Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почва" с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Максимова Валентина Юрьевна

Аннотация: - формировать у детей представления о почве;

            - познакомиться с составом почвы, с ее свойствами.

Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

            Задачи:

            Образовательные:

            - формировать у детей представления о почве;

            - познакомиться с составом почвы, с ее свойствами.

            Развивающие:

            - формировать познавательную активность детей;

            - развивать умении анализировать.

            Воспитательные:

            - воспитывать любознательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

        Задачи:

        Образовательные:

        - формировать у детей представления о почве;

        - познакомиться с составом почвы, с ее свойствами.

        Развивающие:

        - формировать познавательную активность детей;

        - развивать умении анализировать.

        Воспитательные:

        - воспитывать любознательность.

        Предшествующая работа: Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Маленький принц». Опыты с водой, песком, воздухом. Просмотр презентации «Что такое почва?».

        Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, стаканы по количеству детей. Плакат «Строение почвы».

        

        Ход занятия:

        Организационный момент: (воспитатель приглашает детей в круг)

        Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение?

        Дети: С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.

        Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Ты мой друг, и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

        Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. (воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.

        «Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – Прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из чего состоит «живая земля» и помогли мне спасти розу.

        Воспитатель: Поможем Маленькому принцу? как мы можем помочь ему? Давайте подумаем, что нужно растению для его существования?

        Дети: Свет, влага, воздух

        Воспитатель: Скажите, а чем питается растение и где берет питание.

         Дети: Растение живое и ему нужен свет, воздух, вода, и, конечно питательная земля.

        Воспитатель: Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке?

         Дети: Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей

        Воспитатель: Что же такое почва? Как вы думаете дети? (ответы детей). 

        Дети: Это земля.

        Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о почве.

        Воспитатель: Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

        Дети: Земля кормит и поит растения.

        Дети: Земля нас кормит.

        Воспитатель: Как она нас кормит? (ответы детей)

        Воспитатель: А как нас земля радует?

        Дети: Земля нас радует цветами, зеленой травой

        Воспитатель: Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

        Воспитатель: Как называется такая почва?

        Дети: Почва называется глинистая.

        Воспитатель: Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем?

        Воспитатель: Посмотрим на картинку "Строение почвы".

        Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ

        Воспитатель: Какого цвета верхний слой земли?

        Дети: Верхний слой земли темного (черного) цвета.

        Воспитатель: Это плодородный слой земли. Как он называется? (чернозем)

        Воспитатель: Какого цвета следующий слой земли?

        Дети: Желтого.

        Воспитатель: Как вы думаете, что это?

        Дети: Это - песок.

        Воспитатель: Дальше мы видим изображение подземных вод.

        Воспитатель: Каким цветом изображена вода?

        Дети: Вода изображена голубым цветом.

        Воспитатель: Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

        Дети: Глина изображена оранжевым цветом.

        Воспитатель: На таблице еще изображены подземные жители.

        Воспитатель: Кто живет в земле?

        Дети: В земле живут черви, кроты, жуки.

        Воспитатель: Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

        Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

        Сейчас мы с вами проверим это на опытах. (проходим в лабараторию,  рассаживаемся на свои рабочие места)

        Ребята, у каждого из вас на белых листах комочки земли. Вы хотите узнать, что спрятано в каждом комочке?

        Воспитатель: Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит комочек.

        Воспитатель: Какого она цвета?

        Дети: Земля черная.

        Воспитатель: Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

        Воспитатель: Скажите, что вы увидели?

        Дети: В комочке есть трещинки.

        Воспитатель: Возьмите палочку и осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (ответы детей). В земле есть воздух.

        Воспитатель: В Подземном царстве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Как вы думаете, есть ли в земле воздух? Давайте проверим. Возьмите в руки комочек земли, и осторожно опустите его в стакан с водой.

        Воспитатель: Что вы наблюдаете?

        Дети: Из комочка побежали маленькие пузырьки.

        Дети: Это воздух поднимается из воды.

        Воспитатель: Где же был воздух?

        Дети: Воздух был в комочке земли.

        Воспитатель: Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

        Воспитатель: Ребята, сделайте вывод: что мы установили при проведении опыта.

        Дети: В земле есть воздух. 

        Воспитатель: Теперь поиграем.

В землю зернышко попало (приседают)

В землю зёрнышко попало,

Прорастать на солнце стало (руки за головой)

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (раскрывают руки)

И красавцем обернулся. (кружатся)

        Воспитатель: Что сегодня мы узнали о почве?

        Как можно помочь принцу исправить ситуацию, которая произошла с розой? (Высказывания детей)

         Мы напишем письмо и подскажем ему, как можно спасти розу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Новогодние игрушки»

Программное содержание:Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.Развивать творческие способности.Материалы, инструменты, ...

Конспект занятия (НОД) по музыкальной деятельности (музыка) в подготовительной к школе группе

Конспект занятия (НОД) по музыкальной деятельности (музыка) в подготовительной к школе  группе. Тема: «Осенняя сказка»...

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование тема: «Золотая хохлома»

Рисование тема: «Золотая хохлома» (с осуществлением деятельного подхода, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности)...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».

Составление рассказа по репродукции картины«Лиса с лисятами». (с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Познавательное развитие»

ФЭМП тема: «Счёт разноцветных кружков»(с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...