Конспект занятия с детьми старшей группы «Экскурсия по экологической тропе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анисимова Наталья Николаевна

Материал к занятию:

Кленовые листья.

План экологической тропы;

Листочки с деревьев с написанным заданием;

Картинки с изображением веток деревьев;

Корзина с дарами леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anisimova.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшей группы «Экскурсия по экологической тропе»


Программное содержание:

Образовательные задачи:

Систематизировать знания детей об особенностях жизнедеятельности деревьев участка: березы, лиственницы, сосны, липы; их способах размножения, внешнего вида;

Продолжать формировать понятия «Кленовая аллея»

«экологическая тропа»;

Закрепить знания детей об особенностях листьев хвойных деревьев;

Активизация словаря (Кленовая аллея реже сложными, длинно черешковыми листьями).

Развивающие задачи:

Развивать умение на зрительном и тактильном ощущениях определять, сравнивать признаки ствола дерева, хвои разных деревьев;

Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, используя план - схему экологической тропы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать добрые чувства к природе (деревьям). Упражнение «Придумай добрые слова».

Воспитывать у детей осознанно - правильное отношение к деревьям - не ломать, беречь, заботиться;

Воспитывать отзывчивость, интерес к жизни деревьев.

Методы и приёмы:

Игровые: Введение предполагаемого персонажа Старичка - лесовичка, использование сюрпризного момента (подарок).

Словесные: Использование поисковых вопросов «Почему?»«Как ты думаешь?»; загадывание загадок, чтение стихотворений, упражнение, поощрение детей.

Наглядные: Использование карточек с изображением листьев деревьев в игре.

Практические: Работа с лупой, упражнение «Узнай на ощупь».

Предварительная работа: в группе рассмотреть иллюстрации дерева клён и выделить основные части строения (ствол, ветви, листья); объяснить, что у дерева есть корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность).

Рассматривание схемы экологической тропы, кленовой  аллеи;

Чтение художественной литературы про деревья (Зотов, «Лесная мозаика», разучивание стихотворений, пословиц загадок;

Беседа о периодах осени.

Материал к занятию:

Кленовые листья.

План экологической тропы;

Листочки с деревьев с написанным заданием;

Картинки с изображением веток деревьев;

Корзина с дарами леса.

Индивидуально - дифференцированный подход:

А - высокий уровень - предложить детям мешочки с хвоей. Упражнение «Узнай на ощупь».

А - низкий уровень - узнавание листьев ели и сосны по картинкам.

Ход занятия.

Дети находятся в раздевалке.

В- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь, о каком месяце в нем говорится:

Поле черно - белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало - Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?

В - Как вы догадались? (Снег выпал, похолодало, лед на реках, рано темнеет на улице.)

В- Какой период осени сейчас в природе?

(Период поздней осени.)

В - Вы все правильно ответили, молодцы. К нам в группу залетел

последний листочек с дерева.

Воспитатель показывает листочек и читает текст: «Здравствуйте, дорогие ребята группы «Ягодка»! Мне, Старичку Лесовичку, хочется узнать, как много вы, мои внучата, знаете о природе и сможете ли выполнить мои задания. А в конце вас ждет сюрприз».

Воспитатель предлагает одеться и выйти на прогулку.

Выполнить задания Старичка Лесовичка мы сможем на нашей экологической тропе.

- Как вы думаете, что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА?

(Это тропинка вокруг д/с, около которой растут разные растения,

деревья, кусты.)

Воспитатель предлагает детям подойти и рассмотреть схему экологической тропы, и определить, к какому объекту надо идти.

В - Своё путешествие мы начнем с березовой аллеи.

- Как вы думаете, почему её назвали аллеей?

(Клен  посадили по краям дороги, поэтому её назвали аллея Кленовая.)

Предлагает прочитать стихотворения о Клене? (Дети читают стихи).

В - Понравилось стихотворения?

Я предлагаю вам подойти к березкам и обнять ствол. Существует много разных слов. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Давайте придумаем и скажем добрые слова нашим березкам.

(Красивая, стройная, развесистая, а осенью - золотистая.)

- Ребята, посмотрите, какой ствол у клена?

(Ствол у клена.)

-Что можно сказать о ветках клена?

