Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «В гости к городецким мастерам»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

А.А.Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «В гости к городецким мастерам»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, двигательная.

Программное содержание

Цель:  познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

Материалы и оборудование: географическая карта, изделия городецких мастеров, картинки изделий городецких мастеров набор для игры «Четвертый лишний» (тарелка, две статуэтки, кувшин, чашка из набора гжельской посуды, городецкая игрушка, дымковская игрушка или их изображения; картинки древних прялок; пособие на детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассматривание картинок и изделий с гжельской росписью, дымковскими игрушками в изостудии, чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Планируемый результат: дети знакомы с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла.

Структура занятия

1.Вводная часть

Игра «Четвертый лишний»

Затруднение, проблемная ситуация

3 мин

2.Основная часть

Решение проблемной ситуации с помощью рассказа воспитателя

Физкультминутка

Работа с пособием

20мин

3.Заключительная часть

Подведение итога занятия

2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.

-Где мы с вами побывали в прошлый раз? (В городе Гжель)

-Что там делают и из чего? (глиняную посуду)

Игра «Четвертый лишний»

Детям демонстрируют по 4 предмета, и они должны выбрать лишний.

-Давайте поиграем в игру  «Четвертый лишний» (воспитатель показывает набор гжельские: тарелка, статуэтка, чашка кувшин) Что тут лишнее? (статуэтка, остальное - посуда). Все они из Гжели, поэтому гжельские

-Следующий набор (гжельская статуэтка, городецкая игрушка, дымковская игрушка, гжельское блюдце) Что лишнее? (блюдце- посуда, а остальное игрушки)

-Следующий набор (две гжельские статуэтки, городецкая и дымковская игрушки) Что лишнее здесь? (Вот эта игрушка – она сделана не в Гжели, или она из дерева, а не из глины)

А где делают такие игрушки, вы знаете?

Затруднение – дети не знают, где и как делают такие игрушки.

2.Основная часть.

Решение.

Чтобы узнать это, мы вместе с Таней и Ваней отправимся в гости на небольшую реку Узолу (показывает на карте). Места там лесные. И живут там мастера, которые занимаются росписью деревянных изделий. Что же делали люди из дерева? И дома, и мебель, и посуду, и игрушки, и прялки.

В доме наших предков была прялка чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Ведь раньше и не было магазинов, кА теперь, поэтому готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили её этому сызмальства.

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Я сеяла приговаривала,

Чёботами приколачивала:

Ты удайся, удайся ленок! Ты удайся мой беленький ленок!

Лён мой лён! Белый лен!...

(дети повторяя слова воспитателя, делают те же движения) Осенью выходили женщины в поле и дёргали лён. Много было с ним хлопот, и в конце концов превращался он в пряжу, мягкую и шелковистую.

Наступала зима. Собирались женщины с одного села в одну избу, чтобы не скучно было, и пряли. Как думаете, почему пряли именно зимой?  Во-первых, к этому времени поспевал лён, во вторых, летом на это времени не было: очень много работы на огороде, в поле, в саду.

-Помните слова из сказки: «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком»

-Кто её написал?

-Как она называется?

Сидели девицы, держали в руке левой веретено и крутили его между пальцами.

Веретено – это гладкая с заострёнными концами палочка.

И крутилось и жужжало веретено, и выходила из льняной пряжи нитка. Долгими зимними вечерами сидели девицы, играли, песни пели, и пересказывали  старые бабушкины сказки.

-А помните, сказку, в которой жизнь королевской дочери зависела от веретена?

-Как называется эта сказка?

-Что предсказала колдунья?

Колдунья знала, что прядут в каждом доме и рано или поздно девочка возьмёт в руки веретено

-Чем заканчивается сказка?

Ближе к весне начинали ткать полотно. Каждой девушке на приданное полагалось наткать много метров ткани. На это уходило много лет, ведь с готовой тканью было еще много хлопот.

Зимой ткань расстилали на снег и морозили. Весной раскладывали на травке на солнышко и сбрызгивали водой. И превращалась она из серой в белую.

-Как вы думаете, какую жену выберет себе парень – ленивицу или рукодельницу?

-Как вы понимаете слово «рукодельница»?

-А как парень мог узнать, ленива или трудолюбива девушка?

Пройтись весной и посмотреть на разложенные полотна на траве. Чем больше ткани, тем старательнее девушка. И вот ходили молодые ребята и смотрели на это, прежде чем выбрать себе жену.

Физкультминутка по выбору детей

Как видите прялки, были необходимы в каждом доме.

Скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за её работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Считалось, что каждая вещь должна быть красивой.

Красивой прялкой гордилась владелица, она привлекал внимание подруг. Прялку дарил молодой человек своей девушке, также прялка частенько переходила по наследству -  от матери, от бабки.

Что же представляет собой прялка? Это плоское донце, из которого, как бы вырастает ножка с расширяющейся к верху лопастью.  К внутренней стороне лопасти привязывали пряжу, которая полностью её закрывала.

Поэтому внутреннюю сторону лопасти почти не расписывали. Наружную сторону, напротив, всегда тщательно украшали. На прялках, что одна лучше другой, то сказочная птица красуется, то невиданные цветы распускаются… Каждое из этих изображений – символический образ.

Так, птицы, сидящие на кусте, не просто павлин с павушкой. Это образ мужа с женой, алые цветы – дети их малые,  сказочные сады, среди которых они находятся – мечта о райской жизни.

Когда на прялке не работали, её расписанную часть вешали на стену как украшение.

Городецкие мастера украшали не только прялки, с них всё только начиналось. Мастера этого района изготавливали и расписывали короба, детскую резную игрушку – коней, птиц, упряжки.

Работа с пособием.

Задание «Как называется эта сказка?»

-Кто её автор? Что делают девицы?

Задание «Раскрась»

Перед вами городецкие узоры на доске. Раскрасьте рисунок до конца.

3.Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

-Давайте проверим, насколько вы меня слушали, и продолжим игру. Найдите, что лишнее (гжельские статуэтка, тарелка, кувшин; городецкая игрушка)? (лишняя –городецкая игрушка)

-Молодцы, А теперь ответьте, видели ли вы когда-нибудь городецкие узоры и где?

-Что ещё, кроме городецких игрушек расписывают городецкие мастера? (посуду, мебель, короба)

-Что вы запомнили сегодня?

-Что понравилось больше всего?

Спасибо, ребята, за отличную работу, за то, что вы меня внимательно слушали, наше занятие с вами закончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения

В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:«В гости к тетушке Ариши»

Дети входят в зал, их встречает воспитатель в роли тетушке Ариши (в русском народном костюме) Тетушка Ариша  Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла девочка...

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме: "В гости к Смешарикам"

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме: "В гости к Смешарикам"Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"...

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему "В гости к дымковским мастерам"

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «В гости к дымковским мастерам»Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно-...