Главные вкладки

    Проект "Формирование знаний о растениях родного края"в младшей группе
    проект по окружающему миру (младшая группа)

    Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей среднего   дошкольного возраста о природе родного края, частности  о растениях,  растущих в нашей местности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_rast.rod_.kraya_.docx47.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное

    дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 179 «Дюймовочка»                                                                         города Чебоксары Чувашской Республики

    Проект

    «Формирование знаний

    о растениях родного края в младшей группе»

    Паспорт проекта

    Тема проекта

    «Формирование знаний о растениях родного края в младшей группе»

    Разработчик проекта

    Иванова Анисия Алексеевна

    Место реализации проекта

     «МБДОУ Детский сад №179» г. Чебоксары.

    Вид проекта

    По месту   дошкольный

    По длительности  средней продолжительности

    По содержанию информационно– исследовательский

    Участники проекта

    Дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители  воспитанников

    Реализации проекта

    Декабрь 2016 г. июнь  2017 г.

    Проблема проекта

    Каковы педагогические условия для формирования знаний  о растениях  родного края детей младшего  возраста в современных условиях в ДОУ.

    Цель и задачи проекта

    Цель: «Формировать у младших  дошкольников экологические знания о растениях родного края, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города».

    Задачи проекта:
    Образовательные:

    • Формировать  систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о растениях  родного края.
    • Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
    • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы; умение рационально использовать природные ресурсы.
    • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

    Развивающие:

    • Развивать у детей познавательную активность, устойчивый интерес к изучению объектов растительного мира, умение выделять причинно-следственные связи, делать умозаключения.
    •  Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
    • Поддерживать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности.

    Воспитательные:

    • Воспитывать бережное отношение к растениям родного края, умение заботиться о них.

    Ожидаемые результаты

    • Систематизация знаний о  растениях  родного края.
    • Сформируется стремление к исследованию объектов природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
    • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками  безопасного поведения в природе.
    • Умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы
    • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
    • Повышение уровня экологического сознания и взаимодействия с семьёй.

    Введение

    Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире.

    В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать дошкольное детство, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием.

    Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.

    Эмоции ребенка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами, предметами ближайшего окружения. Причиной этого может являться специфика мышления детей дошкольного возраста, а именно наглядный характер мышления. Именно поэтому еще в работах классиков прогрессивной педагогики (Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский) как один из основополагающих в ознакомлении детей с окружающей действительностью выделялся краеведческий принцип.

    Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником   впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.

    Анализ внешней среды.

    В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?  Причины в деятельности человека, его недопустимое  вторжение в природу,  ведущая  к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.

    Объективной  предпосылкой  такого поведения является тот факт, что человек  перестал чувствовать  природу, не контактирует с ней. А каждый из тех, кто принес вред природе, когда-то был ребенком, и, вероятно, при его обучении и воспитании проблемам экологии проблемам экологии не уделялось достаточное значение. Вот почему в конце 20 века проблема экологической грамотности населения выдвинулась на одно из первых мест. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Вержбицкого Л.А. и Львовой С.П. разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

    В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.

    Положительные факторы

    Отрицательные факторы

    • Потребность в системе дошкольного образования
    • Наличие и функционирование образовательных учреждений
    • Законодательная база деятельности образовательных учреждений
    • Наличие образовательных программ
    • Повышение интереса со стороны государства к системе дошкольников образования
    • Экологизация общества
    • Мировой экономический кризис
    • Недостаточное финансирование системы дошкольного образования

    Полезные последствия положительных факторов

    Угрозы и ограничения

    • Самостоятельность в выборе образовательных программ, способов и методов обучения
    • Поддержка инновационной деятельности
    • Финансовые затруднения при организации образовательного процесса

    Анализ внутренней среды.

