Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Карпова Алла Сергеевна

Цель: закрепление материала по лексической теме «Перелетные птицы»,  продолжать учить детей словоизменению и словообразованию слов.

          Задачи:

  • Развитие временных представлений;
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • Закрепление материала по лексической теме «Перелетные птицы»;
  • Учить изменять имена существительные оп числам;
  • Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщений;
  • Закрепление и дифференциация понятий «зимующие», «перелетные»;
  • Учить образовывать новые сложные слова;
  • Уточнение и закрепление словаря по теме;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Воспитывать умение работать в коллективе, внимательно слушать друг друга, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь:

- существительные: грач, ласточка, журавль, аист, утка, гусь и др.;

- прилагательные: перелетные, водоплавающие, длиннокрылый, длинноклювый;

- глаголы: плавает, ходит, летает, машет крыльями и т. д.

Оборудование: картинки с приметами осени, картинки с изображением перелетных птиц, панно «Вагончики», мяч, индивидуальный набор карточек, рабочие листы по теме.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, рисование на тему «Перелетные птицы».

Интеграция образовательных областей: Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Отдел образования Фрунзенского района

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 комбинированного вида

Фрунзенского района города Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы (6-7лет)

Направление -  Познавательное развитие

Тема: «Перелетные птицы»

                                                                        Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории  

                                                                       Карпова Алла Сергеевна

                                                                           

Санкт-Петербург

2019

        Цель: закрепление материала по лексической теме «Перелетные птицы»,  продолжать учить детей словоизменению и словообразованию слов.

        Задачи:

  • Развитие временных представлений;
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • Закрепление материала по лексической теме «Перелетные птицы»;
  • Учить изменять имена существительные оп числам;
  • Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщений;
  • Закрепление и дифференциация понятий «зимующие», «перелетные»;
  • Учить образовывать новые сложные слова;
  • Уточнение и закрепление словаря по теме;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Воспитывать умение работать в коллективе, внимательно слушать друг друга, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь:

- существительные: грач, ласточка, журавль, аист, утка, гусь и др.;

- прилагательные: перелетные, водоплавающие, длиннокрылый, длинноклювый;

- глаголы: плавает, ходит, летает, машет крыльями и т. д.

Оборудование: картинки с приметами осени, картинки с изображением перелетных птиц, панно «Вагончики», мяч, индивидуальный набор карточек, рабочие листы по теме.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, рисование на тему «Перелетные птицы».

Интеграция образовательных областей: Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Развитие речи.

        


Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята!

- Напомните мне, пожалуйста, какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- А какой день недели будет завтра?

- Какое сейчас время года?

- А какое время года было до осени?

- Какое время года наступит после осени?

- Кто помнит, какой сейчас месяц?

- Какой он по счету?

- Какой осенний месяц первый по счету?

- А какой осенний месяц третий по счету?

- Скажите мне, пожалуйста, а как мы узнали, что наступила осень?

(с опорой на картинки)

На доске – картинки с изображением перелетных птиц.

- Осенью, когда наступают холода и не остается корма некоторые птицы улетают в теплые страны. Как одним словом назовем таких птиц?

- Каких перелетных птиц вы знаете? (с опорой на картинки)

Дети перечисляют.

- Посмотрите на этих птиц. Скажите, что есть общего у всех этих птиц?

- Крылья есть у птиц, значит они умеют ….. (летать).

- Чем покрыто тело птиц? (Тело покрыто перьями).

- Перелетные птицы вернутся к нам тогда, когда …….?

Воспитатель:

- Поиграем в игру «Один-много»

От нас улетел один грач и много …. (грачей)

От нас улетел один журавль и много …… (журавлей)

От нас улетел один скворец и много ……. (скворцов)

От нас улетела одна ласточка и много ……. (ласточек)

От нас улетела одна утка и много …… (уток)

От нас улетел один гусь и много …… (гусей)

От нас улетел один аист и много ….. (аистов)

От нас улетел один соловей и много …… (соловьев)

От нас улетел один лебедь и много …… (лебедей).

- Посмотрите, к нам прилетели птицы. Это перелетные птицы. Давайте понаблюдаем за ними.

- За кем ты наблюдаешь? (Я наблюдаю за лебедем)

- А за кем ты наблюдаешь? (Я наблюдаю за журавлем)

- Кем любуется ту ….(имя ребенка)? (Я любуюсь грачом)

- А ты кем любуешься? (Я любуюсь уткой) и т.д.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кого не стало на поляне? (на поляне не стало журавля, грача, лебедя и т. д.).

Воспитатель:

Давайте поиграем, соединим два слова в одно.

Игра «Назови одним словом»

- Если у птицы длинные ноги, это какая птица? (длинноногая)

- Если у птицы длинный клюв, это какая птица? (длинноклювая)

- Если у птицы звонкий голос, эта птица какая? (звонкоголосая)

- Если птица плавает в воде, это какая птица? (водоплавающая).

ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

Л.: Перелетные птицы улетают на юг сами, но если бы мы могли их повезти, то на чем? (на поезде, на машине, на автобусе и т.д.).

Л.: Посмотрите, какой у меня есть поезд. В первом вагоне поедут птицы, в названии которых одна часть (или один слог), во втором вагоне поедут птицы, в названии которых есть две части (или два слога), а в третьем вагоне поедут птицы, в названии которых три части (или три слога).

На доске три вагончика.

Воспитатель:

- Журавль. Сколько частей, приготовьте ладошки, давайте прохлопаем ЖУ – РАВЛЬ (2 части или два слога). В каком вагоне поедет журавль?

 - Цапля. Сколько частей, прохлопай, ….(имя ребенка)? ЦАП – ЛЯ (две части - два слога). В каком вагоне поедет?

- Грач. Сколько частей, прохлопай, ….. (имя ребенка)? ГРАЧ (одна часть – один слог). В каком вагоне поедет?

- Кукушка. Сколько частей, давайте прохлопаем? КУ – КУШ – КА (три части – три слога). В каком вагоне поедет?

- Гусь. Сколько частей, прохлопаем? ГУСЬ (одна часть – один слог). В каком вагоне поедет?

Аналогично отрабатываются слова АИСТ, ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, УТКА.

Воспитатель:

- Молодцы, рассадили птиц по местам и поехали на юг.

Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели,

На юг птицы улетели.

(Машут ладошками).

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.

(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели,

(Машут ладошками).

Песни грустные запели

(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель:  

- Присаживайтесь за столы. У вас на столах лежат карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Вам нужно обвести красным карандашом птиц, которые улетают в теплые края.

(«Я обвел ласточку, потому, что ласточка -  перелётная птица», «Я обвел журавля, потому, что журавль -  перелётная птица» и т. д.).

Воспитатель:

- Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца -… (скворчата)

-У грача -… (грачата)

-У журавля -… (журавлята)

-У кукушки -… (кукушата)

-У аиста -… (аистята)

-У лебедя -… (лебедята).

Игра «Четвертый лишний»

(набор карточек у каждого ребенка).

Дети выбирают лишнюю птицу и объясняют почему.

ИТОГ:

- О ком мы сегодня говорили?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Подойдет ко мне тот, кто угадает название птицы:

Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т] – АИСТ

Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А] – КУКУШКА

Первый звук в этом слове [Ль]. Последний звук [Дь] – ЛЕБЕДЬ

Первый звук в этом слове [У]. Последний звук [А] – УТКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Что мы знаем о птицах?»

Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности  по примерной основной  общеобразовательной программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова).Обра...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы Тема : «Весна. Перелётные птицы».

Задачи : Закрепить знания признаков весны ,представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы». Расширить и уточнить словарь по теме. Развивать речевую активность, речевой слух, ...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы в условиях ФГОС «Пришла весна прилетели птицы»

Конспект занятия, на котором формируются представления детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Конспект НОД  с детьми подготовительной к школе  группе по  речевому развитию.Тема: «Домашние птицы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11667888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Птицы – наши друзья»

Задачи:- продолжать знакомить с зимующими птицами, изучать их особенности;- совершенствовать умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;- развивать умение грамматически правильно строить...

Проект по организации работы детьми подготовительной группы "Птицы – наши друзья".

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос...