Главные вкладки

    Конспект ООД по познавательному развитию Природа родного края.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Шемехова Эльвира Алибеговна

    Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края».

    Воспитатель  первой категории Шемехова Эльвира А

    Образовательная область«Познавательное развитие»

    Возрастная группа: старшая

    Тема занятия«Природа родного края»

    Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Дагестана.

    Задачи:

    1. Образовательная:

    - формировать у детей представления о природе нашего края;

    - формировать представления о многообразии растений, акцентировать внимание на их значении для человека;

    - формировать потребность заботливого отношения к природе:

    - познакомить с понятием «Красная книга».

    2. Развивающая:

    Развивать у дошкольников:

    - интерес к родному краю, его природе;

    - способность чувствовать красоту природы своей малой Родины и эмоционально откликаться на нее;

    - чувство гордости к своей малой Родине;

    - воображение, речь, внимание, память.

    3. Воспитательная:

    - воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство гордости за свою страну и родной край;

    - воспитывать бережное отношение к родной природе.

    Методы и приемы:

    -наглядный – рассматривание картин и иллюстраций;

    -словесный – беседа, рассказ, художественное слово, сообщения;

    -практический – дидактическая игра, двигательные паузы.

    Предварительная работа:

    - чтение художественной литературы о природе Дагестана, разучивание стихов, беседы, наблюдения в природе, рассматривание картин и иллюстраций о природе.

    Ресурсное обеспечение:  иллюстративный материал, карта Дагестана.

    Словарная работа: Красная книга, заливные луга,

    1. Организационный момент.

    • Цель: создать положительный настрой к предстоящей деятельности.

    • Задачи:

    • 1. Заинтересовать детей, привлечь внимание к совместной деятельности;

    • 2. Активизировать мыслительную деятельность детей;

    3. Поддержать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

    Ход занятия

    - Ребята, давайте настроимся на работу. Она у нас будет трудная, но интересная.

    - А сейчас давайте поздороваемся друг с другом и гостями:

    - Ручки, ручки, здравствуйте!

    Пальчики сердитые, здравствуйте!

    И ладошки наши крошки, здравствуйте!

    И улыбки, и улыбки, здравствуйте!

    Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!

    Поцелуй воздушный всем пошлите, здравствуйте!

    - Ну, что ж, ребята, надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунулись в мир детства.

    Дети активно включаются в предложенную игровую ситуацию, выполняют движения в соответствии с текстом гимнастики.

    - Ребята, посмотрите, что я сегодня приготовила для вас. Что это?

    - Это - карта Дагеста. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? Мы сегодня будем говорить о природе .

    Дети включаются в беседу, отвечают на вопросы, делают предположения.

    2. Основная часть занятия.

    Цель: создать условия для знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Дагестана.

    Задачи:

    1. Образовательная:

    - формировать у детей представления о природе нашей республики;

    - формировать представления о многообразии растений, акцентировать внимание на их значении для человека;

    - формировать потребность заботливого отношения к природе:

    - познакомить с понятием «Красная книга».

    2. Развивающая:

    Развивать у дошкольников:

    - интерес к родному краю, его природе;

    - способность чувствовать красоту природы своей малой Родины и эмоционально откликаться на нее;

    - чувство гордости к своей малой Родине;

    - воображение, речь, внимание, память.

    3. Воспитательная:

    - воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство гордости за свою страну и родной край;

    - воспитывать бережное отношение к родной природе.

    - Скажите, в какие цвета окрашена карта?

    - Карта окрашена темно-зеленым, коричневым, светло-коричневым цветом, здесь есть синие полоски и пятна. Как вы думаете, что обозначают эти цвета? (темно-зеленым цветом на карте обозначается лес, коричневым – горы, светло-коричневым цветом – степи, светло-зеленым - луга).

    Как велика моя земля,

    Как широки просторы!

    Озера, реки и поля,

    Леса и степь, и горы.

    Раскинулся мой край

    От севера до юга:

    В одном краю леса, поля,

    В другом - озера, реки.

    - Республика Дагестан – это горы и леса, степи и луга, полноводные реки и озера.

    - Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Дагестану. Согласны?

    - Как можно путешествовать? Ребята, а я вам предлагаю попутешествовать пешком. А куда мы с вами отправимся, мы сейчас узнаем, вытянув карточку.

    В зависимости от того какую карточку вытянут ребята туда и отправимся, если зеленую – в лес, если синюю – к озеру, если светло-коричневую – в степь.

    - А теперь представим, что мы путешественники, взяли «рюкзаки» и пошли по тропинке.

     Самурский лес.

    - Вот и пришли мы с вами в гости к нашему зеленому другу.

    - Приглашаю, ребята, вас в лес, в добрый лес, могучий лес. Давайте послушаем звуки леса.

    Музыкальное сопровождение

    - Так что такое лес? Правильно, лес – это место в природе, где растет много-много разных растений, деревьев хвойных и лиственных, лиан, место обитания лесных животных и птиц.

    - А какие бывают леса? (хвойные, смешанные, лиственные).

    - Почему лес называют хвойным? (смешанным, лиственным).

    - Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Назови дерево или кустарник». Сначала мы назовем деревья, которые растут в хвойных лесах (смешанных, лиственных).

    - Молодцы, ребята!

    Двигательная пауза

    - Ребята, в лесу поднялся сильный ветер и листья деревьев все перемешались, давайте с вами соберем листочки и определим с какого они дерева. Д/игра «С какого дерева листок?».

    - Ребята, посмотрите какая картина, что здесь случилось, как вы думаете?

    - Ребята, давайте с вами вместе вспомним правила поведения в лесу.

    Дети по картинкам рассказывают правила поведения в лесу.

    Каждый кустик берегите,

    Без нужды костры не жгите,

    Цените каждую травинку,

    И на листике дождинку.

    Сбережём ЛЕС от огня -

    Для тебя и для меня.

    Красота живая – ЛЕС,

    Пусть растет он до небес!

    - Нам пора путешествовать дальше, давайте скажем лесу до свидания, возьмем свои рюкзаки и пойдем дальше. А куда мы отправимся, нам сейчас подскажет карточка.

    Музыкальное сопровождение

    ЛУГ.

    - Ребята, мы с вами пришли на луг, давайте присядем на зеленую травку закроем глаза и послушаем звуки природы, представим зеленую траву, много цветов, здесь есть и одуванчики, и васильки, мать и мачеха, а вон там, на тропинке растет подорожник.

    Рассматривание картины

    - Ребята, луг – это покрытое травянистыми растениями большое открытое пространство, которое чаще всего расположено рядом с водоемами. Весной, во время разлива рек, территория луга заливается водой. Но он совершенно от этого не страдает, напротив, травы очень хорошо растут в увлажненной почве, а ил, принесенный талыми водами, является хорошим природным удобрением. Такие луга называют заливными.

    - Ребята, я вам приготовила картинки с растениями и цветами, давайте с вами выберем те растения, которые растут на лугу.

    - Как можно обозначить эти растения одним словом? (лекарственные растения)

    - А почему эти травы еще называют «Зеленая аптека»?

    - Я предлагаю кому-нибудь из ребят с помощью таблицы рассказать о лекарственном растении, а остальные должны будут назвать это растение.

    Одуванчик.

    Ромашка.

    Подорожник.

    Шалфей.

    - Молодцы!

    - Ребята, а давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о лекарственных растениях.

    Мы растения эти знаем,

    Бережем и охраняем.

    В книгу Красную они уж давно занесены.

    Мы их рвем не на потеху –

    Отнесем мы их в аптеку.

    Из даров лесного царства.

    Люди делают лекарства!

    - Ребята, куда занесены эти растения? (в Красную книгу)

    - Ребята, а что такое Красная книга и почему она так называется?

    - Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В Красную книгу заносят редкие виды растений и животных. И в нашей группе у нас есть такая книга.

    - Ребята, нам пора отправляться в путь, возьмем свои рюкзаки и пойдем дальше. А куда мы отправимся, нам сейчас подскажет карточка.

    Музыкальное сопровождение

    ОЗЕРО.

    - Ребята, чувствуете, подул свежий ветерок, и мы с вами вышли на берег озера. Мы с вами устали после долгой дороги, давайте ополоснем свои руки в чистой воде ручья. Слышите, как журчит ручей. (Присаживаются)

    Рассматривание картины

    - Ребята, Дагестан богат реками и озерами. Наибольшее число рек сосредоточено в горных районах республики. Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.

    На территории Дагестана много рек.

    - Какие реки вы знаете?

    - Наиболее крупные из них Сулак,Самур,Терек ,Кума.

    – Люди часто ездят отдыхать и оставляют после себя мусор. Разве это правильно?

    Эстафета «Собери мусор».

    На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т. п.). Дети по команде собирают мусор в свой мусорный мешок. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

    Грустит глубокая река,

    Свои теряя берега,

    И слышу голос я реки:

    Ты береги нас, береги!

    - Ребята, нам пора с вами возвращаться в детский сад. Давайте наденем рюкзаки и пойдем домой!

    Фотографии природы

    - Ребята, я очень люблю Дагестан!

     3. Заключительная часть занятия:

    Цель: подведение итогов.

    Задачи:

    1. развивать умение рассказывать о своих впечатлениях от деятельности.

    2. сохранить и поддержать интерес к окружающей действительности

    3. воспитывать интерес к совместной деятельности.

    - Наше путешествие завершилось. Вам понравилось путешествовать?

    - Сегодня мы с вами говорили о красоте природы родного края, что надо беречь и охранять ее.

    - А что нового и интересного вы узнали сегодня? Какое задание для вас было самым интересным, а сложным?

    - А где вам больше всего понравилось в лесу,озере или на лугу ? Почему?

    - Я вам предлагаю сегодня, когда вы придете домой нарисовать рисунок о нашем путешествии, и мы с вами оформим выставку рисунков «Природа моего края».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Насекомые в природе родного края"

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста, раздел "Экология"....

    Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

    Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

    Природа родного края Конспект занятия в старшей группе

    Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.Учить использовать растительный мир с умом. Пока...

    Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.

    Разработка проекта.Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье"....