном досуге «Из чего же, из чего же сделаны…»

Список литературы:

  1. ДыбинаО.В. ,Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2012. №1
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 80 с.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2013. – 64с.
  7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2015. №1.
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
  10.  Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  11.   Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2013 №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши...

Цель проекта: Создание условий для развития ребенка в детском саду, в семье с учетом гендерного подхода в воспитании. Задачи: Прививать нравственные качества характерные для девочек и мальч...

проект "Из чего-же, из чего-же, из чего-же сделаны наши книги"

проект для детей подготовительной к школе группы...

Творческий проект "Из чего же, из чего же сделаны наши..."

Творческий проект для детей подготовительной группы...

Познавательно- исследовательский проект «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ КРАСКИ?»

АктуальностьИстория красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камня...

Проект "Из чего же, из чего же сделаны наши бублики/баранки"

Проектная деятельность во второй младшей группе детского сада. Краткосрочный проект, приуроченный к масленничной неделе....

НОД по познавательному развитию по теме: "Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки......., из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки......?"

Цель: Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного о...