Рабочая программа по курсу "Ознакомление с мировой культурой" для детей 6-7 лет.
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Рудакова Галина Валентиновна
 
 
 
 
Рабочая программа
по ознакомлению с мировой культурой
 
в группе общеразвивающей направленности №  _2__ « Галактика » для детей  6-7 лет.
 
 
Сведения о разработчиках:
Рудакова Галина Валентиновна. воспитатель, первая кв. категория.
 
 
 
 
 
2019/2020 учебный год
 
Тамбов
 
 
Пояснительная записка
Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханеваой
Программа  Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;
Актуальность
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития), при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.
 
Проблема:
исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.
Таким образом,  для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.
Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".
 
 Цель программы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
Задачи:
   формировать общую культуру личности ребенка: прививать ценности здорового образа жизни, развивать нравственные, интеллектуальные, социальные, эстетические и физические качества, формировать  предпосылки к учебной деятельности, способствующие успешному  переходу на следующую образовательную ступень;
Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
Дать представления об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи.
Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.
 
Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:
 
разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством; 
преобладание роли зрелищно–событийных ощущений; 
склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение); 
потребность к смене эмоциональных состояний; 
склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы. 
 
Отсюда вытекаютцелевыеориентиры:
 
Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.
 
 
 
 
 
 
 
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество образовательных ситуаций в месяц Длительность образовательных ситуаций в неделю Форма организации образовательного процесса    
18 2 30 мин групповая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематический план.
 
№ п/п Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе Объем 
учебной нагрузки (часы)    
1. Народы мира. Знакомство с политической картой мира. Прошлое и настоящее народов ( источники изучения жизни народов в разные эпохи) 1    
2. Что такое музей. Какие бывают музеи. Виртуальный музей.Почему вещи попадают в музей.  Вещь как отражение человека.  1    
3. Лента времени.  Путешествие по ленте времени от древности до наших дней. 1    
4. Первобытный человек. Как человек стал создавать культуру. 1    
5. Жизнь и культура древних славян. 1    
6. Основание Москвы. Москва – столица России. 1    
7. Эпоха Петра 1. 1    
8. Культура древнего и современного Египта. 1    
9. Культура древней Индии. 1    
10. Современная Индия. 1    
11. Культура древнего  Китая. 1    
12. Современный Китай. 1    
13. Античная культура древней Греции. 1    
14. Современная Греция. 1    
15. Древний Рим. 1    
16. Современная Италия. 1    
17. Сохранение культуры на протяжении веков. Индейцы . 1    
18. Современная Америка 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой
 
 
№ пп Дата Организованная образовательная деятельность Методическое обеспечение Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности    
  Группа №2 Темы организованной образовательной деятельности Программные задачи    
1. 18.0919г. Тема: "Народы мира. Знакомство с политической картой мира. Прошлое и настоящее народов источники"(изучения жизни народов в разные эпохи) Учить называть жителей различных стран; называть язык различных стран;* познакомить детей с картой мира и условными обозначениями на ней;Познакомить с некоторыми народами Земли ( европейцы, африканцы,азиаты, народы севера, особенностями их жизни).
Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям различных народов.
Интернет ресурсы. Рассматривание карты, глобуса; знакомство с материками, странами и народами.
Рассматривание книг по теме).    
2. 02.10.19г. Тема: "Что такое музей. Какие бывают музеи. Виртуальный музей. .Почему вещи попадают в музей.  Вещь как отражение человека".  Закрепить знания детей о музее как культурно-историческом объекте;
– познакомить детей с видами музеев;
– познакомить детей с правилами поведения в музее;
воспитывать у детей интерес к истории и культуре родной  страны.
Дид. игра  «Что сначала, что потом», самовар, мяч.
Беседа «Где живут
реликвии?»    
3. 16.10.19г. Тема: "Лента времени.  Путешествие по ленте времени от древности до наших дней". Познакомить с обозначениями исторических событий, объяснить, что обозначает понятие «Лента времени» и как люди  вели счет времени в разные века.
Показ презентации  «Счет времени в разные века».
   
4. 30.10.19г. Тема: "Путешествие по  ленте  времени: история происхождения первого человека» Продолжать знакомить с Лентой времени. Формирование элементарных представлений об эволюции Земли, месте человека в природном и социальном мире; об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (наскальная живопись), игру и продуктивную деятельностью. Просмотр иллюстраций «Древний человек» Сюжетно- ролевая игра «Идем на охоту»
Лепка «Каменный топор»    
5. 13.11.19г. Тема: "Жизнь и культура древних славян".
Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Просмотр мультфильма «Детство Ратибора»
Просмотр иллюстраций «Славянская древняя жизнь»
Чтение сказки «Сказка о царе Салтане»
Чтение. Т. Коти «Моя первая книга о России». 
   
