Конспекты занятий по ознакомлению детей с метеоприборами.
план-конспект занятия по окружающему миру

Алена Владимировна Левшанкова

Формирование представления детей о науке- метеорологии через игровую             деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiy_na_meteostantsii.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Юные метеорологи».

Знакомство с гигрометром.

      Цель: Формирование представления детей о науке- метеорологии через игровую             деятельность.

      Задачи:

  1. Познавательное развитие: формировать представления детей о профессии метеоролога, её значение для окружающих и её особенностях;
  2. Речевое развитие: развивать активную речь детей в процессе деятельности посредством участия в беседе, диалоге.
  3. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослыми и сверстниками в процессе совместной игровой деятельности; развивать умение работать в группе в процессе совместной игры; развивать мыслительные операции (анализ, сравнение) в процессе совместной исследовательской деятельности.

Форма организации: групповая.

Ход:

Воспитатель привлекает внимание детей к календарю, сообщает дату, день недели, говорит, что есть такая наука метеорология- которая изучает погоду. Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи наблюдают за всеми особенностями погоды: направление ветра, температура и влажность воздуха, наличие облачности.

Воспитатель: для вас важно знать какая сегодня погода? Почему это для вас важно? (ответы детей)

Воспитатель: как вы думаете для кого ещё важно знать состояние погоды? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим людям многих профессий. Для каких? Как вы думаете? Правильно для безопасных полетов летчикам, штурманам кораблей, строители и водители, геологи и хлеборобы-все эти люди нуждаются в точном прогнозе погоды.

Воспитатель: как вы узнаете о том, какая сегодня будет погода? (ответы детей) А как еще можно узнать о погоде? (ответы детей)

Воспитатель: для наблюдением за состоянием погоды нашей планеты ученые оборудовали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование, позволяющее определять направление и силу ветра, уровень осадков, высоту снежного покрова, солнечную активность. На территории нашего детского сада тоже есть метеостанция.

Воспитатель: результаты наблюдений называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Как вы думаете, а мы с вами можем назвать себя метеорологами? (ответы детей) мы тоже можем называться метеорологами . так как ведем а группе дневник наблюдений за погодой. Но мы с вами зарисовываем какие наблюдения? (ответы детей-солнечно или пасмурно, есть ветер и осадки или нет)

Воспитатель: Ребята вы слышали такое выражение «хорошая погода». Что это значит? (ответы детей) Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо»

Солнце-

Хорошо: можно играть. Тепло, хорошо, можно ходить в легкой одежде. Солнце дает свет. Благодаря солнцу, растет все живое. На солнце можно загорать.

Плохо: на солнце можно обгореть. Если смотреть на яркое солнце, можно испортить зрение. На солнце очень жарко, можно получить солнечный удар.

Облака-

Хорошо: Они защищают от слишком яркого солнца, дают тень, облака приносят дождь.

Плохо: облака закрывают солнце и небо становиться пасмурным, у людей портится настроение.

Дождь-

Хорошо: после дождя растут грибы, распускается зелень. Приятно слушать музыку дождя.

Плохо: после дождя остаются лужи, грязь, бывает холодно. Если попасть под дождь, то можно заболеть.

Воспитатель: метеорологам необходимо быть очень внимательными. А какие вы внимательные, мы проверим сейчас.

Игра на внимание «Солнце, ветер, дождь» (Солнце-дети стоят, подняв руки в верх, ветер- раскачиваются, дождь- приседают, сгруппировавшись).

Воспитатель: а вы хотели бы более подробно наблюдать за погодой у нас в детском саду? Тогда я предлагаю сделать один несложный прибор и разместить их у нас на метеостанции. Например, гигрометр-прибор, который показывает влажность воздуха. Его можно изготовить из простой сосновой шишки. Народ давно заприметил свойства сосновых шишек перед дождем закрываются, повышается влажность воздуха. Давайте проверим так ли это. Для опыта нам нужны сосновые шишки, и чтобы наш опыт прошел немного быстрее- стакан с водой. Поместите шишки в стаканы с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте за шишкой, что с ней произойдет.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что получилось с шишками (смотрят, делают вывод, можно ли использовать шишки в качестве гигрометра).

