Занятие «Луговое сообщество» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корепанова Марина Игоревна

Программное содержание. Показать детям, что луг в летнее время — это сообщество растений и животных, которые на нем обитают; они все связаны между собой, зависят друг от друга; у коровы будет много молока, если на лугу растет клевер; клевера будет много, если на него садятся шмели и опыляют цветы; если на лугу много мышей, то шмелей на нем мало; мышей бывает много, если за ними ночью не охотятся совы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Луговое сообщество»

(подготовительная к школе группа)

Программное содержание. Показать детям, что луг в летнее время — это сообщество растений и животных, которые на нем обитают; они все связаны между собой, зависят друг от друга; у коровы будет много молока, если на лугу растет клевер; клевера будет много, если на него садятся шмели и опыляют цветы; если на лугу много мышей, то шмелей на нем мало; мышей бывает много, если за ними ночью не охотятся совы.

Материал. Картина с изображением луга; фланелеграф, картинки: тощая корова, толстая корова; одна мышь, 3—4 мыши; сова; один шмель, 4—5 шмелей; один цветок клевера, много цветов клевера; дед улыбающийся и дед понурый; 9 стрелок.

Предварительная работа. Перед занятием желательно посещение луга, лужайки или поляны, рассматривание растений, наблюдение за насекомыми.

Ход занятия

1-я часть. Педагог демонстрирует картину «Луг», спрашивает у детей, что растет летом на лугу, какие растения там можно увидеть, кто летает над цветами, садится на них. Затем уточняет: «Луг — это открытое пространство, там светло и тепло, потому что много солнечного света. Поэтому там растут светолюбивые растения — в других местах, где тень и солнце редко бывает, они расти не могут. На лугу растут ромашки, клевер, гвоздики, одуванчики, злаковые травы и много других растений. Над ними всегда летают насекомые — бабочки, стрекозы, пчелы, шмели, комары. Они садятся на одни цветы, потом перелетаю на другие — питаются их соком, собирают нектар. На своем теле — лапках, брюшке — они переносят пыльцу с одного цветка на другой — опыляют их. Поэтому цветов на лугу растет много. Луг в летнее время очень красив: яркие цветы, порхающие бабочки, аромат трав и жужжанье пчел и шмелей — все это создает его красоту и очарованье. Все обитатели луга — это не случайные растения и животные, луг которые находят для себя здесь хорошие условия. Растения луга любят солнце, его свет и тепло, насекомые питаются соком цветов. Все они нужны друг другу».

2-я часть. Воспитатель предлагает детям послушать сказку Виталия Бианки «Сова». Выставляет на стол игрушки, читает и изображает ими, как дед пьет чай с молоком, мимо летит сова.

«Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет — молоком белит. Летит мимо Сова.

—        Здорово, — говорит, — друг!

А Старик ей:

—        Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

—        Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.

А Старик:

—        Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. Нa стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

—        Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

—        Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, hi охоту пошли.

А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не заревут телки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей помят. А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни меду, ни воску, — волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.

        И ветер разнесет, — говорит Старик, а сам в затылке скребет.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.

А Сова из дупла:

—        Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не

ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг - не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить, — пошел Старик Сове кланяться:

— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп

— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.

Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать».

3-я часть. Воспитатель предлагает детям разобраться, почему у коровы сначала было много молока и оно было хорошее, вкусное, а потом его стало мало; молоко стало жидким, не таким вкусным, как раньше. Воспитатель вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе первую цепочку взаимосвязанных объектов лугового сообщества, ставит между ними стрелки:

Ребенок находит сову, ставит ее на фланелеграф с левого края, воспитатель уточняет, за кем она охотится на лугу. С другим ребенком педагог уточняет: раз сова ловит мышей, значит, их на лугу будет мало. Ребенок находит картинку с изображением одной мыши.  Педагог ставит стрелку от совы к мыши. Со следующим ребенком воспитатель выясняет, что делают на лугу мыши, чьи норы они раскапывают, кого поедают. Если мышей мало (потому что их отлавливает сова), то шмелей становится много. Ребенок находит картинку со шмелями, ставит ее на фланелеграф, затем — стрелку от мыши к шмелям. Со следующим ребенком воспитатель уточняет, что делают на лугу шмели, как они летают по цветам и переносят цветень (пыльцу) с одного цветка на другой — опыляют их. Вместе делают вывод: если шмелей много, то и клевера на лугу будет много. Ребенок находит картинку с цветами клевера, и ставит ее на фланелеграф, затем стрелку между ними и шмелями. Следующему ребенку воспитатель помогает сделать вывод, если сочного клевера много, то для коровы это хорошее питание — корова будет толстой и у нее будет много вкусного молока. Ребенок ставит стрелку и картинку с толстой коровой. Следующий ребенок делает вывод: раз будет много молока, дед будет доволен — он будет пить вкусный чай с молоком. Ребенок находит картинку с улыбающимся дедом, ставит стрелку от коровы к нему.

Воспитатель обращает внимание всех детей на получившуюся цепочку, показывает и называет последовательные связи: сова живет в дупле рядом с лугом и ловит мышей — их становится мало. Мало мышей на лугу — шмели в земляных норках живут спокойно, их много. Много шмелей — много клевера, потому что они его опыляют, вырастает много новых цветов. Много клевера — корове раздолье, она ест вволю, ведь клевер ее любимая еда. Корова становится толстой, нее много жирного молока. Дед доволен - пьет вкусный чай с молоком.

Воспитатель предлагает детям построить новую цепочку. Совы нет (она сидит в дупле и на луг не летает), значит, первым звеном будут мыши — их будет много. Ребенок находит картинку с мышами и ставит ее слева под картинкой «мышь» в первой цепи (место совы во второй цепи остается пустым). Следующие дети продолжают выстраивать цепь и получают результат много мышей — мало шмелей; мало шмелей — мало клевера; мало клевера — тощая корова и мало молока; плохое молоко — недовольный старик.

Воспитатель делает общий вывод: «Луг — это сообщество растений и животных, которые на нем проживают. Они все нужны друг другу, все связаны друг с другом. Если кого-то не будет, то другим обитателям луга станет от этого плохо. Видите, сова не стала ловить мышей, а пострадал старик — корова начала давать мало молока. Вот так в природе все взаимосвязано!» Воспитатель оставляет картину и фланелеграф для самостоятельного рассматривания детьми.

СОВА НЕ ЛОВИТ МЫШЕЙ

МНОГО МЫШЕЙ

МАЛО ШМЕЛЕЙ

МАЛО КЛЕВЕРА

ПЛОХОЕ МОЛОКО У КОРОВЫ

НЕДОВОЛЬНЫЙ СТАРИК

СОВА ЛОВИТ МЫШЕЙ

МАЛО МЫШЕЙ

МНОГО КЛЕВЕРА

МНОГО ШМЕЛЕЙ

ХОРОШЕЕ У КОРОВЫ МОЛОКО

ДОВОЛЬНЫЙ СТАРИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей вида "В школу с Буратино"

Конспект итогового занятия "В школу с Буроатино" предназачен для  учителей-логопедов, воспитателей поготовительных к школе компенсирующих групп....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»

-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект интегрированного занятия на тему «Луговые цветы» (подготовительная к школе группа)

Материал предназначен для воспитателей детскогосада по ознакомлению старших дошкольников с миром природы....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....