Занятие по экологии в подготовительной группе «Здравствуйте птицы»
план-конспект занятия

Некрасова Ирина Васильевна

 Систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №53 «Рябинка» р. П. Чунский

Конспект

Занятия по экологии

В подготовительной группе

«Здравствуйте птицы»

                                                                                                   

                                                                                                  Воспитатель:                                                                                                                                                                                            

                                                                      Некрасова Ирина Васильевна

2017.

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Здравствуйте птицы!»

Автор работы: Некрасова Ирина Васильевна
Цель: расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
Задачи:

  • Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
  • Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.
  • Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах.
  • Формировать гуманное отношение к птицам.

Материал: запись птичьих голосов, игра «Чье гнездо», иллюстрации с птичьими гнездами, книги о птицах, картинки с изображением птиц.

Предварительная работа: чтение книг о птицах В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь»; М. Горький «Воробьишко»; В. Астафьев «Стриженок Скрип»; наблюдение и зарисовка птиц на протяжении весны; беседа «1 апреля –международный день птиц».

Ход занятия.

Организационный момент

Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение. Готовы? Да! Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
Итак, послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочной взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Игра «Назови приметы весны»

Да, это весна. А какие чудеса происходят весной?  Давайте вспомним и назовем приметы весны:

  • снег превращается в воду, повсюду журчит вода.
  • бегут ручьи.
  •  сосульки от тепла тают.
  •  отрываются льдины (а это опасно?).
  •  день становится длиннее, а ночь короче.
  • набухают почки.
  • появляются первоцветы (подснежники).
  • появляются первые насекомые.
  • Но самое главное чудо – это то, что именно весной, одни птицы возвращаются, принося весну на своих крыльях.

(Прослушивание в записи пение птиц).

Набухают быстро почки,

Появляются листочки.

Всюду гомон, птичья трель.

Это к нам пришел апрель.

Игра «Хорошо – плохо»
Сегодня мы с вами будем говорить о птицах.

- Ребята, что хорошего в том, что птицы улетели от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год).

- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Беседа о перелетных птицах

 Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями.

Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род).  Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

— Ребята, а вы знаете, какая птица какой дом строит? Давайте рассмотрим гнездо птицы (рассматривание иллюстраций с птичьими гнездами).  Из чего оно сделано? (Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…).
Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах.

 Игра «Чье гнездо».

 Предложить детям 6 гнезд и 6 птиц (аист, скворец, ласточка, дятел, воробей, грач). Вы должны правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а затем расскажите об этой птичке.

Игра «Прилетели птицы».

Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что – то другое, то можно топать ногами.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!  (Дети топают)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы, (Дети топают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи…..

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки.

Правила друзей природы

В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

  • Не разорять птичьи гнёзда!
  • Не брать птенцов из гнезда! 
  • Не ломать ветки! 

Солнце ласково смеётся, 
Светит солнце горячей.
И в овраге звонко льётся 
Разговорчивый ручей. 
После зимней тишины 
После стужи зимней, 
Из – за гор, из – за морей 
Прилетают птицы. 

Игра «Отгадай птицу»

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

  • Звонко – звонко распеваю, 
    Воротившись с юга в срок. 
    А вот песни занимаю 
    Даже у сорок. (скворец)
  • Гнездо не строит никогда, 
    Соседкам яйца оставляет 
    И о птенцах не вспоминает. (кукушка) 
  • Верещунья – белобока 
    А зовут её… (сорока)
  • Птичка невеличка, ножки имеет, 
    А ходить не умеет. 
    Хочет сделать шажок, 
    Получается — прыжок. (воробей)
  • Я по дереву стучу, 
    Червяка добыть хочу. 
    Хоть и скрылся под корой, 
    Всё равно он будет мой. (дятел)

Ира «Перелетные и оседлые птицы»

Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть? Вы становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь.

Знакомство с народными приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете?

  • Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.  
  • Голуби разворковались – к ясной погоде.    
  • Птицы хохлятся – к дождю.    
  • Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.    
  • Воробьи купаются в пыли – к дождю.    
  • Птицы запели в дождь – к ясной погоде.  

Проблемная ситуация

 Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам?

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.  

Чтоб от вредных насекомых   
Сады цветущие не гибли зря,   
Всегда, в любое время года,   
Берегите птиц друзья!   

Итог занятия

 Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили?

  О каких птицах?

  Каких перелётных птиц вы запомнили?

 Как надо относиться к птицам?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в средней группе «Перелётные птицы.Чёрный стриж»

Задачи:- закрепить знания детей о птицах;- продолжать дифференцировать понятия «зимюие» - «перелётные» птицы;- расширять и активизировать словарь по теме;- познакомить детей с представителем семейства...

Конспект занятия по экологии для старшей группы "Зимующие птицы" .

«Зимующие птицы»Цели: обобщить знания детей о зимующих  птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в не...

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Домашние птицы"

Расширение представлений о домашних птицах, о приспособленности водоплавающих домашних птиц к плаванию в воде...

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Чудо-птица» с использованием ТРИЗ-технологий

Цель: Уточнять и обобщать знания детей о природе, о жизни растений....

«Птицы нашего края». (Конспект занятие по экологии в подготовительной группе) 2022г.

Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать по...