6. 27.11.19г. Тема:"Основание Москвы.Москва —столица России». Познакомить детей с историей возникновения Москвы, именем основателя _ Юрий Долгорукий. Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о столице нашей Родины – Москве. Дать детям знания о том, что такое столица. Познакомить с историей возникновения Москвы, именем основателя.. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.
Рассматривание картин А. Васнецова «Основание Москвы Ю. Долгоруким», «Строительство деревянных стен Кремля ХII в.»,
Просмотр иллюстраций «Древнерусская архитектура»
- Беседа с детьми об истории Москвы, России,
   
7. 11.12.2019г.
«Знакомство с эпохой царя Петра I» Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, истории России.
Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас президенты).
Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления Петра 1. Беседы о российской символике; 
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий; 
   
8. 25.12.19г. Тема: "Отправляемся в  древний Египт". Познакомить детей с жизнью Древних Египтян, их культуре и обычаю, о труде земледельцев, ремесла, искусство Древнего Египта, о богах которых они почитали, и письменность. Воспитывать интерес к культуре другой страны. Расширить кругозор детей. Просмотр мультфильма «Всемирная история Древний Египет»
Конструирование «Египетские пирамиды»
Чтение рассказа «Египетские пирамиды»
   
9. 10.01.20г. Тема: "Культура древней Индии". Знакомить детей с образом жизни и традициями людей других стран. Воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей. Формировать представления о дружбе народов мира. Беседа «Природа и люди Древней Индий»
Чтение «Легенда о Будде»
Раскрасить рисунок «Индийская красавица»
   
10. 24.01.20г. Тема: "Современная Индия". Знакомить детей с образом жизни и традициями людей других стран. Воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей. Формировать представления о дружбе народов мира Беседа «Горы Просмотр мультфильма «Билет в Индию»
Рассматривание картин «Индия»
   
11. 07.02.20г. Тема: "Культура древнего  Китая". Познакомиться с особенностями  древней китайской культуры; дать представление  о высоком уровне развития культуры Китая; приобщить  детей к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этой страны. Беседа «Китай в древности»
Аппликация «Китайский фонарик»
   
12. 21.02.20г. Тема: "Современный Китай". Формируя интерес и толерантное отношение к людям других национальностейпродолжать знакомить детей с государствами, имеющими общую границу с Россией; познакомить с Китайской Народной Республикой (местоположение на карте, герб, флаг); растительный и животный мир; национальные особенности. Просмотр мультфильма «Охотники на драконов»
Рассказ «Великий шелковый путь»
Выставка рисунков «Китайская роспись»
   
13. 14.03.20г. Тема: "Античная культура древней Греции". • Познакомить с географическим положением Древней Греции, ее растительным миром, этническими традициями народа Греции, историей возникновения Олимпийских игр.
Чтение «Мифы о Геракле"
Лепка «Греческий сосуд»
Игры в древности «Прыжки в длину», «метание копья»
   
14. 28.03.20г. Тема: "Современная Греция". дать детям представление о стране - Греция, научить находить данную страну на карте, познакомить со столицей Греции - Афинами и флагом Греции).• Содействовать формированию целостной картины мира, чувства принадлежности к мировому сообществу. Просмотр эпизодов фильма «Троя» Просмотр картин «Греция»
Рисование «Чернофигурный сосуд»
 
   
15. 11.04.20г. Тема: "Древний Рим". Познакомить детей с жизнью Древнего Рима,  культуре и обычаями,  архитектурой. Воспитывать интерес к культуре другой страны. Расширить кругозор детей. Просмотр картин «Римская Империя»
Презентация «Культура Древнего Рима»
Рисование «Геометрическая орнаментация»    
16. 25.04.20г. Тема: "Современная Италия". Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к культуре итальянского народа.
Знакомство со страной Италией, ее достопримечательностями; культурой. Лепка «Керамическая ваза»
Игры «Чёт или не чёт», «Пеший бой», «Перетягивание каната»
Рассматривание   изображениями основных достопримечательностей Рима    
17. 02.05.20г. Тема: "Сохранение культуры на протяжении веков. Индейцы". . Познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой людей, живущих в  Южной и Северной Америке – индейцами, воспитание толерантности, вызвать интерес к жизни и культуре индейцев, Беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», «Мифы и легенды индейцев»,    
18. 16.05.20г. Тема: "Современная Америка". - Познакомить детей с новой страной  Америкой, с государственной символикой  Америки : флагом и гербом, достопримечательностями Вашингтона-столицы Америки.
   -Воспитывать у детей уважительное отношение к людям других национальностей. Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов с изображением индейцев, прослушивание обрядовой музыкой.
 
