Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в мир книг»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Минаева Ксения Анатольевна

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ

 «Путешествие в мир книг»

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Цель: Создать условия для интереса к книге как источнику знаний и произведению искусства.

Программные задачи:

        Образовательные: формировать познавательный интерес, расширение кругозора; обобщить и расширить представления детей об окружающем мире и предметном мире (о книгах, о книгопечатании); формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников; развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.      

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными «типография», «переплет», «иллюстратор», «редактор», «рукопись», развивать познавательный интерес к книге как источнику знаний,  элементарный дизайн и творческие способности через создание книг-самоделок.

      Воспитательные:  воспитывать любовь и бережное отношение к книге; способствовать воспитанию  умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; вызвать желание работать над созданием собственной книги; учить работать в малых группах.

Здоровьесберегающие технологии: способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий (физкульминутка); обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении образовательной деятельности; ледить за осанкой, правильной посадкой детей на занятии.

Методы и приемы.

1.Наглядный: (показ, демонстрация)

2.Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения

3.Игровой: сюрпризный момент (письмо), дидактическая игра «Составь слово», «Типография», «Какой, какая, какое», «Добавь словечко», «Кто что делает».

Словарная работа: переплёт, типография, иллюстратор, редактор, рукопись,

Предварительная работа: беседы воспитателя с детьми «Известные писатели и поэты»,  «Как делают бумагу», разучивание пословиц, поговорок, стихотворений о книге, изготовление книжек-малышек совместно с родителями. Сбор материалов для мини-выставки: книги разного оформления.

Материал и оборудование: книги с мягкой и твердой обложкой, 2 конверта с  письмами, сундучок, карандаши, фломастеры, мяч, заготовки книг, «Книга зимних сказок», табличка с надписью «Типография», ложка, матрешка.

Ход:

Воспитатель и дети стоят в приёмной.

Организационный момент.

Воспитатель. Смотрите, сундучок волшебный стоит. Посмотрим, что лежит внутри? (записка: составь слово «книга» из деревянных кубиков с буквами. Дети рассматривают кубики и составляют слово).

Воспитатель. Молодцы! Как вы понимаете фразу: Книга-лучший друг? Ответы детей. Ребята, а тут еще и предметы  разные лежат (ложка, матрешка, кубики, книга).  Ложка какая? Матрешка? Кубики?

Дети. Они деревянные.

Воспитатель. Что значит деревянные?

Дети. Сделаны из дерева.

Воспитатель: А как же книга оказалась среди этих предметов? (Предположения детей).

Воспитатель берёт книгу в руки и подносит к уху. Дети, книга рассказала мне удивительную историю. Оказывается она пришла к нам из леса и её сделали из дерева. Точнее не книгу, а бумагу, из которой сделана книга.

Далее воспитатель рассказывает историю рождения книги.

История рождения книги: Родилась я в лесу. Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли. Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера.

Так переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу.

На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не достаточно, чтобы появилась книга.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто помогает белую бумагу превращать в волшебную книжку? (ответы детей). Кто придумает интересные рассказы и сказки, пишет стихи?

Дети. Писатели

Воспитатель: Каких писателей и поэтов вы знаете? (ответы детей). Кто рисует красивые картинки в книгах? (ответы детей). Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой человека. Затем он приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает и редактирует её. Редактирует, значит,  исправляет ошибки. Редактор передаёт книгу художнику (иллюстратору). Художник (иллюстратор) читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует.

Воспитатель: Ребята, есть такое удивительное место – типография. Там печатаются книги, журналы, газеты. Листы будущей книги на специальной машине складывают, собирают в одну книгу. Разные сложные машины помогают работникам типографии печатать книги.

Сейчас мы с вами немного отдохнём (встают в круг) . Представьте, что мы в лесу. В лесу свежий, приятный воздух. Вдохните его глубоко, глубоко и медленно выдохните. (Дыхательное упражнение 3-4 раза)

Физкультминутка «Лес»

Мы с вами входим лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли, покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они плавно садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели.

Дружно в гнёзда полетели.

Дети берут книги и рассматривают их.

Затем дети вместе с воспитателем подходят к стойке с книгами.

Воспитатель. Посмотрите, сколько  книг на наших полках. Давайте их рассмотрим. Из чего состоит книга?

Дети. Из листов.

Воспитатель. Правильно. Чтобы листы в книге не перепутались, на них пишут номер страницы (показ нумерации страниц в книге). Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скребками. У книги есть и обложка, она может быть мягкая или твёрдая (из картона) (показ обложки книг). Если книга толстая, обложки соединяет переплёт (показ переплёта).