Ребята, как вы думаете, а метеорологи при измерении влажности воздуха используют сосновые шишки? Конечно нет, ведь метеорологам необходимы точные измерения. Они используют гигрометр- прибор. Вот посмотрите. У него есть шкала с делениями и цифрами, стрелочка. Шкала разделена на три сектора: синий, зеленый, красный. Синий означает- низкая влажность, зеленый-нормальная влажность, красная- высокая влажность. Давайте посмотрим какая у нас в группе влажность воздуха. На какой сектор указывает стрелочка? (ответы).

А сейчас давайте измерим влажность на улице. На какой сектор указывает стрелочка? (ответы детей)

          Ребята, этот прибор будет находиться в метеобудке на нашей метеостанции. И мы с вами идя на прогулку будем снимать показания с прибора и записывать их в наш дневник наблюдения.

Тема: «Ознакомление с термометром».

Программные задачи: Познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы.

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Материал и оборудование: Кукла Незнайка; модель термометра; термометры для измерения температуры воды, воздуха (в помещении и на улице).

Интеграция областей: познавательной, социально-коммуникативной, речевой.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу Незнайку он кашляет, чихает.

Вос-ль: Что случилось, Незнайка?

Незнайка: Я кажется заболел.

Вос-ль: Как это случилось?

Незнайка: Да вот, посмотрел утром в окно: там солнце светит ярко-ярко, небо голубое-голубое. Я обрадовался, что на улице тепло, надел кофту, панаму, да, еще и очки от солнца не забыл, и пошел гулять. Но погулял не совсем долго, а замерз очень сильно. А теперь вот " а- а-апчих".

Вос-ль: Ну и Незнайка, разве ты не знаешь, что зимой жары не бывает? Если зимой и появляется солнце, это не означает, что можно идти гулять раздетым.

А что бы вы ребята могли посоветовать Незнайке, чтобы больше так не ошибаться? (выслушать предложение детей)

Молодцы ребята. Все это правильно. Но есть такой замечательный прибор, который всегда подскажет, что нужно одеть выходя на улицу.

Незнайка: Какой еще такой прибор? Я очень люблю всякие там приборчики.

Вос-ль: Я думаю, что вы все догадываетесь о каком приборе идет речь. Этим прибором пользуются все мамы, когда вы болеете. Догадались?

(если нет, добавить, что она ставит его подмышку)

Как вы думаете, что такое термометр, градусник? (приборы для измерения температуры)

Это название одного прибора или разных? (одного прибора).

Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)

Незнайка: Точно такой прибор есть у моего друга Пилюлькина. Только как им пользоваться я не знаю.

Вос-ль: Тогда послушай я расскажу.

Рассказ воспитателя.

С помощью термометра можно измерить не только температуру человеческого тела, но и температуру воздуха в помещении, на улице, температуру воды (в реке, в ванной). Давайте рассмотрим термометры. Основные его части- стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале означает 1 градус. В середине шкалы ноль. Это граница между градусами тепла и мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает: сколько градусов. (демонстрирует на модели)

Чтобы понять, как термометр работает, давайте проведём опыт.

ОПЫТ 1.

У меня в двух тазиках вода.

Давайте определим температуру воды с помощью термометра.

В одном тазике какая вода? (теплая)

В другом – холодная.

В какой воде столбик будет опускаться к 0°? (холодной). Делают опыт.

(И в горячей и в холодной столбик показывает выше нуля, почему?)

Что происходит при температуре 0° (вода превращается в лед).

Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.

При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит)

ОПЫТ 2.

А теперь измерим температуру воздуха. Если столбик стоит выше отметки ноль, значит тепло, чем выше столбик от нуля, тем теплее. Если столбик ниже ноля, значит, холодно- мороз, и чем ниже, тем холоднее.

Чтобы точно узнать сколько градусов, рядом со столбиком стоят цифры (счет десятками 0,10,20,30,40,50)

Сколько сейчас градусов в нашей группе? 20 градусов тепла или холода? Как определили? Можем мы с вами при такой температуре ходить раздетыми? Не мерзнем, значит можем.

А теперь давайте посмотрим на термометр за окном и определим температуру воздуха на улице.

