Открытое интегрированное занятие по экологии, валеологии, развитию речи "Волшебница - вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Огнева Татьяна Сергеевна

Форма проведения:  с использованием  интерактивной доски

 

 

  1. Беседа о волшебнице-воде.

 

Цели:

  1. Рассказать о значении воды в нашей жизни.
  2. Показать, где, в каком виде существует вода.
  3. Рассказать о разнообразии состояний воды.

 

  1. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

 

Цель:

  1. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

 

  1. Развивающая среда.

 

Цель:

  1. В результате опытнической деятельности детей и наблюдений определить основные качества воды и ее значения в жизни человека и растений.

 

 

Оборудование: видеоролик «Зернышко проснулось», первые кадры (без озвучки) фильма «Урок воды»,  репродукция картины  А.И. Левитана  «Большая вода»», подборка стихотворений и загадок о воде, стаканчики с водой, молоком, соломинки для коктейля,  предметные столики с фасолинками, ваза с цветами, шапочки-капельки.

 

Примечание: За неделю до занятия воспитатель вместе с детьми ставит цветы (желательно белые или светлых оттенков) в подкрашенную воду, а также помещает вместе с детьми в лабораторные тарелочки две фасолинки в вату, объясняя, что это понадобится на занятии, которое скоро будет. В течение недели вату в одной из тарелочек обильно смачивают водой, в другой же вату оставляют сухой. Тарелочки с фасолью помещают в одно место, желательно хорошо прогреваемое солнцем.

 

Очень важно: Находясь на прогулке после завтрака, обратить внимание детей на воду: лужицы после дождя, в шланге, из которого дворник поливает растения на клумбах, капельки росы на траве и т.д.  Уместно провести предварительную подготовку к занятию: Откуда вода появилась в лужах? Зачем дворник поливает водой клумбы?  И т.д.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa-voda.docx902.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 ст. Черноерковской муниципального образования Славянский район

Открытое интегрированное занятие

по экологии, валеологии и развитию речи.

«Волшебница-вода»

(в старшей группе)

C:\Users\12\Desktop\вода.png

Подготовила: Огнева Т.С.

Время проведения:  апрель 2016 г.

Форма проведения:  с использованием  интерактивной доски

  1. Беседа о волшебнице-воде.

Цели:

  1. Рассказать о значении воды в нашей жизни.
  2. Показать, где, в каком виде существует вода.
  3. Рассказать о разнообразии состояний воды.

  1. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Цель:

  1. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

  1. Развивающая среда.

Цель:

  1. В результате опытнической деятельности детей и наблюдений определить основные качества воды и ее значения в жизни человека и растений.

Оборудование: видеоролик «Зернышко проснулось», первые кадры (без озвучки) фильма «Урок воды»,  репродукция картины  А.И. Левитана  «Большая вода»», подборка стихотворений и загадок о воде, стаканчики с водой, молоком, соломинки для коктейля,  предметные столики с фасолинками, ваза с цветами, шапочки-капельки.

Примечание: За неделю до занятия воспитатель вместе с детьми ставит цветы (желательно белые или светлых оттенков) в подкрашенную воду, а также помещает вместе с детьми в лабораторные тарелочки две фасолинки в вату, объясняя, что это понадобится на занятии, которое скоро будет. В течение недели вату в одной из тарелочек обильно смачивают водой, в другой же вату оставляют сухой. Тарелочки с фасолью помещают в одно место, желательно хорошо прогреваемое солнцем.

Очень важно: Находясь на прогулке после завтрака, обратить внимание детей на воду: лужицы после дождя, в шланге, из которого дворник поливает растения на клумбах, капельки росы на траве и т.д.  Уместно провести предварительную подготовку к занятию: Откуда вода появилась в лужах? Зачем дворник поливает водой клумбы?  И т.д.

Звучит стихотворение Н. Рыжовой на фоне видеоролика «Урок воды» (Примечание: поскольку фильм, рекомендованный департаментом образования и науки Краснодарского края, рассчитан на детей школьного возраста, уместно использовать только первые кадры «Вода в природе и на службе у человека» без озвучки)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

В капельках росы везде

И в снежинках на руке.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Воспитатель: Где и какую вы сегодня видели воду?

(на участке: лужи после дождя, капельки росы на траве, в шланге у дворника; в группе: в водопроводном кране, бутылке, в стакане)

Для чего нужна вода? Как мы ее используем? Кто без воды не может жить? Зачем вода нужна растениям и животным?

(пьем, из воды мы готовим кушать, моем руки, умываемся, купаемся, стираем грязное белье, моем полы, посуду, поливаем растения на огороде, комнатные цветы)

Молодцы, ребята. Вы все правильно сказали. Растения надо поливать водой – иначе они засохнут, погибнут.  Животные пьют воду, а некоторые живут в ней.  Кто живет  в воде?

( В воде живут рыбы, лягушки, дельфины, медузы, киты)

Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды.

Вспомните кадры из фильма. Как вы думаете, откуда берется вода в водопроводном кране? Мы каждый день пользуемся ею, моем посуду, готовим кушать, умываемся, пьем, но она все течет и течет, не кончается.

(вода есть в реках, морях, озерах)

Правильно.  Но, пресная вода, пригодная для питья и в пищу человеку, находится в реках. Та вода, которую мы берем из водопроводного крана, проделала  большой путь.  Сначала она была в реке. Потом человек направил ее по трубам, прогнал через фильтры, где вода очистилась от вредных для человека веществ. И только потом попала к нам в дом.

Воды на планете много, но пресная составляет только пятую ее часть. Поэтому воду нужно беречь, не оставлять открытыми краны, не разливать ее без надобности.

А  как  же рождается речка? Хотите узнать? Для этого мы отправимся вместе с капелькой в путешествие.

(На интерактивную доску проецируется схема «Круговорот воды в природе»».  Воспитатель рассказывает схему движения воды в природе)

1295029585_mik-2

Внимательно рассмотрите схему: стрелочки показывают нам направление движения капельки. Солнце нагревает воду в реках, морях, озерах.  Она испаряется, т.е. превращается в пар. Пар, потому что он легче воздуха, поднимается вверх.  Там, охлаждаясь, он вновь становится водой и дождем падает на землю. И все повторяется. Как бы идет по кругу – без конца. Поэтому эти превращения воды и называют круговоротом воды в природе.

(детям надевают шапочки-капельки.  Звучит музыка, напоминающая шум дождя, звон капели и т.д. под сопровождение этой музыки исполняется подвижная игра-танец «Капельки»)

Воспитатель: Тучка – это  мама, а капельки ее детки, и им надо отправляться в путь.  Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли (дети прыгают на месте, бегают друг за другом).  Скучно им стало поодиночке бегать, собрались они  вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети берутся за руки по двое, составляя ручейки, и двигаются по залу). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети собираются в одну цепочку).  Плывут капельки в большой реке, путешествуют и попадают в океан (дети перестраиваются в хоровод и бегают по кругу).  Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили свою маму-тучку и вернулись к ней.

Воспитатель:

Вода имеет три состояния: она может быть жидкой, твердой (лед) и газообразной (пар). Это очень интересное природное явление: вода в озере, снег – это вода, лед и град – это вода, и пар из носика чайника – это тоже вода.

Но этим чудесные свойства воды не заканчиваются. Помните, мы поставили с вами цветы в подкрашенную воду. Давайте посмотрим, что изменилось.

Опыт «Растения пьют воду»

Что изменилось, ребята? Почему?

(цветы стали голубыми, они выпили голубую воду и окрасились)

Какой вывод мы можем сделать из этого наблюдения?

Вывод: Растения пьют воду.

Опыт «Чтобы расти, растения должны пить воду»

А теперь давайте рассмотрим наши фасолинки, которые мы поместили в тарелочки. Что мы делали с ними?

(Одну фасолинку мы поливали, а другую нет)

Видите ли вы какие-нибудь изменения?

(Там, где мы смачивали фасолинку водой, появился беленький росточек.  Там же, где воду на добавляли, фасолинка не изменилась)

Какой же вывод можно сделать из этого опыта?

(Для того, чтобы расти, растения должны пить воду)

Давайте посмотрим с вами видеоролик «Зернышко проснулось». Вы увидите, что происходит под землей с зернышком, когда прогревается земля и влага пробуждает росточек. Обратите внимание, как зернышко от воды разбухает, затем лопается и появляется росточек.

( Показ видеоролика «Зернышко проснулось»)

Очень важно: обратить внимание детей на то, что без воды росток не появился бы, не окреп.  Также заострить внимание на том, что в природе этот процесс идет медленнее. Например,  прорастить семена кукурузы можно за 3-4 дня, огурцов – 2-3 и т.д.              

Опыт «Вода прозрачная»

Перед детьми ставится два стакана – один с водой, другой с молоком. В них опускаются соломинки для коктейлей.

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на оба стаканчика. Что в них налито?  Что находится в обоих стаканчиках?  В каком стаканчике видны соломинки для коктейля, а в каком нет? Почему?

(Перед нами два стаканчика с молоком и водой. В стаканчике с водой мы видим соломинку, а в стаканчике с молоком – нет. Вода прозрачная, а молоко -  нет)

( Работа по развитию речи:  описание  картины И. Левитана  «Большая вода»)

0028

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на картину Левитана. Она называется «Большая вода».   Как вы думаете, почему художник дал такое название своей картине?  Какое время года описывает художник?  Почему в реке стало много воды?  Явление природы, когда вода в реках наполняется талыми водами и затапливает берега, называют половодьем или наводнением.

( Из ответов детей составляется связный рассказ-описание:

Наступила весна. Пригрело солнышко,  снег растаял и ручейками сбежал в реку. Река вышла из берегов и затопила прибрежные поля. Вода, как зеркало, отражает деревья.  Они еще голые, поэтому кажутся прозрачными.)

Воспитатель: Мы сегодня много нового узнали о воде. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду? Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности (открытого интегрированного занятия по экологии) «Как мы лесу помогали» в средней группе

Беседа способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывает у детей интерес к жизни леса, умению вести себя в лесу, вызывает радость и удовлетворение от того, что сумели помочь л...

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

Кнспект открытого интегрированного занятия по экологии "Подводный мир" вторя младшая группа

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей...