Познавательно-информационный проект «Народная культура и традиции».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Быстрова Марианна Юрьевна

Познавательно-информационный проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-russkie-traditsii.-2.docx7.88 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-информационный проект «Народная культура и традиции».

Педагогический проект.

                                                Актуальность

       Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

       Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении: система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений.

        Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

         Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством;

2. Дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле; о народном фольклоре.

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

5. Привлечь родителей  к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.

Тип проекта:

- по методу – познавательный, творческий;

- по характеру контактов – открытый;

- по количеству участников – групповой, дети 3-4 лет, родители, воспитатели;

- по продолжительности – краткосрочный (1 неделя) .

Новизна проекта:

- Включение музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс.

Планируемый результат:

- Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;

- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;

- Расширить представление о народном искусстве;

- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;

- Организовать в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Проект состоит из 3 этапов:

1 этап – подготовительный:

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

- Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

2 этап - основной:

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ) .

Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ) .

Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

НОД:

1. Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Веселые матрешки».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Задачи: Формировать умение расписывать матрешку методом пластилинографии. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

2. Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба! » (с применением ИКТ).

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.) ; Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную  речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

3. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие на ярмарку».

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи: Расширение представлений о народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.

Дидактические игры:

«Угадай по звуку? »

Цель: Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Что растет в саду и огороде? »

Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.

Подвижные игры:

«Салки», «Гуси, гуси. », «Кошки мышки», «У медведя во бору».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с на родными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»

Хороводные игры:

«Каравай», «Вышел Ваня погулять»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание р.н. песен.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

3 этап - заключительный:

- Организация в группе выставки – музея предметов народного быта и культуры.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству

- Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

По реализации проекта были получены следующие результаты:

- Дети познакомились с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта, с историей построения избы и выбора места..

- Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

- У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.) .

- Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками.

- В группе организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"

Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....

Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"

Расширять  представление  о национальной культуре  татар  и русских....

Педагогический проект "Народные культура и традиции"

Творческий,нравственно- патриотический проект...

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...

Проект «Народные культура и традиции»

Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение, ибо только подлинная культура ...

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»...

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»

Цель проекта:Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.   Задачи проекта:Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным ...