«Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».
статья по окружающему миру

Крылова Ольга Александровна

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста - это необходимость нашего времени: детям надо показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

Наш детский сад находится в молодом развивающемся посёлке. В нём есть много предприятий, которые производят пиломатериал, пластмассовые изделия для упаковывания товаров, оборудование для приготовления кормов для животных. При изготовлении этой продукции используют лаки, краски, химикаты, при изготовлении пиломатериала вырубаются деревья, а в воздух выбрасывается деревообрабатывающая пыль. Всё это очень плохо влияет на экологию нашего посёлка, поэтому жители посёлка стараются беречь и охранять природу нашего края.

Именно поэтому нам необходимо начинать формировать экологическую культуру родителей и детей ещё в дошкольном возрасте.

Великий писатель К. Д. Ушинский высказывал такое мнение. Что «если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу».

«Зови меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать…» - писал великий русский педагог К.Д.Ушинский.

В. А. Сухомлинский говорил: «человек стал человеком тогда, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». 

Целью моей работы стало воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем. У детей необходимо сформировать элементарные экологические знания, начала экологического мировоззрения, представление об экологических проблемах села, воспитать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, отзывчивость и коммуникабельность, способствовать включению родительской общественности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Основными направлениями в моей работе я выбрала: чтение художественной литературы, организацию экологических бесед, с использованием мультимедийного оборудования, организация дидактических игр, прослушивание музыкальных произведений о временах года, звуках природы, создание условий для продуктивной деятельности, организация наблюдений, экскурсий, проведение опытов, организация трудовой деятельности, проведение праздников и развлечений, реализация проектов.

На первом этапе своей работы я занялась повышением своего профессионального уровня в вопросе экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления их с родным краем. Я изучила методическую литературу по теме; подобрала программно-методическое обеспечение, инновационно-развивающие технологии; составила перспективный план работы с детьми и план партнёрского взаимодействия с родителями и социумом; оформила предметно-развивающую среду для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении. Для предметно-развивающей среды я изготовила макеты «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные», «Аквариум». Изготовила дидактические игры и пособия: фотоальбом «Мой родной посёлок», игру «Человек и природа», «Сортируем мусор правильно», лэпбук «Берегите природу» и «Красная книга Нижегородской области», многофункциональное пособие «Я познаю мир».  В группе мы организовали экологический центр, в который поместили растения, соответствующие возрасту, атрибуты для экспериментирования и мини-библиотеку с книгами «Растения и животные моего края».

На основном этапе своей работы с дошкольниками я проводила беседы, игры, организовывала прогулки, наблюдения, экскурсии, практическую деятельность в природе. Провела экологическую викторину «Умники и умницы. Знатоки природы.», игру «Травоядные и хищники», «Синичкин праздник», с показом настольного театра В.Бианки «Синичкин календарь. Апрель.», праздник «Русская берёзка». Поставили и показали экологическую сказку на новый лад «Репка», «Сказку о том, как лесные жители яблоко нашли». Реализовала мини-проект «Огород на подоконнике», «Экологическая тропа», проект «Береги природу края!». С ребятами участвовали в Региональном конкурсе «Я исследователь» с темой «Волшебный лёд», «Что такое электричество» и «Как очистить реки и водоёмы нашего края», проводила неорганизованную образовательную деятельность дошкольников.

В своей работе экологического воспитания дошкольников привлекала к активному участию родителей ребят: провела анкетирование родителей по формированию экологической культуры детей дома, организовала родительское собрание, на котором объяснила родителям важность экологического воспитания детей дома и в детском саду и необходимости родительской помощи в этой работе. Вместе с родителями мы отправились в поход, организовали акцию «Чистый посёлок», изготовили кормушки для птиц, ввели традицию сажать новые деревья на территории детского сада. Приняли участие в конкурсе «Домашний театр», с инсценировкой немецкой народной сказки «Три бабочки». В нём приняли участие две семьи ребят из нашей группы. Совместно с родителями организовали фотовыставку «Природный и животный мир моего края».

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом. У дошкольников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, экспериментировать; появился интерес к исследовательской деятельности.

В дальнейшем планирую продолжать развивать дошкольников по теме «Воспитание экологической культуры в процессе ознакомления с родным краем», пополнять предметно-развивающую среду, использовать новые методы в работе, повышать профессиональную компетентность, публиковать на интернет-сайтах материалы, принять участие во Всероссийском конкурсе «Животные и птицы родного края», в районных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»

«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»...

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Социокультурное развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда «и семья, и общество создает для р...

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем"

Цель: формирование системы взаимодействия с социальными партнерами, направленной на приобщение дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание любви к родному краю, к людям, ...