Главные вкладки

    Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « История моего села» для детей старше-подготовительной группы.
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

     «Малая Родина»  села  –  это,  прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места, его культурные и исторические центры, улицы,  известные люди, которыми гордятся горожане.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx31.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского

    муниципального района Саратовской области»

    ПРОЕКТ

    На тему:

    Творческо - исследовательский проект

    по развитию нравственно – патриотического воспитания

    « История моего села»

    для детей старше-подготовительной группы.

    Подготовили:

    Козлецова Н.А.

    2016г.

    Паспорт проекта

    Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой.

    Продолжительность проекта: в течение года.

    Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители воспитанников, другие члены семьи ребёнка, воспитатели, музыкальный руководитель.

    Образовательные области:

    Основной раздел программы: познавательное развитие.

    Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

    Ты вспоминаешь не страну большую,

    которую изъездил и узнал.

    Ты вспоминаешь Родину такую,

    какой её ты в детстве увидал.

    К. Симонов

    Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
    С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить  интерес к истории своей страны, края, села, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае,  расширение детского кругозора.
    Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
    Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
    Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка. 
    Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

    Актуальность темы: Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

     «Малая Родина»  села  –  это,  прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места, его культурные и исторические центры, улицы,  известные люди, которыми гордятся горожане.  Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.


    Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

    Задачи:

     - развивать интерес к своему селу, району, его достопримечательностям;

    -знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;

    - учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;

    -повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

    Предполагаемый результат:

     

    - Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;

    - освоение детьми доступных знаний об истории родной земли;

    - дети могут знать и называть место проживания: село, район;  некоторые предприятия родного села и их значимость; достопримечательности; флору и фауну села;

    - дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду;

    - дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых;

    - дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми;

    - дети научатся проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь;

    - педагоги и родители пополнят знания детей о родном крае;

    Роль родителей в реализации проекта:

    - беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

    - изготовление семейных альбомов;

    - привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта;

    - словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае»;

    - оформление альбомов «Достопримечательности моего села», «Хлеб – всему голова!», «Природа нашего края»

    Продукт проектной деятельности: 

    - оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

    Этапы проведения и реализации проекта:

    I. Информационно-накопительный:

    • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
    • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
    • Обращение к специалистам.

    II. Организационно-практический

    Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – село Алексеевка!»

    Словотворчество с родителями  «Сочинить рассказ о своей улице»

    Оформление дидактических игр по краеведению: 
    «Узнай, где я нахожусь?»,  «Собери картинку»,  «Бабушкин сундучок», «Карта моего села»,  «Мой край родной»,  «Я - фотограф»,  «Вот моя улица, вот мой дом родной»

    Лепка «Животные и птицы нашего края»

    Экскурсии и фотоэкскурсии по селу

    Оформление уголка в русских традициях

    Изготовление мини – музея «Быт русской деревни»

    III. Презентационно – завершающий

    Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

    Выставка продуктов детской деятельности.

    Оценка этапов реализации проекта детьми.

    IV. Контрольно-рефлексивный

    Подведение итогов.

    Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

    Содержание проектной деятельности

    Время проведения

    Тема

    Цели

    Форма проведения

       Сентябрь

    «Знаешь ли ты своё село?»

    Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

    Беседа

    «Расскажи, где ты живешь»

    Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села

    Дидактическая игра

    «Центральная улица села»

    Сравнить улицу первоначальную  (увиденную на фото) и современную

    Целевая прогулка

    «Дома на нашей улице»

    Учить детей передавать чувства и ощущения в коллективной работе

    Аппликация

    Октябрь

    «Моё село-моя малая Родина

    Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села

    Занятие

    «История и достопримечательности моего села»

    Закрепить знания детей о достопримечательностях села.

    Занятие

    «Быт русской деревни»

    Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени

    Изготовление мини-музея.

    «Придумай названия будущим улицам села»

    Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

    Творческое задание

    Ноябрь

    «Боевая слава нашего народа»

    Сформировать представление о героизме, подвиге.