Дети определяют температуру.

Можем-ли мы пойти также раздетыми на улицу? (нет замерзнем)

Ну вот Незнайка, видишь, как все просто, какой замечательный прибор, и называется он. 

Незнайка: Тремонер.

Дети исправляют его. Молодцы, все знают.

Ну что ж, вот мы и научились определять температуру самостоятельно. Можем теперь сами посмотреть на термометр и определить, как нужно одеться, а не ориентироваться только по солнцу, да?

Незнайка: Здорово, помогает нам термометр. Да вот у меня его нет.

Вос-ль: Ребята давайте подарим его Незнайке.

Незнайка: Большое спасибо. Теперь я всегда буду им пользоваться. До свиданья ребята.

Тема: Облака. Знакомство с ловцом облаков.

Цель: Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе, мыслительных операций через поисково – познавательную деятельность.

Задачи:

- Углублять и систематизировать знания о круговороте воды в природе: дать представления о процессе образования облаков и дождя с помощью опыта.

- Развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

          - Закреплять умение отвечать на вопросы полным, развернутым предложением.

          - Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.

- Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Используемый материал: Изображения облаков «На что похожи облака», плакат-схема «Круговорот воды в природе»; вата – по количеству детей. Иллюстрации облаков (кучевые, перистые, слоистые, дождевые, мольберт; банка пустая, горячая вода, грелка со льдом, полотенце; ватман синий для детских работ.

Ход

Воспитатель: Послушайте, ребята, загадку и отгадайте, о чём я с вами хочу сегодня поговорить.

  То звёздное, то голубое,

 То чистое, то грозовое.

   Там птица разная летает

                      Что это? Угадай, кто знает! (Небо).

- Правильно. Мы поговорим сначала о небе. Что можно на нём увидеть? (Ответы детей.)

- А теперь подойдем к окну, посмотрим на небо, что на небе сегодня.

- Что вы видите на небе? (Ответы детей.)

- Да, облака. А какие они, на что похожи? (Ответы детей.)

- Из чего состоят облака? (Из бесчисленного количества капелек воды.)

А вы хотите увидеть, как рождается облако?

Опыт «Делаем облако»

Банка стоит на столе у педагога, на подносе с полотенцем.

Смотрите очень внимательно на банку!

Я наливаю в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Ставлю сверху на банку грелку со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

Кто из вас расскажет, как образуются облака на небе?(ответы детей)

Вот как образуются облака:

Капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх.

Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, из множества облаков, появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

А в виде чего, ещё можно встретить капельку воды в природе (на улице).(ответы детей).

Загадки.

Нету ног и нету рук.

По асфальту стук да стук.

(Дождь)

Мухи белые хотят

Замести тропинки;

Эти мухи не жужжат,

Ведь они? (снежинки)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град!

Белым паром стелется

Не вьюга, не метелица

И не дым…. Что за обман?

Это же густой?. (туман)

Утром рано на заре

Выступает на траве,

Это капельки с водой

Называются…. (Росой).

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

Как можно отгадки назвать одним словом? (Осадки)

- Дождь это хорошо или плохо?

- Давайте встанем в круг и поговорим о дожде.

Дидактическая игра с мячом «Дождь, это хорошо, плохо…»

- Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

- Кто пойдёт и найдет на фото кучевые облака?

- Почему кучевые облака так называются (Потому что держатся на небе кучками)

- Кто пойдёт и найдет на фото перистые облака?

- Почему перистые облака так называются, на что они похожи (Потому что перистые облака похожи на перья, на тонкие беловатые полосы.)

- Кто пойдёт и найдет на фото грозовые облака?

- Почему грозовые облака так называются (Потому что плотные, темные, посылают нам грозы и дожди.)

Кто пойдёт и найдет на фото слоистые облака?

- Какие облака называются слоистые (Часто такие облака закрывают все небо толтым серым слоем, сквозь которую Солнце и Луна просвечивают бледными пятнами.)

Ребята скажите, а можно ли поймать облака? (ответы детей). Сегодня я хочу вас познакомить с помощником метеоролога, который позволяет поймать облако – это ловец облаков. С помощью него мы сможем с вами определить какие облака сейчас на небе. Это рамочка на которой изображены виды облаков, а по середине находиться отверстие, через которое мы будем с вами ловить облака и определять их вид. Проводится игра «Поймай облако».