    Анализ внутренней среды

    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

    СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

    1. Специальная профессиональная подготовка
    2. Наличие образовательных и комплексных программ
    3. Укомплектованность методического кабинета периодическими изданиями методического, научного характера
    4. Самостоятельность в выборе образовательных программ, способов и методов обучения
    5. Поддержка инновационной деятельности со стороны администрации
    6. Поддержка со стороны родителей
    7. Возможность активного взаимодействия в микросоциуме
    8. Готовность использования в работе ИКТ
    9. Использование парциальной программы С.Н.Николаевой  «Юный эколог»
    1. Отсутствие опыта работы
    2. Эффект «Эмоционального выгорания педагога»
    3. Недостаточный уровень      самообразования педагога  – недостаточные знания о природе родного края
    4. Некомпетентность отдельных родителей воспитанников группы по вопросу

    Возможности

    Угрозы

    1. Проектная деятельность
    2. Использование педагогического опыта, передовых технологий, методик.
    3. Вовлечение родителей в образовательный процесс
    4. Использование в работе ИКТ
    1. Большие интеллектуальные и временные затраты

    Что делать?

    Что делать?

    Изучить передовой педагогический опыт передовые технологии, методики по данному вопросу

    Разработать проект

    Вовлечь родителей образовательный процесс

    Использовать в работе ИКТ

    Самообразование по данному вопросу вопросу деятельность дошкольников

    Повысить компетентность родителей через участие в проекте

    Актуальность проекта:  Тема проекта «Формирование знаний о растениях родного края в младшей группе» выбрана мною не случайно, так одна из острейших проблем нашего мира  экологическая проблема.

       В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. Ребенок  дошкольного возраста сензитивен к восприятию системы знаний о природе, а сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

    Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей младшего  дошкольного возраста о природе родного края, частности  о растениях,  растущих в нашей местности. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, научаться ценить природу и  стремятся  проявлять заботу о сохранении природы.

    Также через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

    Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей младшего   возраста с растениями  родного края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

    Проблемный вопрос: Каковы педагогические условия для формирования знаний  о растениях  родного края детей младшего  возраста в современных условиях в ДОУ.

    Концептуализация.

    Данный проект предполагает систематическую, разнообразную работу по развитию познавательного интереса к объектам живой природы (растениям родного края)   Реализация цели и задач проекта предполагает поэтапную работу в двух направлениях: с детьми  и с родителями.

    Целенаправленная реализация проекта поможет создать систему по формированию знаний о природе родного края, обеспечивающих понимание элементарных взаимосвязей живой природы с неживой природой, воспитание осознанно - правильного отношения к  живой природе, повышение у родителей экологической образованности.

            Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

    Цель проекта:  «Формировать у младших  дошкольников экологические знания о растениях родного края, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города».

    Задачи проекта:
    Образовательные:

    • Формировать  систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о растениях  родного края.
    • Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
    • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы; умение рационально использовать природные ресурсы.
    • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

    Развивающие:

    • Развивать у детей познавательную активность, устойчивый интерес к изучению объектов растительного мира, умение выделять причинно-следственные связи, делать умозаключения.
    •  Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
    • Поддерживать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности.

    Воспитательные:

    • Воспитывать бережное отношение к растениям родного края , умение заботиться о них.

      Ожидаемые результаты

    • Систематизация знаний о  растениях  родного края.
    • Сформируется стремление к исследованию объектов природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
    • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками  безопасного поведения в природе.
    • Умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы
    • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
    • Повышение уровня экологического сознания и взаимодействия с семьёй.

            Гипотеза: формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста может быть эффективнее при следующих условиях, если:

    -  будет осуществлена систематическая и последовательная организации наблюдений с детьми на прогулках, с опорой на имеющиеся у них представления о природе, ориентацией на их расширение и углубление;

    - будет осуществлена постановка ребёнка в активную позицию (умственную, эмоциональную);

    - будет осуществлен процесс включения   экологических   занятий   в   образовательный   процесс ДОУ.