    Экскурсия к памятнику солдатам ВОВ

    «Памятник погибшим»

     Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память. 
    Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Воспитывать интерес и уважение

    Занятие

    Рисование

    Экскурсия в библиотеку

    Декабрь

    Пробуждать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей (педагогу).

    Экскурсия в школу 

    «Что мы видели в музее»

    Развивать интерес к родному селу через посещение краеведческого музея в школе, уважение к истории возникновения села

    Посещение краеведческого музея

                   Январь

    «Детский сад», «Школа», «Почта», «Поликлиника»

    Сюжетно-ролевые игры

    «Кто работает на почте»

    Целевая прогулка на почту

                   Февраль

    Природа родного села

    Просмотр на проекторе

    «Флора и фауна родного края»

    Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

    Экскурсия в парк

    «Поможем птицам зимой»

    Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники.

    Акция

    «Родник-Серебряный»

    Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

    Занятие

    Март

    Знакомство с русскими православными традициями, играми, обрядами

    Закреплять знание русского фольклора

    Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле.

    Конкурс пословиц и поговорок

                         Апрель

    «Откуда хлеб пришел»

    Познакомить с историей выращивания хлеба

    Познавательно-исследовательская деятельность

    «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

    Учить детей отличать профессии села от профессий города

    Дидактические игры

    Знакомство с профессиями односельчан

    Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

    Сюжетно-ролевые игры

    «Сделаем наше село чище»

    Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой

    Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории детского сада

     Май

    «Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами

    Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы

    Встреча с ветеранами

    «Родной свой край, люби и знай»

    Викторина

    «Моё село – моя малая Родина»

    Обобщить знания о Родине, стране, крае, селе

    Презентация

    Обобщение: 

    Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

    Работа с педагогами:

    - Разработка и планирование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов);

    - Оформление выставок детских работ, стендов, альбомов и папок;

    - Консультация для педагогов «Метод проектов в руководстве работой по нравственно- патриотическому воспитанию»

    - Педагогический совет «Концепция патриотического воспитания» (цели, задачи работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявление направлений работы);

    - Методическое объединение «Привитие любви к «малой Родине» - основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;

    -Оперативный контроль «Система работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, создание условий».

    Ожидаемые результаты проекта

    У детей

    1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

    2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

    3. Пробуждение национального самосознания;

    4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

    У родителей

    1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

    2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

    3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

    У педагогов

     Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

    Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.

    Литература:

     Осипов В.А. Саратовский край в XVIII веке. Саратов, 2014

    Осипов В.А. Очерки истории Саратовского края в конце XVI и XVII вв. Саратов, 2013.

    Очерки истории Саратовского Поволжья. Т. 1: С древнейших времён до отмены крепостного права. / под ред. И.В. Пороха. Саратов, 2014.

    История Саратовского края. С древнейших времён до 1917 года. Учебн. пособие для школ / под ред. В.П. Тотфалушина. 2-е изд. испр., доп. Саратов, 2014.

    География Саратовской области. Учебник для школ. / под ред. С.Г. Воскресенского. Саратов, 2015.

    Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

    1. подбор исторической литературы,
    2. подбор произведений русского народного творчества,
    3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
    4. подготовка разного вида бросового материала
    5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
    6. дидактические игры,
    7. выставки книг, рисунков, поделок,
    8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.

    Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...

    Непосредственная образовательная деятельность в старшей подготовительной группе познавательное развитие по нравственно – патриотическому воспитанию. «История России – наша история»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №6 г. Калининска Саратовской области»            Непосредственная ...

    Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина»

    laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

    Творческо – исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания «Моя малая родина…» для детей подготовительной группы

    Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым....

    Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

    Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

    Творческий краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе «Самая родная мамочка моя»

    -повысить социальную значимость материнству;- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.- учить умению отвечать на вопросы, правильно строить предложения в расск...

    Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста 2019-2020

    Время не стоит на месте, и мы  наблюдаем массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в т.ч. и в  дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловл...