Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Тема "Соль, мел и другие камешки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ирина Владимировна Хохлова

Цель: Развитие системного поискового мыщления. 

Образовательная задача: 

-расширить представление детей о природных ресурсах;

-разнообразить, углубить сенсорный опыт детей в процессе работы с различными материалами;

- через игровую и экспериментальную деятельность расширить знания детей о свойствах и признаках различных природных материалов и веществ;

- применить знания о твердых веществах (ММЧ) для решения проблемных (озобретательских задач).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_kamni.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Автор-составитель: Хохлова Ирина Владимировна, воспитатель 1 категории

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)

Тема: Соль, мел и другие камешки.

Цель: Развитие системного поискового мышления.

Образовательные задачи:

- расширить представление детей о природных ресурсах;

- разнообразить, углубить сенсорный опыт детей  в процессе работы с различными материалами;

- через игровую и экспериментальную  деятельность расширить знания детей о свойствах и признаках различных природных материалов и веществ;

-  применить знания о твердых веществах (ММЧ) для решения проблемных (изобретательских) задач.

Развивающие задачи: 

 - развивать культуру и  навыки исследовательской деятельности; наблюдательность, активность, любознательность, внимательность;

- развивать творческое воображение.

Воспитательная задача: 

- воспитывать интерес к объектам неживой природы.

Материал: Шкатулка с мелом, солью, камнем. По три стаканчика с водой на каждого ребенка, деревянные молоточки, по три тарелочки на каждого ребенка с кусочком соли, мела, камня; влажные салфетки. Коллекция камней, мелкие камни для составления рисунков.

                                                    Ход занятия.

1 этап. Организационный. Мотивирующий.

Дети стайкой около воспитателя:

 - Собрались все дети в круг

   Я твой друг, и ты мой друг.

   Вместе за руки возьмемся

   И друг другу улыбнемся.

                  - Хотите узнать что-то интересное?

                    Узнать полезное и неизвестное?

                     Тогда, ушки на макушке

                     И не смотрим на игрушки.

Сели на ковер.

- Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками – принесла с собой природные  

  богатства. Спросите, где же они? Они находятся в этой шкатулке. Интересно? Тогда  

  посмотрим.

Воспитатель достает из шкатулки и кладет на стол. Дети называют, что это?

- Мел, каменная соль (если дети затрудняются, воспитатель подсказывает), камень.

Где же это я нашла и откуда принесла? (рассуждения детей)

 - Наша Земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Почему

   природные богатства называют «полезными ископаемыми?» Ископаемые – потому что  

   эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные – потому что приносят

   пользу. Какую пользу, узнаем чуть позже.

Давайте рассмотрим наши богатства. Что у них общего (цвет, твердые), чем отличаются (форма, размер).

 - Хочу рассказать вам историю. Жили-были на Земле три друга: мелок, кусочек каменной соли и камушек. Жили они в пещерах, которые находились недалеко друг от друга. Часто переговаривались между собой. Однажды они услышали в пещере голоса людей. Люди  говорили, все, что здесь находится – это богатства, которые приносят только пользу. Нашим друзьям стало так интересно, почему о них так говорят. И они решили отправиться в путешествие и выяснить, за что же их так ценят. Но путь их был недолгим. Однажды на их пути встретилось препятствие: небольшой ручеек. Друзья долго думали и гадали, как же им перебраться на другой берег.

- Поможем? Как же им перебраться через ручей?.. (рассуждения детей) Решили перепрыгнуть. Первой прыгнула соль – не допрыгнула и упала в ручеек и стала уменьшаться. Испугалась, что совсем исчезнет  и, что есть силы выпрыгнула на берег. Вслед за ней прыгнул мелок. Ручеек для него оказался широкий  и тоже упал в воду. Смотрит, вода вокруг стала белеть, а сам мелок стал пропитываться водой и тяжелеть. И успел выпрыгнуть. Затем  прыгнул камень и упал возле берега, и никак не смог выбраться. Как помочь вытащить камешек  из воды? Мелок тут не помощник – сам лежит вялый, просыхает. А как мы поможем вытащить камешек из воды, но только не намочив рук. (Дети решают задачу: сачком, прутиком, ложкой из дерева..) Наши друзья так и не смогли продолжить путь, так как у них на это совсем не осталось сил. Мы с вами поможем узнать ответ на вопрос: почему же наших друзей все так ценили? Продолжение истории мы узнаем в нашей лаборатории.

2 этап. Экспериментально-исследовательский.

Проходим в лабораторию. Вспоминаем правила поведения в лаборатории.

На столе стоит три стакана с водой, на доске лежит мел, кусочек соли и камень. Деревянный молоточек, ложка.

1. - Ребята, как вы думаете, какие это вещества? (твердые)

  Кто живет в веществах? (человечки)

  Как ведут себя человечки в твердых веществах? (Крепко держатся за руки)

 Давайте проверим, все ли эти вещества твердые.

 - Возьмем молоточки и постучим по камню. (Камень – твердый, маленькие человечки крепко держатся за руки)

 - Постучим по мелу. Он крошится, хрупкий. (Мел – твердый, но мягче камня. Значит,  маленькие человечки тоже держатся за руки, но не так крепко).

   - Постучим по кусочку соли. При ударе тоже крошится, рассыпается на кристаллики. (Соль -  твердая, но мягче камня и мела. Значит, маленькие человечки тоже держатся за руки, но не так крепко).

  1. - Проведем пальцем по мелу. Какой на ощупь – гладкий, что оставляет на руках? Что еще можно делать мелом? (рисовать)

- Соль – шероховатая. Можно рисовать?

- Камень – гладкий, шероховатый. Можно рисовать (царапает)

Вытираем руки салфеткой.

  1.  -Теперь положим маленький кусочек соли в воду и помешаем ложкой, что произошло (соль растворилась в воде). Вода поменяла цвет? Какой стала на вкус вода?

- Теперь посмотрим, как себя будет вести мел в воде? Осторожно опустите мел в воду. Какая была вода? Что произошло с водой? (В ней растворился мел, но не полностью, часть человечков окрасила воду в белый цвет.)

- Осторожно опустите камень в воду. Что с ним произошло?

Лежит себе в воде, но только нам кажется, что увеличился. Это секрет воды -увеличивать предметы.

Ребят, а теперь хочу вам открыть секрет. Мел, соль и камень – это все камни.

Сделаем выводы: камни могут быть как твердые и мягкие; камни бывают гладкие, шероховатые; в воде одни растворяются, другие нет.

3 часть. Ресурсы камня, явные и скрытые.

Где же используют это богатство Земли? (ответы детей)

Соль – используется для приготовления пищи, лесники используют соль для подкормки лесных обитателей (лизунцы).

Мел – можно не только рисовать. Мел добавляют в пищу животным, немного мела входит в состав зубной пасты. Можно побелить потолок, дерево, удобрить растение.

Камень – используется в строительстве зданий, дорог, мостов, памятников. Используются драгоценные камни для украшений.

            Презентация  «Какие бывают камни и для чего они нужны?»

 

            Вот такую пользу камушки приносят не только людям, но и животным, растениям.  

            Вот мы и узнали ответ на наш вопрос о пользе камней.

Физкультминутка.

4 часть. Задачи.

1. Вспомните сказку «Три поросенка». Из чего надо делать дом, чтобы он не только был крепким, но и не горел.

2. Не оказалось дома ни карандашей, ни красок, а так хочется изобразить узор или картину. Только ящик гальки. Как быть?

Воспитатель предлагает пройти в мини-музей и посмотреть разнообразие камней.

5 часть. Практическая.

Изобразительная. Составление на столе рисунков из камней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ-технологии

Формирование представления о цыпленке, как представителе домашних птиц с помощью системного оператора, с использованием ИКТ...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

   Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, в...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии

Игры с использованием элементов ТРИЗ технологии развивает речь, логическое мышление, память, воображение....

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"

План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...