Игра «Добавь словечко» (воспитатель встает с детьми в круг и поочередно бросает мячик в руки).

Воспитатель. Добавляйте слова в рифму и по смыслу.

Есть у книжицы одёжка,

Называется - …. (обложка).

Книги есть в саду и дома

Из бумаги и … (картона).

Наши книги – не просты,

По порядку в них …. (листы),

Чтоб при чтении не сбиться,

Нумерованы…. (страницы).

Страницы все наперечёт,

Их скрепляет…. (переплёт).

Воспитатель. Над созданием одной маленькой книги трудится очень много людей. Давайте еще раз вспомним тех, кто создал наши книги.

Игра «Кто что делает» (с мячом).

Писатель (пишет, сочиняет)

Художник (рисует)

 

Редактор (редактирует)

Корректор (корректирует)

Печатник (печатает книгу)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Назвали всех безошибочно. Проходите на свои места (дети садятся за столы).

Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?

Дети. Да!

Воспитатель. Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! — шептала одна книга. Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! — говорила другая книга. Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся! Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега! Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!

Воспитатель. Вы запомнили просьбы книг?

Дети. Да!

Воспитатель. Постарайтесь их выполнять! Ребята, а давайте откроем типографию по изготовлению книг. Раз старуха Шапокляк унесла наши книги, создадим новые (воспитатель ставит на столы детям табличку «Типография», раздает заготовки для книг. На столах: карандаши, фломастеры). Дети рисуют обложку книги.

Воспитатель: Ребята, саму книгу мы продолжим создавать на протяжении сегодняшнего дня (раздается стук в дверь). Ой, ребята, пока мы работали, пришла еще одна записка от старухи Шапокляк: Извините, что я не вернула вам ваши книги. Я просто зачиталась ими. Сколько нового я узнала из ваших книг. Теперь я знаю все виды транспорта, диких и домашних животных и ещё много-много всего интересного. Спасибо, вы научили меня любить книгу. В знак благодарности я подарю вам «Книгу зимних сказок . Читайте с удовольствием. Увидимся на страницах книг. До свидания, ребята! Воспитатель. Что нового, интересного вы сегодня узнали? (ответы детей). Для чего нам нужны книги?

            Спасибо, мне была приятно беседовать с вами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_knig.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ

 «Путешествие в мир книг»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Цель: Создать условия для интереса к книге как источнику знаний и произведению искусства.

Программные задачи:

        Образовательные: формировать познавательный интерес, расширение кругозора; обобщить и расширить представления детей об окружающем мире и предметном мире (о книгах, о книгопечатании); формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников; развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.       

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными «типография», «переплет», «иллюстратор», «редактор», «рукопись», развивать познавательный интерес к книге как источнику знаний,  элементарный дизайн и творческие способности через создание книг-самоделок.

      Воспитательные:  воспитывать любовь и бережное отношение к книге; способствовать воспитанию  умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; вызвать желание работать над созданием собственной книги; учить работать в малых группах.

Здоровьесберегающие технологии: способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий (физкульминутка); обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении образовательной деятельности; ледить за осанкой, правильной посадкой детей на занятии.

Методы и приемы.

1.Наглядный: (показ, демонстрация)

2.Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения

3.Игровой: сюрпризный момент (письмо), дидактическая игра «Составь слово», «Типография», «Какой, какая, какое», «Добавь словечко», «Кто что делает».

Словарная работа: переплёт, типография, иллюстратор, редактор, рукопись,

Предварительная работа: беседы воспитателя с детьми «Известные писатели и поэты»,  «Как делают бумагу», разучивание пословиц, поговорок, стихотворений о книге, изготовление книжек-малышек совместно с родителями. Сбор материалов для мини-выставки: книги разного оформления.

Материал и оборудование: книги с мягкой и твердой обложкой, 2 конверта с  письмами, сундучок, карандаши, фломастеры, мяч, заготовки книг, «Книга зимних сказок», табличка с надписью «Типография», ложка, матрешка.

Ход:

Воспитатель и дети стоят в приёмной.

Организационный момент.

Воспитатель. Смотрите, сундучок волшебный стоит. Посмотрим, что лежит внутри? (записка: составь слово «книга» из деревянных кубиков с буквами. Дети рассматривают кубики и составляют слово).

Воспитатель. Молодцы! Как вы понимаете фразу: Книга-лучший друг? Ответы детей. Ребята, а тут еще и предметы  разные лежат (ложка, матрешка, кубики, книга).  Ложка какая? Матрешка? Кубики?

Дети. Они деревянные.

