Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Насекомые в природе: муравьи и пчёлы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бегун Екатерина Викторовна

В ходе образовательной деятельности  дети знакомятся  с разнообразием насекомых, закрепляют знания о строении насекомых, выделяют их отличительные общие признаки (наличие шести ног, усиков, туловище разделено на три части).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «Ручеек»  

Конспект по познавательному развитию в подготовительной   группе

Тема: «Насекомые в природе: муравьи и пчелы»

Цель: дать детям элементарные представления о классе Насекомых, рассказать о полезной деятельности муравьев и пчел и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнезда.

Задачи:

          Образовательные:

·        Познакомить детей с разнообразием насекомых, закрепить знания о строении насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, усиков, туловище разделено на три части).

·        Дать знания о жизни муравьев и пчёл в природе.

·        Учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания.

            Развивающие:

·        Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, способу передвижения.

·        Уточнить место обитания насекомых.

·         закрепить знания об общих признаках насекомых,

Воспитательные:

·        Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

·        Воспитывать интерес к наблюдению за насекомыми, доброжелательное отношение к окружающему

 

Оборудование: презентация, иллюстрации насекомых, аудиозапись «звуки насекомых», иллюстрация строения насекомого, картинки к игре «Кто, где живет», фигурки насекомых.

Предварительная работа: беседы о насекомых, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о насекомых.

 

 Ход ООД

Организационный момент

Воспитатель: Прослушайте и отгадайте следующие загадки:

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (Пчела)

Самый сильный на планете,
Бегает среди травы.
Дом построит лучший в свете,
На опушке у сосны.
Это — маленький трудяга.
Знаете разгадку вы? (Муравей)

Воспитатель: Правильно - это пчела и муравей.  Как их назвать одним словом? Ответы детей.

Воспитатель: Каких еще насекомых знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в мир насекомых.

Основная часть.

Воспитатель: Насекомые — древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Как вы думаете, кого больше на Земле насекомых или людей?  Ответы детей.

Воспитатель рассказывает о роли насекомых в природе.

Насекомые - это многогранное чудо живой природы, имеют на Земле свое особое предназначение, которое трудно переоценить. Они являются прекрасными опылителями, почвообразователями, санитарами природы, и что важно для человека - насекомые улучшают плодородие почвы, сдерживают чрезмерное распространение многих сельскохозяйственных вредителей, производят мед и лекарственные вещества, красители сочных цветов, шелк. Более половины нашего питания составляет растительная пища. И 15 % ее обязана своим урожаем насекомым-опылителям. Они опыляют и большинство растительных кормов для животных. Кроме того, нам доставляет наслаждение любование красотой причудливых форм, рисунков и расцветок тела, а также грациозностью движений. Только малая часть (около 1 %) насекомых, приносит невольный ущерб деятельности человека. Но это ничто по сравнению с той важной ролью, которую они играют в жизни людей и в поддержании природного экологического равновесия.

Воспитатель: Давайте рассмотрим строение насекомых.

Строение насекомых: 6 конечностей, голова, брюшко, грудь, усики.

Воспитатель: Как насекомые передвигаются? Ответы детей.

Воспитатель: Назовите способы передвижения насекомых. (Кузнечик, саранча, сверчок, бабочка, майский жук, божья коровка, муха, комар, стрекоза, пчела, муравей, гусеница). Ответы детей.

П/и " Летает, прыгает, ползает"

Воспитатель: Кто из вас знает, что может объединить этих двух насекомых: муравья и пчелу?

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: Почти все насекомые прячутся от дождя, солнца и непогоды в щели, ямки и т. д., а где живут муравьи и пчелы? В домиках.

Показ презентации

Воспитатель: Как называются эти домики? (Муравейник и улей).

Воспитатель: А дикие пчелы живут в дупле. И если пчелам люди помогают делать домики для жилья, то муравьи все делают сами.

Рассказ воспитателя о муравьях.

Муравьи ведут активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Муравьи - организованные насекомые и каждый муравей трудится для всего муравейника. Муравей способен поднимать груз, в несколько раз больше его самого. Живут муравьи в муравейникахМуравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.

Воспитатель: А крепок ли такой дом? Ответы детей.

Воспитатель: Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз. Как вы думаете, почему в одном направлении?  Ответы детей. 

Воспитатель: Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.

Воспитатель: Из чего муравейник строят муравьи?

Дети: Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

Воспитатель: Как вы думаете, какой высоты бывают муравейник? Ответы детей.

Воспитатель: Более метра.

Воспитатель: Как происходит в муравейнике разделение труда? Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого семейства муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их, прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона. Муравьи- воины смело защищают муравейник от не прошеных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков.

Воспитатель: Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы? Ответы детей.

Воспитатель: Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля. Это крошечное насекомое, которое вырабатывает молочко. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную жидкость.

Физкультминутка

Муравьишко потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,

 Лапки в стороны развел, Ветку видно не нашел

Чтобы ветку нам достать надо на носочки встать.

 

Воспитатель: Почему муравьев называют санитарами леса?

Дети: Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.

Воспитатель: В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом. Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же барсуки и лисы. Гнезда рыжих лесных муравьев используют как места ночевок кабаны. Некоторые птицы прилетают лечиться к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.  Муравьи -  полезные насекомые и нуждаются в нашей защите и охране.

Воспитатель: Еще один домик про который мы сегодня узнаем это улей. Это пчелиный дом – улей. В каждом улье живёт большая дружная пчелиная семья. В ней есть королева – самая главная – она мама и много – много рабочих пчел и трутней. В пчелиной семье есть самые смелые пчёлы – разведчицы. Ранним утром они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиками, лугов с огромными цветами.

«Разведчицы» возвращаются в родной улей и рассказывают другим пчелам, какие они нашли цветы, и какой дорогой до них лететь.

Строение улья: В верхнем этаже находится кладовая, где хранится готовый мед. На среднем уровне находится детский сад (личинки, яйца, молодые пчелки), т.к. там больше всего воздуха. На нижнем этаже располагается фабрика, куда загружается нектар и перерабатывается в мед. Чем питаются пчелки? Ответы детей.

Воспитатель: Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленными для них сахарными сиропами.

Физминутка

Давайте поиграем. Представьте себе, что вы – пчёлы. Вечером вы собрались на полянке и уснули. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза). А утром, теперь повторяем за мной:

Утром пчёлки проснулись, (встают открывают глаза)

Улыбнулись, потянулись, (Улыбаются и потягиваются).

Раз – росой они умылись, (Умываются).

Два – изящно покружились, (Кружатся).

Три – нагнулись и присели, (Наклоняются и приседают).

На четыре – полетели. (Летают и жужжат).

Заключительная часть.

Воспитатель: Чем отличаются пчелы и муравьи от других насекомых?

Воспитатель: Кто враги пчел? Ответы детей.

 Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы для человека и природы? Ответы детей.

Рефлексия.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? Ответы детей.

Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию детей старшей группы Тема: « Насекомые»

Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников в процессе общения с природой....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе Тема: "Круговорот воды в природе"...

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема "Насекомые"

Целью этой НОД было  развивать представление о многообразии насекомых в родном краю ,их приспособленности к условиям жизни,учить классифицировать насекомых и умению выражать мимикой,жестамии и пл...

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Конспект  по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» с использованием образовательных технологий опытно - экспериментальной деятельности с водой...

Конспект по познавательному развитию в средней группе Тема: «Окно в природу: живая и неживая природа»

Конспект  по познавательному развитию в средней группе Тема: «Окно в природу: живая и неживая природа»...