Познавательное занятие: "Приключения весёлого пузырика!" с детьми 4-5 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Серго Галина Анатольевна
Предлагаемый материал научит детей самостоятельно, проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов; развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приключения веселого Пузырика

(познавательное занятие в средней группе)

Цель: систематизировать знания у детей о свойствах мыла и воды:

Задачи:

- развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

- активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды:

  • мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри;
  • при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат;
  • при добавлении краски вода окрашивается, пузыри принимают оттенки цвета;

- учить самостоятельно, проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов;

- упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом;

- активизировать словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.

Оборудование: кукла Пузырик, таинственная коробка, рисунки-схемы «Как получить пузыри», предметные картинки, отображающие аромат мыла (апельсин, сирень и т. д.), ватман; для детей: кусочки мыла с различными ароматами (апельсин, сирень и т. д.), коктейльные трубочки; пластмассовые ложки, тазы, стаканы, краски, полотенце, фартук.

Предварительная работа:

- экскурсия в прачечную;

- наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;

- чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А.Л. Барто «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри».

* * *

Воспитатель обращает внимание детей на таинственное появление в группе красочной коробки (в коробке находятся кусочки мыла).

Воспитатель. Ребята, откуда взялась коробка? Может, это вы ее принесли? Нет? Странно.

Из-за ширмы показывается кукла Пузырик.

П у з ы р и к. Это мое, мое.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пузырик. Вы не видели моих друзей, пузырят? Я нигде их не найду. Моя мама говорит, что они появляются из волшебных кубиков, которые лежат в этой коробке. Я их грел, кормил, тер, но пузырята так и не появились. Может, вы мне поможете?

Воспитатель. А ты знаешь, как называются эти кубики?

П уз ы р и к.  Нет.

Воспитатель. Чтобы узнать предмет, с ним надо познакомиться. А в этом деле у нас есть помощники. Какие, ребята?

Дети. Глаза, уши, рот, нос, руки.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель. Сейчас вы увидите предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но, прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью помощников.

Воспитатель открывает коробку и, не вытаскивая мыла из упаковки, показывает детям.

Первый наш помощник — глаза. Что они вам говорят о предмете? Какой он?

Д е т и (дают характеристику мылу). Прямоугольный, овальный, белый, розовый сиреневый.

Воспитатель. Следующий помощник — уши. Они о чем говорят? Предмет звуки не издает.

П у з ы р и к. А рот с язычком нам помогут? Нет. Этот предмет нельзя брать в рот, он несъедобный.

В о с п и т а т е л ь.. Сейчас возьмите этот предмет в руки. Что они вам говорят о предмете? Какой он?

Дети. Гладкий, шершавый, холодный, твердый, тяжелый.

Воспитатель. Какой помощник нам еще может помочь? Нос. Что он говорит о предмете?

Дети. Ароматный, душистый, пахучий.

Воспитатель. Закройте глаза, попробуйте представить себе предмет, который имеет такой аромат. (Вывешивает картинки, изображающие предметы, соответствующие аромату мыла.)

Откройте глаза, найдите изображение этих предметов на картинке. Проверьте друг друга.

Дети выполняют задание.

Мы рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен?

Дети. Умываться, стирать.

Воспитатель. Вы догадались, что это?

Дети. Мыло.

Пузырик. Я понял, этот волшебный кубик — мыло, но как из него сделать ребят — пузырят? (Версии детей.)

Воспитатель. Что надо сделать с мылом, чтобы получились мыльные пузыри?

Дети отвечают.

Пузырик. Что-то я не совсем понял, а вы можете мне показать, как это делается?

Воспитатель. Что необходимо для того, чтобы сделать пузыри?

Дети отвечают.

Подойдите к столу и посмотрите, что вам пригодится.

На столе необходимое оборудование: стаканы, трубочки, контейнеры, краски, ложки, бумага, стаканы с отверстиями, мелкая посуда.

Фартуки нам пригодятся? Для чего?

Дети отвечают.

Итак, мы готовы. Что необходимо помнить при работе с мылом?

Дети. Беречь глаза, не трогать глаза, рот.

Дети занимают рабочие места, Воспитатель обращает внимание на воду.

Воспитатель. Какая вода?

Дети. Прозрачная, теплая, без запаха.

Дети опускают кусочек мыла воду, размыливают его.

Воспитатель. Вы размылили мыло, какое оно стало?

Д е т и. Скользкое.

В о с п и т а т е л ь. Что произошло с водой?

Д е т и. Стала мутная, непрозрачная, пенится, есть запах мыла.

Воспитатель. Почему?

Дети. Мыло растворилось воде.

Воспитатель. Возьмите трубочки и подуйте через них в воду.

Пузырик. Ура! Мои друзья пузырики появились.

Воспитатель. Какие пузыри у вас получились?

Дети. Большие, маленькие, переливаются на свету.

Воспитатель. Что произойдет с пузырями, если к ним прикоснуться?

Дети. Лопнут. Воспитатель. Почему?

Дети. Они тонкие.

Воспитатель. А если подуть?

Дети. Они полетят, они легкие.

В ос п и т а т е л ь. Как вы думаете, внутри пузырей что-то есть?

Дети. Воздух, мы их надуваем.

Пузырик. Ура, у меня теперь много друзей–пузырят, только я боюсь, что забуду, как их искать.

В о с п и т а т е л ь.. Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас еще раз напомним. Вытирайте руки, ребята. Выходите на коврик.

Задание: разложить рисунки-схемы в последовательности, отражающей появление мыльных пузырей.

П уз ы р и к. Я понял, давайте поиграем в пузыри.

Чтоб пузырик получить,

Надо чудо совершить.

Взять простой кусочек мыла

И водичкою полить.

Три минуты подождать,

Быстро-быстро размешать.

Полетели пузыри

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть,

Половить и полетать.

(В контейнер с водой уронил краску.)

Ой, ребята, я нечаянно в воду краску уронил. Что теперь с моими друзьями произойдет?

Версии детей.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдет с пузырями, если добавить другие цвета?

Дети берут краски разных цветов, добавляют в мыльную воду, делают пузыри.

С пузырями играют, красками рисуют. А что же делать с цветными пузырями?

Дети рисуют цветной пеной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "Весёлый счёт до 5" в средней группе

Воспитатель в костюме снеговика проводит НОД. Игровой момент, раздаточный материал для детейю...

Конспект познавательного занятия в средней группе. Тема: Приключение весёлого Пузырика.

Конспект  познавательного занятия в средней группе.Тема: Приключение весёлого Пузырика.Цели:  Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.Активизировать и с...

Познавательно - игровой проект «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель:Обучение детей пальчиковым играм,развивать речь,мелкую моторику рук....

Открытое занятие "Приключение веселого пузырика"

Тема занятия: «Приключения веселого Пузырика».Цель:  Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.Задачи:Образовательные: Продолжать формировать умения самостоят...

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЦКМ) "Приключение пузырика, потерявшего друзей"

Непосредственно- образовательная деятельность в подготовительной группе по позновательному развитию (ФЦКМ) с применением опытно- исследовательской деятельности....

Познавательно-исследовательское занятие "Приключения Петушка"

                  Занятие познавательно - исследовательского  цикла «Приключения Петушка», разработанное в соответствии с треб...

Конспект занятия "Приключения осеннего листочка" с детьми младшего дошкольного возраста

Конспект занятия "Приключения осеннего листочка" с детьми младшего дошкольного возраста...