Воспитатель: Предлагаю вам стать волшебниками и изготовить свои облака из ваты.

На подносе лежат куски ваты по кол-ву детей, предложить детям взять по кусочку ваты и сделать облако в виде какого-нибудь живого существа или цветка.

По мере изготовления, закрепить сделанные облака на синем ватмане, прикрепленным к доске. Рассмотреть работы, выяснить у детей, чья работа им больше всего понравилась.

Что для вас было самым интересным?

- Что на занятии вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что вы узнали нового?

Конспект занятия по теме «Компас»

Цель: Формирование представлений об ориентировании. Ознакомление с компасом, его строением.

Задачи:

Познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться.

Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование и материалы:

Компасы (по количеству детей, карта, глобус, картинки: ориентировка по солнцу, звездам, деревьям в лесу, муравейнику, мху не деревьях).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.

Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях.

Послушайте стихотворение

"Стороны света" (М. Погарский, А. Щепин) .

В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад

(Показываю на схеме-карте) .

Братья эти-страны света,

Ну, а дом их - вся планета.

Север - белый властелин,

Царь снегов, морозов, льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу.

Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим

изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространственное положение севера, прикрепляют ее на карте.

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад.

Но лишь вниз на полюс съедет,

Тут же вмиг заледенеет.

Дети выполняют аналогичные действия, выделяя также пространственное

положение юга.

Справа брат Восток живет,

Там, где солнышко встает.

Ну, а Запад - брат ютится

Там, где солнце спать ложится.

(Показываю восток и запад) .

Воспитатель: А теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения).

Воспитатель: Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас.И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.

Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.

Чтение рассказа.

Воспитатель: Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

-Ой, этого еще не хватало - испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой. Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.

Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились - спросил я папу.

-Нужное направление подсказал мне компас.

Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал.

-Расскажи про эту волшебную коробочку - попросил я папу.

-Историю про коробочку - компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

Давным - давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами. И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света: юг, север, восток и запад. Если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.

-Очень просто,- ответил папа. - Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда и находится север.

-Все ясно,- сказал я, Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места, где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т. е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны, ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых, днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет, тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие, расположенное в середине картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море.

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас, я расскажу, как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.

Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания.

Нужно пойти на север, на юг, на восток, на запад.

Воспитатель: Теперь выполним более сложные задания. Заранее положить несколько предметов в разных местах на площадке и нескольким детям по очереди дать задание найти предмет, сопровождая командами: игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы детям:

Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили с вами и что нового вы для себя узнали?

• Что такое компас, как он выглядит, опишите его.

• Для чего используется компас?

• Куда показывает стрелка?

• Какие четыре стороны света вы знаете?

• Где по отношению к северу находится запад и восток?

Конспект занятия «Часы»

Знакомство с солнечными часами.

Цель: Ознакомление детей с солнечными часами.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о частях суток;
  • Познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки);
  • Учить определять время по часам с точностью до 1 часа;
  • Упражнять в правильном согласовании числительных с существительным "час".

Оборудование:

Набор открыток "цветочные часы", модель солнечных часов, часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные), песочные часы; модели часов со стрелками на каждого ребенка; модели частей суток (прямоугольники розового, желтого, синего, черного цветов), сюжетные картинки с изображением различных режимных моментов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру: Игра "Утро-день-вечер-ночь"

На наборном полотне воспитатель выставляет модели частей суток (прямоугольники розового, желтого, синего и черного цвета). У каждого ребенка на столе лежит сюжетная картинка с изображением режимных моментов (части суток).

Воспитатель предлагает каждому ребенку прикрепить сюжетную картинку под определенной моделью части суток (утро - розовый прямоугольник, день - желтый прямоугольник, вечер - синий прямоугольник, ночь - черный прямоугольник) и объяснить свой выбор.