В - Как размножается клен?

Дети находят и срывают на березе листок- задание от старичка Лесовичка

Ребенок читает задание Старичка Лесовичка:

«Ребята, я приготовил для вас новое задание. Спрятал свои мешочки, в

которые положил загадки деревьев, а вы их постарайтесь разгадать».

Воспитатель предлагает рассмотреть схему и определить, где Лесовичок спрятал мешочки. Дети находят мешочки.

В - Давайте, не заглядывая в мешочек, определим, что там лежит (Дети по очереди определяют, что находится в мешочке).

В - Что там находится?

(листья клена.)

В - Определите с какого дерева клен  в каждом из мешочков

-Как ты догадался, что это клен?

-Почему ты думаешь, что это клен?

- Почему ты думаешь, что это лиственные деревья?

Предлагает детям взять лупы и рассмотреть клен.

-Какого он цвета?

- Какого цвета они были летом?

- Какого размера листья, какой формы?

В- Молодцы, вы много знаете о лиственных деревьях. Старичок - Лесовичок

останется довольным. Давайте посмотрим, куда же идти дальше.

Рассматривают план-схему, идут к лиственнице.

В - А вот и сама красавица лиственница стоит. Ребята, а вы знаете стихи

про лиственницу? (Дети читают стихи).

Д: Это одно из лиственных  деревьев, у которого опадают листья.

Предлагает рассмотреть её внимательней.

-Какой у неё ствол?

(Ствол у лиственницы коричневый, высокий, ровный.)

-Как вы думаете, наша лиственница старая или молодая?

(Эта лиственница - старое дерево, потому что у неё ствол очень высокий, толстый, снизу нет веток - их спилили.)

- Как размножается лиственница?

(Лиственница размножается семенами.)

- Как вы думаете, человек может обойтись без лиственницы?

(Не может, потому что древесина очень долговечна, не боится сырости

(соперничает с дубом, так же её используют в судостроении, делают паркет.)

В- Молодцы, вы знаете много о деревьях.

Воспитатель показывает детям карточки с изображением веток деревьев. Скажите, какие деревья на них нарисованы?

(Ель, сосна, клен, рябина, липа, берёза.)

В - Выберите картинку, внимательно её рассмотрите. По сигналу найдите нужное дерево, подбегите к нему, обнимите, скажите доброе слово и по сигналу вернитесь назад.

В - Как называется дерево, которому ты сказал добрые слова?

- У какого дерева ты стоял?

- Ствол, какого дерева ты обнимал?

Дети играют 2 раза.

В- Молодцы. Отгадали все деревья и сказали много добрых слов.

Я предлагаю вам посмотреть план - схему и узнать, куда идти дальше.

Дети с воспитателем определяют, что надо идти к липе. Подходят к липе.

В - Как повелось в России липа непременное дерево в нашем парке.

Давайте подойдем поближе и потрогаем ствол липы. Что можно рассказать о стволе дерева?

Ствол липы темный, кора шершавая, неровная.

- Какую пользу приносит липа?

(Из липы плетут корзины, делают мочало, мебель, ложки, плетут веревки, медонос.)

В- Много добра приносит липа людям. Послушайте, что липка говорит

вам (стихотворение Воронько «Липка»):

Я густой, кудрявый вырасту на славу,- Примечай меня!

И медовым цветом расцветаю летом,- Береги меня!

А в денек горячий в тень тебя я спрячу,- Поливай меня!

Ливень льет порой, я от ливня скрою,- Не ломай меня!

Хорошо обоим нам расти с тобою,- Полюби меня!

В свет широкий выйдешь, всю страну увидишь,- Не забудь меня!

В- Ребята, о чем вас попросила липа?

(Липа попросила беречь её, не ломать, любить и заботиться.)

- Как вы думаете, нужно заботиться только о липе?

(Заботится нужно о всех деревьях, кустах, о всем живом)

В- Молодцы, вы много знаете о деревьях. Старичок - Лесовичок за это приготовил сюрприз, который нужно искать по план - схеме.

Дети находят сюрприз (корзинка с дарами леса). Рассматривают, благодарят Старичка — Лесовичка. Воспитатель предлагает вечером попробовать угощения вечером.