Конспект занятия:«Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хусаинова Алия Ринатовна

Дать детям представления о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по – разному приспособлены к жизни в это время.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no3.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельность в детском саду

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

 Хусаинова Алия Ринатовна

2.

Доминирующая образовательная область

 Познавательное   развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Познавательная

Музыкальная

Игровая

Двигательная

Продуктивная.

4.

Форма организации

Образовательная деятельность

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

«Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

-  

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе  ОД;

 -беседа о  животных, о  том чем питаются зимой

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

-сюрпризный момент (видео обращение), постановка проблемы;

-игровой  мотив на деятельность;

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

- видео обращение;

- работа в парах;

- работа по схеме;

- чередование видов деятельности.

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе образовательной деятельности;

- самоанализ.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально - коммуникативное: беседа, игра;

Художественно-эстетическое: рисование, презентация;

Познавательное  развитие:решение логических задач;

Речевое развитие: ответы детей.

4.

Возрастная группа:

 Старшая группа (5-6лет)

5.

Цель:

  Дать детям представления о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по – разному приспособлены к жизни в это время.  

6.

Задачи:

  - способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

- развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

- воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

7.

Планируемые результаты:

Формирование у детей любознательность , познавательный интерес

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Центр речевой активност: книги о  животных,   рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, разгадывание загадок о животных.

Центр игры:  создание развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к играм,

Музыкальный центр: магнитная доска, проектор, экран, ноутбук.

9.

Подготовка к игре на занятиях и в режимных моментах

Предварительная работа: Беседа « Как помочь животным зимой» Сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», лото;.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

30 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.Создание мотива для деятельности детей. Определение цели

5мин.

1.1

Создание интереса к образовательной деятельности

Дети входят в зал

Упражнение «Давайте поздороваемся»

-По моему сигналу вы начинаете двигаться по комнате, и здороваетесь со всеми, кто встречается на вашем пути, но здороваться надо определенным образом:

если я хлопну в ладоши один раз – здороваемся за руку,

2 хлопка – здороваемся плечами,

3 хлопка – здороваемся спинами.

- Только есть одно условие – разговаривать во время игры запрещено.

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

 Воспитатель: Ребята, а кто это к нам стучится, в группу нашу просится? (Заношу птицу с письмом). Да это же совушка к нам прилетела. Письмецо нам принесла От кого пришло письмо, Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться Все загадки угадать. Загадки.

  1. Зверь мохнатый, косолапый, Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)
  2. Кто по ёлкам ловко скачет. И взлетает на дубы, Кто в дупле орехи прячет Сушит на зиму грибы. (белка)
  3. Кто зимой холодной Ходит по лесу злой и голодный? (волк)
  4. Косоглазый, маленький, В белой шубке в валенках. (заяц)

Воспитатель: С каждым днем все холоднее,
                         Греет солнце все слабее,
                         Всюду снег, как бахрома, —
                         Значит, к нам пришла…

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).

2 мин

1.3

Целеполагание

 Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Все деревья в кружеве:
      Снег на соснах, на кустах,
      В белых шубках ели.
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух.

2 мин

II.

Основная часть

Ход образовательной деятельности

20 мин.

2.1

Развитие сюжета

Упражнение на дыхание «Вдохнем свежий воздух».

Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал?

Дети: Заяц.

Ребенок, одетый в маску зайчика, прячется за деревом.

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

Дети: Волк, лиса, сова.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капусту, сено)

Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?

Дети: Белка.

Ребенок, в маску белочки, ходит вокруг дерева, затем прячется за деревом.

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Дети: Не кричать, не шуметь.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.

Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?

Дети: В дупле, гнезде.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Дети: Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.

Воспитатель: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.

Воспитатель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?

Дети: Орехи, грибы.

Физкультминутка.                                                Зарядкой белочке не лень заниматься целый день.                                                                          С одной ветки, прыгнув влево, на сучке она присела.                                                                   Вправо прыгнула потом, покружилась над дуплом.                                                                       Влево - вправо целый день прыгать белочке не лень.                                                                       (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете, кто там живет?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Днём лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, а как вы думаете меняет ли окраску шерсти на зиму лиса? (Ответы детей).  Окраску лисы не меняют.

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Согревает, следы заметает.

Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?

Дети: Мышей.

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши. Лисица охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке? Мышку.

Воспитатель: Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые… 

Дети: Волки.

Воспитатель: Что согревает волка зимой?

Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.

Воспитатель: На кого охотятся волки?

Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке?

Дети: Это следы лося.

Воспитатель: Чуть копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.                                                                                                           Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?

Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям?

Дети: Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено)

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Дети: Медведь зимой спит в берлоге.

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Игра «Наш мишутка крепко спит».                                                                                        Водящий ребенок садиться в сугроб, остальные дети подходят к нему тихим шагом напевая песенку:

Наш мишутка крепко спит,   На ребяток не глядит,А ребятки тихо встали   Быстро к мишке подбежали     Стали ножками стучать          Стали громко хохотать    Мишка, мишка ты вставай           И ребяток догоняй.

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, какой нам подарок оставил мишутка в сугробе (достает угощение). Пришла пора нам возвращаться в детский сад.

Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. 

(Дети идут высоко поднимая ноги).

 Вот и вышли на чистую дорожку.

 Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей).                                                                             

20 мин

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов образовательной деятельности

5 мин.

3.2

Подведение итогов образовательной деятельности

 Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей).                                                                                          Воспитатель: Как вы думаете, как звери                                                                  зимой в лесу живут?                                                                                                 Дети: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать.                                                     Воспитатель: У всех зверей есть свой дом, для чего он нужен?                                                                     Дети: Дом нужен для того, чтобы жить, отдыхать.                                                                Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?                     Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.                                                           Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей).                 Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.

5 мин

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный центр

Подбор книг и иллюстраций о школе, учении, учениках

4.2

Центр творчества

Рисунки, коллективная аппликация

4.3

Центр двигательной активности

 Комплексы пальчиковой  гимнастики о школьных принадлежностях, атрибуты к игре «Школа», подбор комплекса упражнений  и подвижных игр по теме.

4.4

Центр настольно-печатных и развивающих игр

Дидактические игры по теме

4.5

Музыкальный центр

Песни по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Жизнь лесных зверей зимой"

продолжить расширение и углубление знаний о жизни диких животных  леса средней полосы России...

Конспект ОД в старшей группе «Как лесные звери проводят зиму в лесу»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром пао ФГОС в старшей группе с использованием презентации...

«Как лесные звери: белка, заяц, медведь, лиса — проводят зиму в лесу»

Цель: формирование представления об условиях выживания лесных зверей в зимнее время года. Задачи: Образовательные: сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Цель:- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развивать любознател...

"Экологическое воспитание" Конспект по ознакомлению с природой на тему «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» в старше-подготовительной группе

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.                             ...

Конспект занятия по ФЦКМ «Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса - проводят зиму в лесу»

Занятие по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе...

Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»...