Окружающий мир.
план-конспект занятия по окружающему миру

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx17.42 КБ
Файл okruzhayushiy_mir.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе

Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов.

Образовательная задача: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.

Коррекционно-развивающая задача: продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;

Воспитательная задача: воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Материалы: картинки с изображением деревьев, стихи, загадки.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения)

Сказка леса

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса…

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий…

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса…

— Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны? ( ответы детей)

— Правильно! Конечно  деревья!

— А какую пользу деревья приносят лесу?  (ответы детей)

— Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

— Наши леса богаты разными деревьями. Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки  (читаю первую загадку)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Береза)

— Правильно! Берёза!  ( показ картинки с изображением берёзы)

— Ребята, а как выглядит берёза? (ответы детей)

— Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.

— Какую пользу берёза приносит человеку? ( ответы детей)

— Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями. Почки и листья берёзы применяют в медицине . Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

— Давайте послушаем с вами вторую загадку:

Стоит над кручей

Богатырь могучий:

Плечи пораздвинул,

      Руки пораскинул. (Дуб)

— Правильно! Дуб! (показ картинки с изображением дуба)

— Скажите дети, а какой ствол у дуба?  ( ответы детей)

— Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

— А как называются плоды дуба? ( ответы детей)

— Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?

— Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

— А какую пользу дуб приносит для человека?  ( ответы детей)

— Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве.

Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама  не шьет,

              А в иголках круглый год.  ( Ель)

— Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? ( ответы детей).

— Правильно! Ёлку!

— Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? ( ответы детей).

— Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

— Давайте послушаем с вами следующую загадку:

Почки — пахучие,

Листья — липучие,

               Плоды — летучие (Тополь)

— Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков?  ( ответы детей)

— Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода.

— А теперь давайте с вами немного отдохнём!

Физминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

 Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

 Каждое старается,

 К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

 Вот подул веселый ветер,

 Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

 Даже толстые стволы

 Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

 Вправо-влево, взад-вперед –

 Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

 Он их вертит, он их крутит.

 Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

 Ветер стих. Взошла луна.

 Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

— Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (ответы детей)

— Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать,

разжигать костры и мусорить (чтение стихотворения)

Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть, Только, чур, не забывать,

 Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать — Никогда не забывать. Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить, Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.

 Их покой побереги — Ведь они нам не враги.



Предварительный просмотр:

«Зимняя лаборатория» Сценарий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Цель: формирование представлений у детей о проведении опытов через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;

2.Способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, умению выдвигать гипотезы;

3.Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению;

4. Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.

Оборудование: Ведёрко со снегом, ведёрко со льдом, салфетка, белый лист, полоски бумаги красного и синего цвета, прозрачная пленка (целлофан), ножницы, фонарик. 

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята сегодня в электронной почте я нашла письмо. Хотите узнать от кого

Дети: Да.

Письмо от Фиксиков  (в ноутбуке)

Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам Симка и Нолик. Мы уже  как-то обращались к вам за помощью, и вы нам очень помогли. Вот и сейчас просим вас помочь  разобраться в одном вопросе.

Вы знаете, что мы живём во всех электронных приборах и никогда не видели настоящего снега. Мы поспорили, что снег не белый,  а голубой или даже сиреневый.

Мы поссорились и  решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили.

Воспитатель:  Ребята, готовы помочь Фиксикам разобраться в этом вопросе?

Дети: Да

Воспитатель: Чтобы помочь Симке и Нолику предлагаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.

На столе воспитателя стоят 2 ведёрка, один со снегом, другой со льдом. 

Воспитатель: Умнички, посмотрите, что стоит у меня на столе? (ведёрки)

Чтобы  узнать, что в них лежит, вы должны отгадать  загадки.

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло (лед)

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет (снег)

Воспитатель: Правильно отгадали загадки, а теперь давайте рассмотрим снег и лед.  Посмотрите на снег, - какой он?

Дети: (белый, пушистый, мягкий, холодный)

Воспитатель: Теперь рассмотрим лед, - какой он?