Воспитатель. Что значит деревянные?

Дети. Сделаны из дерева.

Воспитатель: А как же книга оказалась среди этих предметов? (Предположения детей).

Воспитатель берёт книгу в руки и подносит к уху. Дети, книга рассказала мне удивительную историю. Оказывается она пришла к нам из леса и её сделали из дерева. Точнее не книгу, а бумагу, из которой сделана книга.

Далее воспитатель рассказывает историю рождения книги.

История рождения книги: Родилась я в лесу. Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли. Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера.

Так переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу.

На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не достаточно, чтобы появилась книга.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто помогает белую бумагу превращать в волшебную книжку? (ответы детей). Кто придумает интересные рассказы и сказки, пишет стихи?

Дети. Писатели

Воспитатель: Каких писателей и поэтов вы знаете? (ответы детей). Кто рисует красивые картинки в книгах? (ответы детей). Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой человека. Затем он приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает и редактирует её. Редактирует, значит,  исправляет ошибки. Редактор передаёт книгу художнику (иллюстратору). Художник (иллюстратор) читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует.

Воспитатель: Ребята, есть такое удивительное место – типография. Там печатаются книги, журналы, газеты. Листы будущей книги на специальной машине складывают, собирают в одну книгу. Разные сложные машины помогают работникам типографии печатать книги.

Сейчас мы с вами немного отдохнём (встают в круг) . Представьте, что мы в лесу. В лесу свежий, приятный воздух. Вдохните его глубоко, глубоко и медленно выдохните. (Дыхательное упражнение 3-4 раза)

Физкультминутка «Лес»

Мы с вами входим лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли, покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они плавно садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели.

Дружно в гнёзда полетели.

Дети берут книги и рассматривают их.

Затем дети вместе с воспитателем подходят к стойке с книгами.

Воспитатель. Посмотрите, сколько  книг на наших полках. Давайте их рассмотрим. Из чего состоит книга?

Дети. Из листов.

Воспитатель. Правильно. Чтобы листы в книге не перепутались, на них пишут номер страницы (показ нумерации страниц в книге). Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скребками. У книги есть и обложка, она может быть мягкая или твёрдая (из картона) (показ обложки книг). Если книга толстая, обложки соединяет переплёт (показ переплёта).

Игра «Добавь словечко» (воспитатель встает с детьми в круг и поочередно бросает мячик в руки).

Воспитатель. Добавляйте слова в рифму и по смыслу.

Есть у книжицы одёжка,

Называется - …. (обложка).

Книги есть в саду и дома

Из бумаги и … (картона).

Наши книги – не просты,

По порядку в них …. (листы),

Чтоб при чтении не сбиться,

Нумерованы…. (страницы).

Страницы все наперечёт,

Их скрепляет…. (переплёт).

Воспитатель. Над созданием одной маленькой книги трудится очень много людей. Давайте еще раз вспомним тех, кто создал наши книги.

Игра «Кто что делает» (с мячом).

Писатель (пишет, сочиняет)

Художник (рисует)

Редактор (редактирует)

Корректор (корректирует)

Печатник (печатает книгу)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Назвали всех безошибочно. Проходите на свои места (дети садятся за столы).

Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?

Дети. Да!

Воспитатель. Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! — шептала одна книга. Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! — говорила другая книга. Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся! Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега! Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!

Воспитатель. Вы запомнили просьбы книг?

Дети. Да!

Воспитатель. Постарайтесь их выполнять! Ребята, а давайте откроем типографию по изготовлению книг. Раз старуха Шапокляк унесла наши книги, создадим новые (воспитатель ставит на столы детям табличку «Типография», раздает заготовки для книг. На столах: карандаши, фломастеры). Дети рисуют обложку книги.

Воспитатель: Ребята, саму книгу мы продолжим создавать на протяжении сегодняшнего дня (раздается стук в дверь). Ой, ребята, пока мы работали, пришла еще одна записка от старухи Шапокляк: Извините, что я не вернула вам ваши книги. Я просто зачиталась ими. Сколько нового я узнала из ваших книг. Теперь я знаю все виды транспорта, диких и домашних животных и ещё много-много всего интересного. Спасибо, вы научили меня любить книгу. В знак благодарности я подарю вам «Книгу зимних сказок . Читайте с удовольствием. Увидимся на страницах книг. До свидания, ребята! Воспитатель. Что нового, интересного вы сегодня узнали? (ответы детей). Для чего нам нужны книги?

        Спасибо, мне была приятно беседовать с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе тема "Белая книга зимы"

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Жалобная книга природы"

Интеграции  образовательных областей: "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в мир книг»

Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...