                 

    Гипотеза исследования Мы предположили, что реализация следующих педагогических условий станет эффективным методом развития физических навыков и умений детей:  

    - разработка плана организации физкультурных развлечений и праздников ДОУ, мероприятий направленных на пропаганду ЗОЖ;                                                                                                  

    - систематическая организация в ДОУ совместных с детьми, родителями и педагогами физкультурных развлечений и праздников;

    - организация системы мероприятий направленных на пропаганду ЗОЖ среди родителей воспитанников и сотрудников ДОУ.

                                                                                                             

    Срок реализации проекта:    Декабрь 2016 г. июнь 2017 г.                                                                                                  

    Субъекты проекта:    

    • Дети второй младшей группы;
    • воспитатель группы;
    • родители  воспитанников;

    Ресурсное обеспечение проекта:

    • Уголок природы в группе, оснащение его бросовым материалом, цветник на участке детского сада.
    • Методический инструментарий (Методическая, научно-познавательная и художественная литература для детей)
    • Материально – техническое обеспечение (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь и др.)
    • Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, настольно-печатные игры, дидактические игры по экологии.

    Этапы реализации проекта:

    • 1 этап – подготовительный.
    • 2 этап – основной.
    • 3 этап – заключительный

    Реализация проекта.

    Подготовительный

    • Постановка цели и задач проекта на основе результата анализа.
    • Составление плана по реализации проекта по ознакомлению детей с растениями  родного края.
    • Сбор данных, накопление наглядно-демонстрационного материала.
    • Подбор тематики занятий, подвижных, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, опытов и др. видов деятельности.
    • Подбор методической и художественной литературы.
    • Подбор диагностического инструментария

    Основной

    • Организация детской деятельности по реализации проекта.
    • Интегративные формы работы проводить поэтапно с детьми и родителями.
    • Взаимодействие с родителями – консультации, памятки.

    Заключительный

    • Подведение итогов  диагностики по выявлению уровня сформированности знаний о растениях родного края, выводы по реализации проекта.
    • Подготовка презентации и показ на родительском собрании.

    Психолого-педагогическое содержание проекта

    Формы работы

    Содержание психолого-педагогической работы с детьми

    Организация образовательной деятельности.

    ООД по познавательному развитию «Растения под нашей защитой».

      Вызвать интерес и любовь к растениям, формировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда нашей планеты, вызвать стремление к охране природы (растений).

     ООД по познавательному развитию «От семени до семени».

       Дать представления цикла развития «от семени до семени», воспитывать терпение и выдержку в работе с семенами. Развивать интерес к систематическим наблюдениям, умение анализировать, делать простейшие выводы

       Продолжить знакомить с приемами посева, посадки растений. Закрепить знания об овощных растениях, развивать интерес к созданию «огорода» на подоконнике.

     Программное содержание: Продолжить знакомить с приемами посева, посадки растений. Закрепить знания об овощных растениях, развивать интерес к созданию «огорода» на подоконнике.

    ООД  по познавательному развитию «Огород на окне».

    Рисование

    «Одуванчик – золотой», 

      Закрепить умение передавать образ цветка, его строение и форму используя трафарет. Закрепить знания цвета (основные и составные). Развивать воображение и творчество. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Рисование «Деревья нашего детского сада»

     Учить детей рисовать дерево, ствол высокий, прямой; ветки растут не с самого низа ствола, они тянутся вверх, к солнцу; ветки растут и справа и слева от ствола; от крупных ветвей отходят более тонкие веточки; учить, сочетая в рисунке прямые и наклонные линии, длинные и короткие.

    Дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе.
    Обогатить словарь детей по теме «цветы».
    Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, геометрических фигурах.
    Упражнять в умении располагать предметы в пространстве (край, середина, в углу, в ряд, по кругу).
    Совершенствовать навыки счета.
    Упражнять в лепке, наклеивании, рисовании пальчиками.
    Учить детей внимательно рассматривать и обследовать объект наблюдения.
    Развивать умение повторять движения за воспитателем, согласовывать движения и слова песни.
    Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.
    Учить детей выполнять коллективную работу.

