Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Обитатели тайги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

А.А.Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Обитатели тайги»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, двигательная.

Программное содержание

Цель:  познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия»

Материалы и оборудование:  иллюстрации, изображающие флору и фауну тайги; оборудование к опыту; пособие на детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Планируемый результат:  знают особенности природных условий тайги;  знают о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Структура занятия

1.Вводная часть

Игра «Лото растений»

Проблемная ситуация и затруднение

3 мин

2.Основная часть

Рассказ педагога о растительном и животном мире тайги.

Опыт

Физкультминутка

Работа с пособием

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итога занятия.

Вопросы по теме

2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

- У кого мы побывали в гостях прошлый раз? (У жителей Крайнего Севера.) На прощание они подарили Тане и Ване и доктору Айболиту сувениры.

-Как вы думаете, какие подарки получили наши путешественники? (изделия из оленьего меха, фигурки из моржовой кости)

Игра «Лото растений»

Детям раздаются карточки с изображениями растений тундры (ягель, клюква, морошка идр.) и тайги (ель, кедр, сосна, пихта и др. хвойные)

-Сегодня нам предстоит дальнейшее путешествие. Давайте поиграем в игру «Лото растений» и вспомним о тех местах России, где мы уже побывали. Вот здесь две карты с изображением Северного полюса и тундры У каждого из вас карточки с изображениями различных растений. Вам надо догадаться, где, что растёт

Затруднение при выполнении задания возникает у детей, которым достались карточки с  хвойными растениями. Они не могут понять, куда им положить свои карточки.

-Может быть хвойные растения есть на Северном полюсе – тут нет ни одной карточки (там нет никаких растений)

2.Основная часть

Решение подсказывает воспитатель.

-Может они растут в тундре? (деревья в тундре не растут, ель и сосна растут в лесу). Все эти деревья хвойные и растут они в лесу, который называется тайга. Как вы думаете, почему? В тундре их не было оттого, что корням растений мешала вечная мерзлота. Значит, в этих местах её нет. Почему? Потому, что зимы здесь хоть и холодные, но не такие долгие.

И вот уже лес стоит сплошной стеной.

Посмотрите вокруг. (покажите детям рисунок с изображением хвойного леса)

-Какие деревья вы видите? (ель, сосна, кедр, пихта)

-Что у них общего

-Как вы думаете, почему в этих местах могут расти только хвойные деревья? Потому, что жёсткая листва (иголки) этих деревьев надёжно защищена от морозов оболочкой.

-А чем ещё похожи хвойные деревья? (покажите рисунок с изображением ели, кедра в снегу). У них конусообразная форма кроны. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного. Так почему же у хвойных деревьев такая крона? Для того, чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их. Где человек использует это? Крыши домов в некоторых местах, например, там, где мы живём, делают двускатными.

-Как вы понимаете это слово?

Опыт

Воспитатель ставит на стол дом, сделанный из любой коробки (например коробки из-под торта). У дома нет крыши. Рядом лежат картонки одинаковой ширины, равной ширине дома, но разной длины.

Воспитатель предлагает сложить самую длинную из них пополам и сделать крышу для дома. Проверим, будет ли удерживаться на такой крыше снег. Воспитатель кладёт на крышу небольшой кубик, и он быстро скатывается вниз.

-Давайте увеличим угол. (воспитатель берёт картонку покороче, делает крышу из неё и кладёт на крышу кубик – «снег». Аналогичные действия проводятся ещё несколько раз до тех пор, пока «снег» не перестаёт сползать по крыше.)

-Какую крышу вы бы выбрали для своего дома? Свои ответы дети должны обосновать. Стоит обратить их внимание на то, что на строительство высокой крыши пойдет больше материала. (как это доказать?)

Физкультминутка по выбору детей

-Итак, мы оказались с вами в хвойном лесу. Такой лес называется тайга.

