Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с народной тряпичной куклой» для детей подготовительной группы
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Познакомить со следующим видом куклы -Утешница

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod.docx22.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с народной тряпичной куклой» для детей подготовительной группы

    Изготовление куклы «Утешницы»

    Интеграция образовательных областей:

    «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Цель:

    Научить детей делать тряпичную куклу «Утешница».

    Задачи:

    Образовательные:

    Познакомить со следующим видом кукол – Утешница . («Познавательное развитие») ;

    Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Вызывать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»).

    Развивающие:

    Развивать  чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. («Художественно-эстетическое развитие»).

    Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)

    Воспитательные:

    Воспитывать эмоционально – положительное отношение к продукту своей деятельности в мастерской.

    Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками в совместной деятельности.

    Методы и приёмы:

    - практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

    - наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.

    - словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.

    Оборудование:

    Видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»

    Раздаточный материал:

    Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.

    Предварительная работа:

    Беседа «Откуда берутся игрушки? »

    Чтение сказки “Василиса Премудрая”

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    I. Организационный момент

    Дети входят в зал  с игрушками в руках (желательно изготовленными из разного материала: железная машинка, резиновый зайчик, бумажный петух, пластмассовая кукла)

    Ребята сегодня мне на электронную почту пришло видео письмо, которое было адресовано подготовительной группе. Я предлагаю Вам его посмотреть.

    Звучит русская народная песня и на экране появляется Марья Искусница в русском народном костюме.

    (Запись) -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

    (низко кланяется)

    Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

    Посмотрите на мой наряд. (Кружится)

    Нравиться?

    -А сейчас носят такие наряды?

    Давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

    - Ой, а что это у вас в руках?

    -Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны?

    Ребята, давайте расскажем Марье Искуснице, что это за игрушки у нас в руках.

    -Матвей, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

    -А из какого материала сделана машинка?

    (Машинка сделана из железа)

    -Значит машинка, какая?

    (Машинка железная)

    Вера, а у тебя какая игрушка (зайчик).

    А из какого материала сделан зайчик?

    (Зайчик сделан из резины)

    -Значит зайчик, какой?

    (Зайчик резиновый)

    Варя, а у тебя, что за игрушка? (кукла)

    Из какого материала сделана кукла?

    (Кукла сделана из пластмассы)

    -Значит кукла, какая?

    (Кукла пластмассовая)

    Настя у тебя, что? (петух)

    А из какого материала сделан петух?

    ( петух сделан из бумаги)

    -Значит петух, какой?

    (петух бумажный)

    -Где же делают такие игрушки? (на фабрике игрушек)

    -А вот раньше игрушки делали своими руками.

    А вы умеете делать игрушки своими руками?

    А хотели бы вы этому научится?

    Ну, тогда я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

    Волосы льняные,

    В них ленточки цветные.

    С лоскутков её скрутила

    В сарафанчик нарядила.

    Сарафанчик из сукна.

    Догадайтесь, кто она? (кукла)

    (показывает тряпичную куклу)

    -Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

    Мы с вами знакомы уже с одной куклой. Кто мне скажет, как она называется? Конечно ребята это Берегиня.

    Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?

    Тогда, я хочу пригласить вас к себе в мастерскую.

    II. Знакомство с мастерской.

    Это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.

    Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.

    А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

    Но его так просто не открыть.

    Нужно ласково его попросить.

    «Сундучок мой сундучок

    Приоткрой нам свой бочек»

    (Открыть сундук)

    -Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

    А вы знаете, что куклы бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.

    Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.

    Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться. (садят на диванчик)

    -Давайте-ка сядем поудобнее.

    Пусть наши глазки все видят.

    Ушки все слышат.

    Голова запоминает,

    а ротик ей не мешает.

    III. Рассказ воспитателя.

    (Просмотр презентации)

    «Народные тряпичные куклы»

    (история кукол, виды кукол)

    А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

    -Сегодня ребята мы с вами сделаем куклу «Утешницу».

    Посмотрите, какая она нарядная и яркая.

    А знаете, почему её называют Утешницей?

    С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.

    Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться, а может просто капризничать. На крик малыша прибегали мама или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

    Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

    IV. Игра – песня

    Игра «У Маланьи, у старушки»

    А ещё на Руси любили играть, давайте все встанем в круг и поиграем в игру – песню «У Маланьи у старушки» повторяйте за мной слова и движения:

    У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

    Жили в маленькой избушке

    (сложить руки над головой домиком)

    Семь сыновей (семь пальцев)

    Все без бровей, (очертить брови пальцем)

    Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

    Вот с такими носами, (показать нос как у Буратино)

    Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

    Вот с такой головой, (очертить большую голову)

    Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

    Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

    На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

    И все делали вот так… (Любое движение)

    V. Продуктивная деятельность.

    Ну, что размялись, а теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за столы.

    -Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

    1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)

    Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.

    2. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!

    3. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник) .

    Кладем перед изнаночной стороной и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.

    4. У вас две ленточки одного цвета, но разной длины, возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.

    5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?

    (Треугольник).

    Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одной стороны и с другой. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.

    Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)

    7. Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)

    Привяжите конфетку к ленточке. Наша куколка готова! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

    VI. Итог занятия

    -Люди добрые! Наш русский народ

    Веки вечные водил хоровод!

    Заведём хоровод, как в старину,

    Куклу новую покажем свою!

    -А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в мастерской?

    А что вам понравилось больше всего?

    -Что нового вы узнали?

    -Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию "Самый дорогой человек на свете" для детей подготовительной группы

    Конспект занятия на тему:"Самый дорогой человек на свете"Программное содержание:воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;учить отвеч...

    КОНСПЕКТ ООД ОО «Познавательное развитие» Тема: «Семья – начало всех начал» для детей подготовительной к школе группы

    конспект ООД для детей подготовительной группы по теме: "Семья начало всех начал" , которое прошло в рамках проектной деятельности...

    Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» с детьми подготовительной группы МДОБУ детский сад № 15 г. Лабинска.

    Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» с детьми подготовительной группы МДОБУ детский сад № 15 г. Лабинска....

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему : «Что такое вода?» для детей подготовительной группы

    Занятие по исследовательской деятельности. проведение опытов. Используется интерактивная доска....

    Конспект по познавательному развитию на тему: «Верные друзья Золушки» для детей подготовительной группы.

    Муниципальное казённое образовательное учреждениеБаратаевская средняя общеобразовательная школаСтруктурное подразделениеБаратаевский детский сад «Рябинка»Болотнинского районаНовосиби...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Мы за безопасность» для детей подготовительной группы

    Цель: подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.Задачи:Образовательные:1.Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице.2.Зак...