Дети по очереди подходят к наборному полотну и прикрепляют сюжетную картинку под прямоугольником определенного цвета (моделью части суток), объясняя воспитателю свой выбор.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь давайте назовем вместе названия частей суток в той последовательности, как они сменяют друг друга (Дети с воспитателем проговаривают названия частей суток: утро-день-вечер-ночь).

Воспитатель: С помощью какого прибора люди определяют время?

(Время люди определяют при помощи часов).

Детям демонстрируется картинка с изображением разных часов (электронные и механические).

Воспитатель: Какие вы знаете часы? (Песочные, цветочные, солнечные, электронные и механические, настенные, напольные, ручные, настольные).

Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов - Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).

Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.

Опыт с солнечными часами:

На стол ставиться макет солнечных часов. При помощи компаса выставляем часы так, что бы отметка с цифрой 12 была направлена на север. Дольше нам понадобиться фонарик. Фонариком, под определенным углом мы светим на стержень. Падающая тень покажет который сейчас час.

Ребята, на нашей метеостанции тоже есть солнечные часы по которым мы с вами можем определять время.

Воспитатель: Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм - пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).

Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.

Воспитатель: А вы знаете как устроены часы? (Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).

Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.

Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой - меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час.

(Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов).

5. Физминутка "Расскажи стихи руками"

Соблюдается совой

Сжимают и разжимают

Распорядок часовой

кулачки на обеих руках

Ночью в час по распорядку

Показывает один палец

Совы делают зарядку

Руки на поясе, наклоны влево и вправо

Циферблат покажет два

Показывают два пальца

В магазин спешит сова

Шагают на месте

В три - готовит суп

Показывают три пальца и "варят"

В четыре

Показывают четыре пальца

Вытирает пыль в квартире

Делают вид, что вытирают пыль

В пять сова идет читать

Показывают пять пальцев и "читают книгу"

В шесть она садится есть

Показывают шесть пальцев и "кушают"

Семь показывают стрелки

Показывают семь пальцев

В гости к ней приходят белки

Прыгают на месте, руки перед грудью

Не поздней восьми часов

Показывают восемь пальцев

Совещание у сов

"Совещаются" между собой

Но как только девять бьет

Показывают девять пальцев

В лес сова идет гулять

Шагают на месте

В десять у нее - вязанье

Показывают десять пальцев и "вяжут"

А в одиннадцать - купанье

Показывают сначала десять пальцев, затем

          еще один палец и "плавают"

Как двенадцать бьет часов

Показывают сначала десять пальцев, затем

еще два пальца

Двери в доме на засов

"Закрывают дверь на ключик"

В полдень ей пора в кровать

Потягиваются и зевают

Любит днем сова поспать

Руки под щеку и "спят"

Дальше все по распорядку

Сжимают и разжимают кулачки

  В час - встает и на зарядку на обеих руках.

Дидактическая игра «Покажи время» При помощи модели часов воспитатель показывает время, называет его, а дети повторяют те же действия.

- Выставление времени по инструкции воспитателя. Воспитатель называет время, а дети выставляют в соответствии с этим стрелки часов на необходимое время на моделях часов.

7. Итог занятия

Воспитатель задает детям вопросы, а они отвечают.

- Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).

- На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

- Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).

- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).

- Какие часы наиболее точно показывают время? (Наиболее точно показывают время электронные часы).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".

Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...

Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста . тема: «Вазон на новый фасон».

Целью данного занятия является создание образа красивой вазы на основе флакона, используя приемы пластики.С детьми совершается небольшой экскурс в историю на основе стихотворения Олега Таругина "Что я...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка» Цели:-познакомить обучающихся с видами транспортных ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой " Загадочное занятие"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по ознакомлению детей с природой. На этом занятии закрепляются знания о значении растений в жизни людей. Дети самостоятельно проводят опыты, готовят оборудов...

Конспект занятия по ознакомлению детей с ПДД «Правила дорожные знать каждому положено» для детей старшей группы

Конспект занятия  по ознакомлению детей с ПДД «Правила дорожные знать каждому положено» для детей старшей группы...

Конспект занятия по ознакомлению детей со сказками для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам».

Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок....

Методическая разработка: Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.

Дети внимательно рассматривают предметы: прозрачный, непрозрачный. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, четко называют слова. С помощью исследовательских действий с предметам...