В группах создается развивающая предметно-пространственная  среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:
островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
оборудование для национальных подвижных игр,
мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
 
 
 
Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы
Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. 
Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. 
Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством 
История вещей, традиций, обычаев
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. 
Ильин М. Сто тысяч почему
Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести..
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой. 
Научно-популярные издания для детей
Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ..
Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ. 
Мифология
Библейские повествования
Боги и герои. 
Мифы Древней Греции.
Мифы и сказки древнего Египта. 
Мифы древних славян. 
Мифы народов мира. Энциклопедия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_natsionalnoy_kulture_1.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

__________

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от «___» __________________ 201__ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________

приказ от «___» ____________ 201__г.

 

Рабочая программа

по ознакомлению с мировой культурой

в группе общеразвивающей направленности №  2 « Галактика» для детей  5-6  лет

Сведения о разработчиках:

Рудакова Г.В. воспитатель 1 кв. категории.

2018\2019 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 5-6 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:

  • основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
  • основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
  • программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой
  • Программа  Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;
  • Актуальность
  • Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
  • Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
  • К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
  • Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития), при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.

Проблема:

  • исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
  • не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
  • в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
  • отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.

Таким образом,  для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.

Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".

  •  Цель программы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Задачи:

  • Познакомить детей с народами – соседями России
  • Дать представления об особенностях жизни человека, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей разных национальностей
  • Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
  • Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
  • Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
  • Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:

  • разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
  • преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
  • склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
  • потребность к смене эмоциональных состояний;
  • склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
  • регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.

Отсюда вытекают целевые ориентиры:

Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в месяц

Длительность образовательных ситуаций в неделю

Форма организации образовательного процесса

18

2

25 мин

групповая

                                                                                       Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем

учебной нагрузки (часы)

1.2.

Наша Родина Россия.

2

3.4.

Тамбов старинный и современный

2

5

Мордва

1

6

 Татары

1

7

Башкиры

1

8

Казахстан

1

9

Север. Ханты-манси.

1

10

Камчатка. Коряки

1

11.

Украина

1

12.

Белоруссия

1

13.

Северный Кавказ

1

14.

Дагестан

1

15.

Чечня

1

16

Армения

1

17

Цыгане

1

18

Итоговое занятие

1

                               Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой

№ пп

Дата

Организованная образовательная деятельность

Методическое обеспечение

Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности

 2 группа

Темы организованной образовательной деятельности

Программные задачи

1

Тема:" Россия-многонациональная  страна".

Формирование представлений о расположении России на карте; формирование чувства гордости за свою Родину Знакомство с понятием «Родина», «малая родина», углубление знаний о России, основных народах, проживающих на территории (русские, татары, мордва)

Рисование «Российская символика»

2

Тема:" Наша Родина Россия".

Формирование представлений о расположении России на карте; формирование чувства гордости за свою Родину

Чтение З.Александрова «Родина»

Аппликация «Русская беоезка»

3

Тема: "Тамбов старинный ".

Формировать представления о прошлом нашего города, расширять представления о происхождении города, воспитывать патриотические чувства

Чтение сказа «Цна и Студенец»

Аппликация «Герб г. Тамбова»

4

Тема:" Тамбов современный".

Закреплять знания о современном городе,  его достопримечательностях, закреплять знания о символике.

Д/и «Опиши, мы угадаем»

Презентация «Достопримечательности Тамбова»

5

Тема: «Знакомство с татарской культурой»

Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине;

Познакомить с культурой и традициями татарского народа, особенностями национального костюма.

Раскрашивание «Национальный татарский костюм»

Лепка «Чак-чак»

6

Тема: «Культура и традиции мордовского народа».

Воспитывать любовь к своей Родине; формировать представление о России как о многонациональной стране, формировать представления о мордовском   национальном костюме, традициях; воспитывать уважение к людям других национальностей.  Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов, проживающих на территории Мордовии;

Рисование «Панара» (рубаха Просмотр мультфильма –мордовская сказка «Кургораш»

7

Тема: "Народы России. Башкиры".

Познакомить с народом Башкирии,  с историей башкирского народа, с местом их проживания – Урал,  с основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, сбор меда),  с особенностями жилища (юрта).  Расширить представления детей о быте и традициях башкирского народа,  приобщать детей  к башкирской национальной культуре.                                                                                                  Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой, с национальными музыкальными инструментами

Сказки «Сказ о курае»,  «Лиса-сирота»,

Чтение легенды о происхождении башкир;

Презентация «предметы быта башкир»

8

 Тема:«Путешествие в Казахстан».                            

расширить знания детей  о Казахстане,   о столице Казахстана – Астане,

О государственной символике РК. Формировать знания детей о казахском народе, о национальной культуре,  обычаях, играх.

Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к  народным традициям.

Раскрашивание кукол в казахском костюме.

9

Тема: "Знакомство с жизнью коренных народов Севера- ханты-манси".

  Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, ненцы, о богатстве родной природы.

 Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Раскраски: Хантыйский костюм;  Чтение хантыйских сказок: «Карты с золотом», «Мышка и лось»

10

 Тема: "Народы Камчатки"

«Путешествие к корякам».

формировать знания детей о культуре и быте коренных малочисленных

народов Севера Камчатки – коряков.

- Закрепить знания детей в названии коренных малочисленных народностей –

коряки, ительмены, эвены, чукчи;

- Дать знания о своеобразии жизни коряков: жилища, национальной одежды, труде;

Конструирование «Чум»

Корякская сказка

Просмотр

11

 Тема:"Традиции  и обряды украинского народа".

Формировать знания об Украине, как независимом государстве с богатым культурным наследием, своими традициями Ознакомление с культурой, традициями ,  обычаями и праздниками  украинского народа .воспитывать патриотические чувства;

Слушание украинских песен.

Аппликация «Плетень»

Подвижная игра «Казаки»

Просмотр мульфильмов «Жил-был пес», «Колосок».

12

 Тема: «Традиции и обычаи белорусского народа».

Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.

Познакомить с  Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.  

Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.  

Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

Белорусские подвижные игра «Заплетися, плетень». 

Чтение белорусских народных сказок «Лёгкий хлеб», «Пых», «Мена», .

13

Тема: "Путешествие по Северному Кавказу".

Расширять представления детей о народах, проживающих на Северном Кавказе,  познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;  расширять круг знаний детей о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа; формировать способность к познанию костюма народов, населяющих Северный Кавказ.  Воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить  в мире и дружбе со всеми народами.  

 Лепка из соленого теста «Лаваш» Рассматривание картин иллюстраций, предметов, изделий народного творчества. Народов Кавказа.

14

Тема: "Знакомство с республикой Дагестан".

Дать понятие о том, что человек – это главное богатство нашей страны. Обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах; воспитание чувства патриотизма,  познакомить с символикой Республики Дагестан.

 Раскрашивание дагестанского ковра

Просмотр мультфильмов – сказки Дагестана  «Храбрый козлик»,  «Синяя птица,» к «Кюка»,

15

Тема: "Наши друзья - чеченцы".

 Формирование культуры толерантности.  Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.  Воспитание уважения к языку, традициям, обычаям к народу Чечни.

 Просмотр видео- чечнские танцы»

Аппликация «Украсим кортали»

16

Тема: "Армения".

Расширить знания детей о национальностях, живущих рядом.

Развить познавательный интерес к людям разных национальностей, к их

традициям и обычаям. Воспитание уважительных чувств и чувств толерантности не только к друзьям и близким, но и ко всем окружающим людям. Знакомство детей с народными играми разных национальностей, понимание их значимости и смысла.

Просмотр видео «Горы и природа Армении»

Мультфильмы- армянские сказки

17

 Тема: "Культура и обычаи цыганского народа".

Познакомить  с обычаями и  традициями цыганского народа;  вызвать толерантное отношение детей разных национальностей  друг к другу и к другим национальностям.

Воспитание чувства гордости за национальную культуру цыганского народа;

Просмотр мультфильма «Когда то мы были птицами» - цыганская притча.

Просмотр видео «Цыганские песни и танцы»

18

Итоговое занятие

В группах создается развивающая предметно-пространственная  среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

  • островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
  • дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
  • оборудование для национальных подвижных игр,
  • мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
  • аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
  • костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы

  • Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
  • Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
  • Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
  • Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
  • История вещей, традиций, обычаев
  • Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
  • Ильин М. Сто тысяч почему
  • Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести..
  • Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой.
  • Научно-популярные издания для детей
  • Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
  • Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ..
  • Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ.
  • Мифология
  • Библейские повествования
  • Боги и герои.
  • Мифы Древней Греции.
  • Мифы и сказки древнего Египта.
  • Мифы древних славян.
  • Мифы народов мира. Энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)

Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по воспитательно- образовательной деятельности для детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет ) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» по

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпо воспитательно- образовательной деятельностидля детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет )составлена на основе примерной общеобразовательной про...

Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКИЙ САД №189 «СОЛНЫШКО»

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к ми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКИЙ САД №189 «СОЛНЫШКО»

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к ми...