    Оборудование:

       

     Учить создавать мордочки разных

    Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Путешествие в зимний лес» (ельник).

    Чтение художественной  литературы

    • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,  «У солнышко в гостях»
    • Рассказ Е. Бехлерова «Капустный лист», А.К. Толстой «Колокольчики мои» Н. Капустюк «Тюльпановый рай» А. Борисов «Я люблю, вас, анютины глазки» З. Александрова «Одуванчик» А. Фет «Первый ландыш»
    • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
      Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
    • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о растениях, времени года.

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    Беседы

    .

    • «Растения – это жизнь»
    • «Деревья в нашем саду»;
    • «Какая польза от растений»;
    • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»;
    • «Что бывает на растениях после цветов»;

     Наблюдения:

    •  «Умирают или засыпают деревья зимой?»
    • Цикл наблюдений за прорастанием фасоли.
    • Циклические наблюдения за луком.
    • Цикл наблюдений за рябиной на участке.
    • Наблюдение за деревьями и кустарниками
    • Наблюдение за одуванчиком;
    • Рассматривание бархатцев и пересадка их из грунта;
    • Полив, уход и наблюдения за растениями;
    • Наблюдение за цветами на клумбе участка ДОУ

    Опытно-экспериментальная деятельность:

    • «Строение растений»,
    •  «Рост и развитие растений»,
    •  «Земля, какая она?»
    •  «Вода и росток»,
    •  «Солнце и росток»,
    • Отбор и посев семян.
    • Где распустятся ветки березы: на подоконнике или на улице?

    Рассматривание обучающих картин, иллюстраций.

    Расширить представления детей о красоте, многообразии  растений  родного края.

    Музыкально-ритмические игры – превращения

    «Я дерево», «Я цветок», «Я листик».

    Дидактические игры

     

    «Помоги природе», «Построй цветочек», «Нюхалка», «Что, где растет»,  «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Хорошо/плохо», «Съедобное - несъедобное», «Без билета по всему свету», «Найди растение по плодам»

    Показ презентации

     «Луговые, садовые, лесные цветы»

    Подвижные игры

    «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями», «Солнышко и дождик», «По тропинке»,  «К названному дереву беги».

    Самостоятельная деятельность детей

    Самостоятельное рассматривание картинок, книг, иллюстраций, открыток, использование материалов по изодеятельности для рисования, лепки.

    Раскрашивание картинок «В огороде я расту», «В саду я расту».

    Взаимодействие с родителями

    Экскурсия в парк.

    Познакомить детей с растениями и деревьями, кустарниками парка. Закрепить названия новых растений (совместно с родителями)

    Выставка макетов

     Предложить родителям совместно с детьми принять участие в изготовлении  макетов.

    Просмотр мультфильма «Ну, погоди!» (дома)

    Познакомить детей с веселыми приключениями волка и зайца, воспитывая  интерес к ним. Продолжить сотрудничать с родителями.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра-викторина в подготовительной группе "В мире растений родного края"

    Предложенный материал содержит занимательные вопросы для детей подготовительной группы; интересные формы организации детей....

    Проект " Родной край" 2 младшая группа

    Проект "Родной край" во 2 младшей группе и конспекты занятий к проекту...

    Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста

    В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект ООД по ознакомлению с родным краем в младшей группе на тему: "Мы весёлые матрёшки"

    Данное занятие позволяет формировать у детей познавательный интерес к  русской народной культуре через ознакомление с  игрушкой- матрёшкой...

    НОД «Лекарственные растения родного края» в старшей группе.

    расширять представления детей о природе родной страны, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях, правилами сбора...

    Конспект НОД "Лекарственные растения родного края" в средней группе, Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год

    Интегрированное занятие помогло расширит представление детей о лекарственных растениях родного края, вызвать интерес к целебным свойствам....