Перспективный план поисково- исследовательской деятельности во второй младшей группе 2023-2024 уч. год. Кружок «Хочу всё знать!»
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Вандышева Валерия Ивановна

Перспективный  план поисково- исследовательской деятельности во второй младшей  группе 2023-2024 уч. год. Кружок «Хочу всё знать!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный  план поисково- исследовательской деятельности во второй младшей  группе 2023-2024 уч. год. Кружок «Хочу всё знать!»

        

Пояснительная записка

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

 Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. В данной программе содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Весь практический материал построен с учётом перехода от традиционной дидактики к личностно – ориентированной, при этом базовой основой является государственный образовательный стандарт.

 Работа в кружке построена следующим образом:

 Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)

 Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимо для того, чтобы дети лучше усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.

Цель программы: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Базовые средства:

 Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы. 

Этапы организации и проведения опытов:

 1.  Постановка проблемы (задачи).

 2.  Поиск путей решения проблемы.

 3.  Проведение опытов.

 4.  Фиксация наблюдений.

 5.  Обсуждение результатов и формулировка выводов ироды.

Мотивация детей: Я – могу,  хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента:

 1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)

 2. Определение типа, вида и тематики.

 3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) .

 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

 5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.

 6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

 7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.

Разделы: вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа.

Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Хочу все знать!» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать!»

месяц

неделя

Тема недели

Задачи

Сентябрь

1

2

3

4

Вода. «Весёлая капелька»

 

Песок «Песочный городок»

 

Почва «Земля матушка»

Мини досуг «Кладоискатели»

1.Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса).

2.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.        

3.Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Октябрь.

1

2

3

4

Свет. «Солнечный блик»

 

Тень. «Моя тень»

 

Воздух. «Пляшущие бабочки»

Рисование «Лучики и тень»

1. Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет)        

2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов.

3. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека

Ноябрь.

1

2

3

4

Ткань. «В магазин ткани»

Бумага. «Для чего? »

  Железо. «Магнит»

 

Оригами.

1.Дать знания о свойствах ткани  (плотная, нельзя порвать руками, можно

 разрезать ножницами, намокает в воде)

2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение.

3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

Декабрь.

1

2

3

4

Стекло. «Калейдоскоп»

 

Дерево. «Тонет не утонет? »

Камень. «Домик черепашке»

 

Рисунки камешками.

1 .Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупко        .

2. Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку : тонет, плавает

3.Определить качества камней (вес, размер, цвет, форму, применение)

Январь.

1

2

3

4

Мука. «Колобок – румяный бок»

Краски. «Радуга - дуга»

Соль. «Тает, не тает»

 

Практическая часть «Тестомес»

1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму)

2. Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски

3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы)

Февраль.

1

2

3

4

Шампунь. «Прозрачный пузырь»

 

Мыло. «Кусает, не кусает»

Пластилин. «Мои руки волшебники»

 

Игра – развлечение «Мыльные пузыри»

1.Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере её использования.

2.Аналогично с шампунью.

3.Уточнить знания о свойствах пластилина, подвести к тому, что они схожи с тестом.

Март.

1

2

3

4

Снег. «Чисто – грязно»

 

Сосулька. «Кап кап и нету»

  Лупа. «Лучики снежинки»

 

Работа с пиктограммой.

1.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

2. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.        

3.Познакомить с увеличительным стеклом, понятием «линза». Свойствах, назначении, применении в жизни.

Апрель.

1

2

3

4

Магнит. «Собери игрушки»

Вода. «Кто пьет воду? »  

Картон «Бумажный дворец»

 

Просмотр видеофильма «Цель воды»

1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.

2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение, свойства, назначение).

Май.

1

2

3

4

Зеркало. «Всё наоборот»

 

Ветер. «Деревья проснулись»

 

Почва. «Аквариум»

 

Работа с коврографом.

1.Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение»

2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений,

 воспитывать интерес к изучению растений.        

3.Расширить знания детей о разновидностях почвы, выяснить специфику почвы в аквариуме (чем покрыто дно аквариума, почему, что ещё может быть на дне)

Июнь, Июль, Август.

Закрепление, повторение, обследование, манипу-ляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ.

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности.  Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;  увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности;  развитие уровня умственных умений дошкольников.

Диагностический инструментарий

Методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям  осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы   фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.

Вопросы к беседе с детьми:

Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?

С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?

Тебе нравится проводить опыты? Почему?

Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.

Расскажи, какие опыты проводят другие дети?

С кем ты любишь вместе исследовать?

Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности. Результаты отражены в мониторинге уровня освоения развивающего материала на основе итоговых занятий , наблюдений, бесед с детьми.

Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;

Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

Литература

 1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

 2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

 3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

 4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

 5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

 7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

 8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

 9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

 10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

 11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.  / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

 12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

 13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

 14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Хочу всё знать!»

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата....

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега»

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега»...

Конспект занятия поисково-исследовательской деятельности: Бумаге - вторая жизнь"

Это занятие позволить детям освоить основные свойтсва бумаги, а так же на опыте создать бумагу из ненужных листов. Так же у детей отрабатываются навыки мыслительной деятельности (умение выдвигать гипо...

Кружок "Хочу все знать!" средняя группа

Программа дополнительного образования "Хочу все знать!" средняя группа...

Программа дополнительного образования кружок "Любознайка"-поисково исследовательская деятельность

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объе...

Конспект поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему: "Свойства воды"

ПознаниеЦели:-выявить свойства воды (прозрачная, не имеет вкуса, запаха);-развивать мыслительные процессы, наблюдательность, умение делать вывод;-воспитывать интерес к поисково-исследовательской...

Кружок "Хочу всё знать"

Кружок по познававтельному развитию "Хочу всё знать" в средней группе...