Дети:(гладкий, твердый, холодный, прозрачный)

Воспитатель: А чем снег и лед похожи?

 Дети (они в тепле тают, появились из воды и т.д.)

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: (лед тает дольше, лед прозрачный и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а действительно, почему снег белый, а не красный или зеленый?

Ответы детей.

Воспитатель:  Из чего состоят снежные сугробы на улице?

Дети: (из снежинок)

Воспитатель: А помните, мы с вами рассматривали снежинки на наших варежках? Какие они были?

Дети: (маленькие, красивые и т. д.).

Воспитатель: На что они были похожи?

Дети: (на звездочки, на тоненькие льдинки)

Воспитатель: А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Мы попробуем провести эксперимент. Только опыт поможет найти ответ.

Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А сможем мы его использовать в теплой комнате?

Дети:(нет)

Воспитатель: Почему?

Дети: (растает)

Воспитатель: Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе.

Воспитатель: Посмотрите на эти предметы и выберите  подходящий.

Дети выбирают из трех предметов - салфетку, пленку, белый лист.

 Воспитатель: Чем похожа пленка на лед?

Дети: (гладкая, прозрачная)

Воспитатель: Давайте посмотрим через плёнку на вещи. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе? Дети: (нет)

Воспитатель: Почему?

Дети: (она прозрачная)

Воспитатель: А теперь давайте попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев. Для этого мы ее разрежем ножницами и сложим.

Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить к цветной бумаге

Дети:(она стала не совсем прозрачной).

Воспитатель: Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.

 Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. Как это можно сделать?

Дети: (разрезать на мелкие кусочки)

Воспитатель: Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

Посмотрите, что произошло?

Дети: (появился белый цвет)

Воспитатель берет пинцетом один кусочек пленки.

Воспитатель: Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый? Дети: (нет)

Воспитатель: А какой он?

Дети: (прозрачный)

Воспитатель: Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего “снега”?

А секрет вот в чем. Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

 Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым. Хотите, я вам покажу, и вы сами все увидите.

Воспитатель освещает снег в ведёрке разным светом (фонариком).

Воспитатель:  Давайте немного отдохнём и устроим физкультминутку. Становитесь в кружок. 

 «Снежная баба».

Мы бабу снежную лепили,                (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.                (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,        (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали        (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.        (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.        (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.        (Приседают.)

А третьим – голова была                (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,                (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.                (Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,                (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.        Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,                 (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка        (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!         (Скрещивают пальцы рук в замок.) 

Воспитатель: Предлагаю продолжить опыты, и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Дети проходят за столы.

Опыт 1. Определение цвета. Определение снега и прозрачности льда.

Воспитатель: Дети положите под кусочек льда – полоску красного цвета. Какого цвета стал лёд?

Дети: Красного.

Воспитатель: Положите под снег. Что вы видите?

Ответы детей.(ничего)

Воспитатель: Теперь положите под лёд синюю полоску.

Делаем вывод. Лёд прозрачный, а снег непрозрачный. 

Опыт 2. Определение качества снега и льда.

Воспитатель: У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он?

Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель. Возьмите в руки снег. Какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: вывод. Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд тяжёлый, твёрдый.

Опыт 3. Определение прочности.

Воспитатель: Ребята возьмите горсть снега и нужно высыпать её на тарелочку. Как можно назвать это свойство снега?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним случилось?

Дети: Он раскололся, он хрупкий.

Опыт 4. Тонет, не тонет.

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?

Ответы детей.

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Положите комочек снега в стаканчик с водой, а в другой стаканчик – лёд.

Воспитатель: вывод. Лёд и снег не тонут. 

Заключительная часть-рефлексия.

Воспитатель:  Умнички, вам понравились наши эксперименты?

Как вы считаете, помогли мы Фиксикам? Хорошо когда можешь кому-то помочь!

Предлагаю после прогулки написать письмо, о наших опытах и отослать его

Фиксикам.

А сейчас мы отправимся на прогулку и можем продолжить игры со снегом и льдом на улице. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...