Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.
    статья по окружающему миру

    Окружающий мир природы встречает ребенка сразу за порогом дома: растения на клумбе, аллея парка, газон. Этот  удивительный мир растений и животных, природных явлений заставляет ребенка остановиться, задуматься, внимательно посмотреть вокруг.  Наблюдения на прогулке в детском саду только начало знаний о природе, её значении для  человека. Дети знакомятся с птицами, растениями, насекомыми, домашними питомцами. Важно обратить внимание ребѐнка на эту красоту и многообразие природного мира. Общаясь с животными, растениями, дети становятся чище, добрее, мягче. Ребѐнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнѐзда, обижать животных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nazarova_s.v._statya_2.docx17.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.

     Окружающий мир природы встречает ребенка сразу за порогом дома: растения на клумбе, аллея парка, газон. Этот  удивительный мир растений и животных, природных явлений заставляет ребенка остановиться, задуматься, внимательно посмотреть вокруг.  Наблюдения на прогулке в детском саду только начало знаний о природе, её значении для  человека. Дети знакомятся с птицами, растениями, насекомыми, домашними питомцами. Важно обратить внимание ребѐнка на эту красоту и многообразие природного мира. Общаясь с животными, растениями, дети становятся чище, добрее, мягче. Ребѐнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнѐзда, обижать животных.

          Образовательная деятельность по экологическому воспитанию  строилась по основным методическим принципам с учетом требований ФГОС ДО:

    - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    - принцип научной обоснованности и практической применяемости в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста.

           В старшем возрасте дети знакомились  с природой родного края. Дошкольники  проявили интерес к знакомству с заповедниками, ведь рядом с нами сразу два заповедника «Ямская степь», «Лысые горы», а экскурсии помогают детям самим увидеть редкие растения  и животных, понять,  почему природе нужна помощь и защита, полюбить красоту природы родного края.                  Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за домами, где мы живем, всѐ то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать детей формируя познавательный интерес к окружающему миру. Ведь когда дети повзрослеют, они уже не будут так внимательны к окружающей природе, но в наших силах заложить основу экологической культуры детей.    Пока малыши смотрят вокруг все цветы и травы, жучки и бабочки, птицы и ежи, собаки и кошки – все это близко им. И один из путей воспитания доброго отношения к растениям и животным – пробуждать симпатии к ним, раскрывая их свойства, суть. Благодаря этому ребенок не будет  ломать ветки, убивать лягушек,  обижать животных, топтать и рвать цветы. Ведь мы научили его любить муравья,  котенка, голубя, майского жука, цветы и деревья – все, что его окружает.

               Были разработаны и реализованы проекты: «Природа Белгородского края», «Заповедники Белогорья»,  «Особенности рельефа Белгородской области», «Реки и водохранилища Белгородской области».

    Вместе с детьми созданы альбомы о природных зонах степь, лес, луг, водоем.

           Любовь к окружающей природе всегда связана с любовью к родным местам - к своему посѐлку, городу, селу, где человек родился и живѐт. Дошкольный возраст - основной этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

           В дошкольном  возрасте у ребѐнка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребѐнка с природой. Формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте закладываются основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе родного края, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру,  у детей развивается чувство общности с живой природой. Белгородская область - это малая Родина, она прекрасна.

           Изучая  Красную книгу Белгородской области,  дети подготовительной группы узнали,  что в нее занесены только редкие, исчезающие растения и животные. Насекомые: жук-олень, жук-отшельник, маха, кобылка бескрылая, дозорщик император, сколия гигант, четырех точечный муравей, махаон.

     Растения: венерин башмачок,  пролеска двулистная, сосна меловая, вороний глаз, рябчик, ковыль и т.д.. Животные: хомяк, тушканчик, сурок, европейский средний дятел, серый журавль, филин и т.д.. Мы воспитывали у детей интерес к таинственному миру природы, знакомили их с конкретными видами растений, животных, насекомых, млекопитающих. Наши дошколята знают их названия, характерные особенности, потребность в определенных условиях жизни: что всем нужны питание, вода, свет, тепло, воздух. С нашей помощью малыши узнали, что без этих условий они не могут оставаться живыми. С раннего возраста, общаясь с окружающей природой, с животными и растениями родного края, с богатствами родной природы, ее неповторимостью, мы учим детей охранять природу,  не только в заповедных местах, а в любом месте родного края. Мы стараемся учить своих воспитанников не сдерживать эмоции. Не делаем за них то, что они учатся делать самостоятельно. Мы помогаем детям управлять процессом познания родного мира. Ребятам это дает простор для широкого видения, что хорошо, а что плохо. Воспитывая своих дошколят под девизом «Береги свою планету, ведь другой на свете нету», верим, что наша Белгородчина будет процветать, и становится еще краше.

     Список литературы:

    1.  Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий Н.В. Алешина. - Москва. - Перспектива, - 2009.
    2. Белгородская область: Путеводитель. Справочное издание. Белгород: Издательский дом «Мир Белогорья», 2014. 194 с.
    3. Епанчинцева, Н.Д. Белгородоведение. Социокультурное развитие подрастающего поколения. / Н.Д. Епанчинцева, Т.М. Стручаева, О.А. Брыткова, Я.Н. Колесникова, В.В. Лепетюха., URL: http://belved.beliro.ru/ 2015.
    4. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Е.В. Марудова, Экспериментирование: Санкт-Петербург, ДетствоПресс, 2010.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

    Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания....

    Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

    Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

    План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

    Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

    Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

    План по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    laquo;Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...