Развивающая среда как одно из условий ознакомления с животным миром
статья по окружающему миру (младшая группа)

Развивающей среды в ДОУ является одним из условий экологического воспитания детей. Многообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для обучения детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая среда как одно из условий ознакомления с животным

миром

Создание эколого – развивающей среды в ДОУ является одним из условий экологического воспитания детей. Многообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для обучения детей. Формирование такой среды, её поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. Экологически развивающая среда – это место для реализации детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, воспитатель поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогающие детям организовать опыты, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствование умение анализировать, вычислять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их. Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.[3]

Задачи экологии развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

1. познавательного развития ребенка возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов.

2. эколого-эстетического развития привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм.

3. становления нравственных качеств ребенка создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умения сохранять окружающий мир природы.

4. формирования навыков экологически грамотного поведения в природе.[2]

Насыщенная разнообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать прямое участие в уходе за ними под руководством педагога.

Опосредованное познание природы через книги, слайды, картины, беседы и т.д. Задача воспитателя - увеличить и расширить те впечатления, которые ребенок приобретает от непосредственного контакта с объектами природы.

Экологическая среда в детском саду - это в первую очередь  конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно находятся в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. При этом очень немаловажно, чтобы педагоги и другие работники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по уровню развивающей предметной среды, по направлениям деятельности, что отражается в вариативном подходе к ее организации. В детском саду экологическая развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, лаборатория природы или комната природы. Элементами развивающей среды могут быть: зимний сад, альпийская горка, музеи, огород, мини-фермы, уголки в группах, экологическая тропа. Но любая развивающая предметная среда должна состоять из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Так, для организации пространства в экологической комнате обосновано выделение ряда функциональных зон обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой. [4]

Четкое выполнение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям заметить: неразрывную и наиболее единую взаимосвязь живого организма с внешней средой, морфофункциональную приспособленность к конкретным элементам среды обитания, возникновение нового организма, специфику живого организма, его отличие, многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой. [1]

Использованные источники:

1.   Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст] / М.М. Марковская. – Москва: Просвещение, 1984. – 160с.        

2.   Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текс] / Н. А. Рыжова / Дошкольное воспитание.  2008. - № 3. - С.22.

3.        Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/FJLXU, свободный.

4.        Формирование гуманного отношения к животным в процессе трудовой деятельности старших дошкольников[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://goo-gl.ru/511e, свободный