Тайга огромна. Она занимает 1/ 10 часть суши, пригодной для жизни. (воспользуйтесь кругом из занятия 8.) Эту часть делим на 10 одинаковых частей. Покажите сколько места занимает тайга.

Тайгой называют лес, в котором растут разные хвойные деревья.

- А как называется лес, состоящий из одних елей? (Ельник)

-А если в нём растут только одни сосны? (Сосновый бор)

Неторопливо идём по тайге.

-Что у нас под ногами? (снег)

-Почему вы так думаете? (потому, что у нас сейчас зима и в тайге)

-А летом в тайге сумрачно. Почему? (сквозь густую хвою света проникает совсем немного. Под ногами хвойная подстилка)

-Много ли растений – кутов, цветов, травы – между деревьями? (нет)

-Почему? (мало света, бедная почва, так как иголки гниют медленно)

Только тенелюбивые грибы, мхи, лишайники, папоротники и черника могут расти на хвойной подстилке.

В тёплые летние дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней , мошек. Это паразиты.

Они прокалывают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются его кровью. Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали полчища комаров и мошек.

-Что вы станете делать? Покажите.

-Но, если много насекомых, значит, есть и те, кто ими питается. Кто это? (птицы)

-А для кого является пищей огромное количество шишек? Для белок, бурундуков, клестов. Срывают и уносят шишки в свою «столовую» или «кузницу» дятлы.

Вы уже знаете , что белки делают запасы на зиму, но не все кладовые они потом находят. И если спрятанные орешки останутся до весны, то они прорастут и  из некоторых со временем появятся новые деревья. Выходит, что животные помогают распространению хвойных деревьев.

Работа с пособием.

Задание «Покажи стрелками, чем питаются эти животные»

Рассмотрите рисунки и расскажите, какие животные живут в тайге. Чем они питаются? Покажите стрелками.

Задание «Кто из зверей хищник?»

-Все животные тайги делятся на две группы. Посмотрите на знаки в середине рисунка и ответьте, на какие? (хищники и травоядные). Вернее растительноядные – ведь белка питается в основном семенами деревьев. Покажите стрелками, кто чем питается. Кого на рисунке больше  - хищников или растительноядных, растительноядных или зверей, зверей или хищников?

Если детям трудно произносить слово «растительноядный», то его можно заменить словами «питаются растениями», «поедающие растения» т.п.

3.Заключительная часть

Подведение итога занятия.

Задание «Обведи деревья, которые растут в тайге. Проведи линии от семян, шишек и плодов к деревьям, на которых они выросли»

-Почему тайга называется хвойным лесом?

-Что вы узнали нового на занятии?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Какие животные обитают в тайге? Какие растения растут в тайге?

Всем большое спасибо за активную работу и ответы на вопросы, наше занятие закончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в старшей группе на тему: «Обитатели морского дна»

1.    Познакомить детей с различными способами рисования (пальцевая живопись, техника работы по сырому), аппликации (образование, скручивание или скатывание бумаги в шарик);2....

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме ФГОС области " Познание, формирование целостной картины мира". Тема : " Защитники Отечества" (с использованием презентации)

Познакомить детей с вооружёнными силами России. Дать знания об их названии и уметь различать по назначению. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, используя полученные ранее знания....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе .Лексическая тема «Обитатели водоемов»

Закрепление правильного произношения и различения звуков [р]  [р’] в словах....

Конспект методического мероприятия в старшей группе по теме "Обитатели морских глубин"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12г. ЧЕЛЯБИНСКА...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка) в старшей группе на тему «Обитатели морского дна».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка) в старшей группе на тему «Обитатели морског...

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

Конспект коррекционного- развивающего занятия старшей группы на тему «Морские обитатели»

Коррекционно- развивающее занятие в старшей группе на тему "Морские обитатели"Задачи:Коррекционно-образовательная:- Расширять представления детей об обитателях подводного мира.- Учить д...