Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие по окружающему миру:
    Методический материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по сказке "Четыре времени года".

    Бажина Наталья Анатольевна

    Сказка "Времена года" и игры  помогут  детям познакомиться с временами года.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сказка  «Четыре дочери года».                                         Алина Воскресова

    Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег — все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь... Люди от этого очень страдали.

    Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям

    навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.

    Первая дочь любила надевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима.

    Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.

    Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето.

    Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей.

    Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано — сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень.

    Наконец, пришло время выбирать. Царь стал спрашивать

    людей: «Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего

    было?» И ответили люди: «О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник — Новый год. Мы полюбили Зиму.

    — Что скажете вы о Весне — моей второй дочери? —

    спросил царь.

    —Когда пришла Весна, растаял снег, и стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях.

    Твоя дочь Весна прекрасна, — ответили люди.

    —Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? — спросил

    царь.— Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки, и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек.

    —И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете?

    —Осенью опять стало холодать, пошли дожди, и стало грязно, улетели певчие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много

    овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили.

         Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый. Он нашел выход и объявил людям свое решение: «Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время». Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.

    Задания

    1. Попробуйте нарисовать Зиму, Весну, Лето и Осень (рисовать можно всем вместе или в небольших группах).

    1. Кто из сестер вам больше нравится? Почему?

    2. Есть ли кто-нибудь в сказке, кто вам не нравится? Почему?

    4. Какие, самые хорошие подарки дарит нам Зима (Весна, Лето, Осень)?

    5. Как вы думаете, почему людям было плохо без дочерей Года?

    Игры для облегчения детям понимания времен года

    Игра «Помогите почтальону»*

    Дидактический материал: 4 конверта (зима, весна, лето, осень)

    и карточки с изображением атрибутов времен года.__

    Ко мне приходил почтальон и рассказал вот какую историю: Зима, Весна, Лето и Осень послали людям свои дары. Но в сумке у почтальона все конверты открылись и подарки перепутались. Нужно разложить все подарки по своим конвертам, только почтальон не знает, кто что прислал. А вы знаете?

    Дети: Да!

    В.: Ну тогда давайте ему поможем.

    Воспитатель делит детей (или они сами) на 4 группы и выдает каждой группе конверты. Дети должны найти карточки для своих конвертов и вложить их туда.

    Воспитатель проверяет (с помощью детей) все ли правильно и благодарит их за работу, говоря, что обязательно все передаст почтальону.

    Игра «Деревце»

    Дидактический материал: кассета с записью музыки,

    подходящей для зимы, затем весны, лета и осени.

    Ход игры: Воспитатель говорит: Мы с вами уже знаем, как чувствуют себя люди и что делают в разные времена года. А что происходит с природой? (Дети говорят, как меняется природа в течение времен года).

    В.: А теперь представим, что мы деревья.

    Дети встают и поднимают руки. Воспитатель тоже участвует.

    Он включает музыку (не громко) и говорит: Вот стоит лес. В лесу все деревья молодые, красивые. Тут есть разные деревья: березки, дубы, тополя. В лесу зима. Идет снег, дует ветер. Деревьям холодно. (Дети показывают, как качаются ветки от ветра, как им холодно, грустно).

    Но вот ветер стихает. Перестал идти снег. Выглянуло солнышко. Это пришла весна. (Дети расправляют «веточки», показывают,  как набухают почки (кистями рук) и радуются солнышку). Солнце греет все жарче. Вот уже распустились почки и весь лес зазеленел. Все деревья рады приходу лета. (Дети показывают). Но вдруг на небе показалась тучка, подул сильный ветер, упали первые теплые капли дождя. Дождь становится все сильнее. Деревья рады дождику. Но постепенно дождь становится холоднее, холоднее... Ветер дует холодный. Это пришла осень. Деревья становятся грустными, листики с них облетают. Деревья засыпают. (Все это дети показывают так, как им представляется, или повторяя за воспитателем).

    После игры нужно похвалить детей за то, что они были прямо как настоящие деревья.

    ЗАГАДКИ

    ЗИМА

    1. Белая красавица снегу намела,

    Речку заморозила, елку принесла.

    (Зима)

    2. Человечка я нашла

    Нос-морковь в руках метла,

    Солнце в небе припекает,

    Человечек тает, тает...

    (Снеговик)

    3. Что за праздник на дворе?

    Все деревья в серебре,

    Шарики на елке радугой горят,

    Дед с мешком подарков поздравит всех ребят.

    (Новый год и Дед Мороз)

    ВЕСНА

    4. Если птички прилетели, песню весело запели,

    И медведь в лесу дремучем пробудился ото сна,

    Значит к нам пришла ...

    (Весна)

    5. Висит на крыше девочка

    От холода дрожит,

    А солнышко покажется —

    Заплачет, убежит.

    (Сосулька)

    6. На черной проталинке

    Растет цветочек маленький

    Голубой и нежный,

    Зовется он ...

    (Подснежник)__ЛЕТО

    7. Стало вдруг темно вокруг

    Что-то в небе: «Тук-тук-тук!»

    — Ой! — закрыла я глаза. —

    Начинается...

    (Гроза)

    8. Что за красная девица?

    Надо нам ей поклониться,

    Прячется она, гляди-ка.

    Крошечная...

    (Земляника)

    9. Стоит пушистый шарик на тоненькой ноге,

    А дунешь, и останется лишь палочка в руке.

    (Одуванчик)

    ОСЕНЬ

    10. Маленький мальчонка

    В красненькой шапчонке

    Из под елки в руки «скок»!

    А зовут его ...

    (Грибок)

    11. Золотая госпожа

    Собирает урожай

    Как зовут ее? — мы спросим,

    И ответит каждый...

    (Осень)

    12. Что за чудо-огоньки

    На деревьях у реки?

    Падают, кружатся,

    На землю ложатся. (Осенние листья)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ "УРОЖАЙНЫЕ ГРЯДКИ"

    Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели родной природы и культуры. Охрана природной ср...

    СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

    Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

    Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

    Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

    Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Образовательные - расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...

    Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"

    Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"...