Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: "Осень золотая".
план-конспект занятия по окружающему миру

Османова Мадина Курбанмагомедовна

Данный материал подходит для воспитателей, кто занимается в старшей группе. Интересные задания и загадки про  время года осень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Осень золотая» в старшей группе «Вишенки».

                                                                                                     Подготовила: Османова М.К.

Программное содержание:                                                                                             1. Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.                                                                                       2. Учить детей связно, последовательно рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарный запас детей.                                                                               3. Продолжать развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.                                                                                   4. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.                                                                                                           5. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Кто подскажет какое  время года сейчас на улице? Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об осени.

Воспитатель:                                                                                                        Несу я урожаи, поля вновь засеваю                                                                  Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,                                                              Но не касаюсь ёлочек и сосен                                                                             Скажите, кто я?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель:Кто мне назовёт осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали осенние месяцы.

Воспитатель: Первый осенний месяц?

Воспитатель: Правильно! Сентябрь – это первый месяц осени. Это бархатный месяц, румянец осени.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе ранней осенью?

Дети: Погода теплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идет теплый дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи. Люди убирают урожай овощей.

Воспитатель: Второй осенний месяц?

Воспитатель: Октябрь называют золотой осенью. А ещё он очень капризный, т. к. погода может меняться несколько раз в день: то идёт дождь, то ярко светит солнышко, то порхают первые.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?

Дети: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Третий осенний месяц?

Воспитатель: Ноябрь – задумчивый и грустный месяц.

Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осенью?

Дети: Листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?

Дети: Мало солнца, стало холодно.

.Физкультминутка «Листопад»                                                                           Мы листики осенние (встаём в круг)                                                                            На веточках сидим (приседаем)                                                                            Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)                                                         И на землю тихо сели (приседаем)                                                                     Ветер снова набежал (побежали)                                                                            И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)

Завертел нас, закружил (кружимся на месте)

И на землю опустил. (приседаем)

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»

Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Дети, а вам нравится осень? А давайте сейчас внимательно послушаем вместе все музыку П. И. Чайковского «Осень» и попробуем представить картины осеннего леса. (слушаем музыку)

Воспитатель: Что можно сказать про осень, прослушав музыку? Какая она, осень?

Дидактическое упражнение «Осень какая?»

Дети: золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная.

Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.

Воспитатель: Кто скажет, а почему некоторые птицы улетают в тёплые края?

Дети: Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно.

Воспитатель: А как называют этих птиц?

Дети: Перелётными.

Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.

Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?

Дети: У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами. И мы с вами приготовим к холодам кормушки и будем подкармливать птиц.

Воспитатель: Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. Замечательно! Мне понравилось, как вы отвечали. Вы молодцы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на экране. Слушайте внимательно.

Загадки о лесных животных:

(Презентация: после каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением этого животного).

Хожу в густой я шубке                                                                                         Живу в густом лесу.                                                                                                   В дупле на старом дубе                                                                                      Орешки я грызу (белка)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как белка готовится к зиме?

ДетиБелочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки она поменяет с рыжего на серую и станет, как ствол дерева.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.         Он в берлоге спит зимой                                                                                       Под большущею сосной,                                                                                         А когда придёт весна,

Просыпается от сна (медведь)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, как медведь готовится к зиме?

Дети: Медведи осенью много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце.

Воспитатель: Молодцы интересно рассказали о медведе.

Воспитатель:

Слушаем следующую загадку:

Сердитый недотрога                                                                                        Живёт в глуши лесной –                                                                                         Иголок очень много,                                                                                                А нитки ни одной (ёж)

Воспитатель: Ребята, а ежи готовятся к зиме? Что они делают?

Дети: Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком, они спят зимой.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы?

Дети: Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.

ВоспитательА сейчас послушайте следующую загадку:

Встал как столбик под сосной?                                                                              И стоит среди травы –                                                                                             Уши больше головы (заяц)

Воспитатель: А как же зайцы готовятся к зиме?

Дети: Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме.

ИТОГ: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы все очень старались, и я вами довольна! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие и домашние животные» в форме КВН.

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких и домашних животных, их пользе для человека и природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких  и домашних животных, их приспособлен...

конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе \'\'Герб Рязани\'\'

Цели:закреплять знания детей об истории родного города; Об истории быта; Развивать память,мышление,речь...

Конспект занятия по окружающим миру в средней группе «Осень золотая».

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.Задачи:1. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках осени, расширить знан...

Диагностика проекта по окружающему миру в старшей группе: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

Диагностика проекта по окружающему миру в старшей группе: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»...