Сценарий открытого занятия по знакомству с городами России в рамках Всероссийской акции "История семьи - история страны. Екатеринбург"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нещадым Надежда Николаевна

Сценарий открытого занятия по формированию у детей понимаиня огромности, величия, богатства нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад №7 комбинированного вида»

 Структурное подразделение по адресу  п. Новый Свет  36а          

Сценарий открытого занятия по знакомству с городами России

в рамках Всероссийской акции

«История семьи – история страны. Екатеринбург» 

Для детей разновозрастной группы 6-7 лет  

Дата проведения: 17.04.25

Разработан:  Нещадым Н.Н.

Цель: формирование у детей понимания огромности, величия, богатства нашей страны

Задачи:

  1. Обогащать знания детей о городах России
  2. Развивать творческие способности детей, расширять их кругозор, развивать мелкую моторику
  3. Воспитывать культуру индивидуальной и коллективной работы

Оборудование:

  1. Ноутбук, колонки, видео, слайды, презентация
  2. Магнитная доска, магниты городов России
  3. Указка
  4. Элементы герба Екатеринбурга для игры «Собери герб»
  5. Костюм «Хозяйка Медной горы»
  6. Шкатулка (малахитовая шкатулка)
  7. Бусины (картонные), шнуровка, карточки с образцами вариантов для игры «Собери бусы»
  8. Брошюра, раскраски, кристаллы

Ведущий: Внимание на экран.

Мультфильм «Мы живём в России» (0,58 мин)

Ведущий: Действительно, наша страна большая и городов в ней много. Давайте вспомним, о каких  городах  мы с вами уже поговорили на предыдущих занятиях.

Дети: Санкт-Петербург, Москва, Сахалин.

Ведущий:  Молодцы, помните!  Наверняка, вы все со своими родными путешествовали по городам нашей Родины и привозили из путешествия сувениры, например магнитики:

Дети группы Колокольчик называют города

 и приклеивают магниты городов к магнитной доске

Ведущий: Это лишь маленькая толика названий городов.  Сегодня мы отправимся в путешествие на Урал и познакомимся с городом Екатеринбург.

Видео  «Урал. Опорный край державы» (0,40 мин)

Ребёнок читает стихотворение «Екатеринбург»

Артём Ф.

Екатерина, значит быть тому…

Есть град Петра и назван он столицей,

Но лишь известный богу одному святой, и в честь императрицы.

Уральский город на семи ветрах,

Семи холмах и на семи болотах.

Святые все живут на небесах

И в этот мир приходят неохотно.

Но кто-то должен дело охранять

Следить с небес, чтоб в город на Исети

Не смог проникнуть ни варнак, ни тать

И чтоб никто не плел здесь козни-сети,

Но чтобы в горнах плавилась руда

И выплавлялось чистое железо,

Чтоб жизнь бурлила, как в реке вода,

Везде вокруг, до самых дальних весей…

Ведущий: Внимание на экран.

Видео «Екатеринбург. Современность. Прошлое» (1,04 мин)

Ведущий: 

Екатеринбург занимает третье место в России (после Москвы и Санкт-Петербурга). Город называли «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

Екатеринбург возводился как столица края для того, чтобы освоить богатства Уральских гор – железную и медную руду, самоцветы, лесные богатства. Началось сооружение горного завода-крепости по приказу Петра I, назван город в честь императрицы Екатерины I.

Слайд «Карта. Крепость»

Конечно, для работы завода была нужна энергия для приведения в действие механизмов, для этого возвели плотину на реке́ Исеть — гидротехническое сооружение. Слово «гидра» в переводе с греческого означает «вода».

Впоследствии плотина многократно перестраивалась. Сейчас, среди местных жителей за плотиной и прилегающей территорией сквера закрепилось название «Плотинка» Это традиционное место массовых народных гуляний и праздников.

Слайд «Плотинка»

Ведущий: Вы, наверное, заметили в углу слайда небольшую картинку, это герб Екатеринбурга. Герб собран из символов, а что означают эти символы, расскажут ребята.

Выступление детей «Что нам расскажет герб?»

Дима С., Дарина Т., Артём Н., Ульяна В., Костя К., Даша К.

  • Щит разделён на два цвета зелёный, малахитовый – это символ зеленого лесного богатства этого края, а также знаменитого поделочного камня – малахита. И золотой – богатство Урала.
  • Верхняя часть щита похожа на крепость, которой был Екатеринбург в первые годы существования.
  • Волнистая голубая полоса в нижней части, река Исеть, соединяющая историю и современность, Европу и Азию.
  • Держат герб медведь – европейский символ, и соболь - символ азиатский. Животные стоят за пределами щита, высунув языки и оскалив зубы, - ведь они охраняют город. Золотая лента в самом низу герба является символом столичности Екатеринбурга, он является центром Свердловской области.
  • Корона имеет пять зубцов и лавровый венок – Екатеринбург называют столицей Урала.
  • А ещё на гербе мы видим изображение похожее на колодец. Это старая шахта. И доставляли из неё не воду, а железную руду.  Её отвозили на железоделательные заводы, плавили в сталеплавильных печах – такая печь тоже есть на гербе. А из железа делали станки, механизмы, пушки, ружья.
  • Кристаллы – символ самоцветов Урала.

Игра «Собери герб»

Пригласить 10 детей на игру по 2 ребёнка от каждой группы

Ведущий:  Екатеринбург дал России  талантливых писателей.

Видео «Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов» (1,17 мин)

Ведущий:  В библиотеке нашего сада есть книги этих писателей (показ книг).

Кто запомнил имена писателей?

Ведущий: Внимание на экран.

Видео «Месторождение» (0,36 мин)

Физкультминутка (1,20 мин)

Дети группы Колокольчик показывают движения

Мы шли, шли, шли

Шаг на месте

Вход в пещеру мы нашли,

Соединить пальцы рук над головой «горой»

Но не знаем, как войти…

Поднять-опустить плечи

Постучали: тук-тук-тук

Постучать кулаком об ладонь

Где-то слышен странный звук

Поднести руку к уху

Вдруг пещера отварилась

Развести руки в стороны

И Хозяйка появилась

Поклон

Пригласила в гости нас

Посмотреть «тигровый глаз»

Одна рука к груди, другая - «приглашение»

По пещере мы идем

Шаг на месте

Много камушков найдем

Показать все пальцы

Вот один, а вот другой,

А вот третий под ногой

Загибать пальцы, начиная с большого

Мы в пещере побывали

Соединить пальцы рук над головой «горой»

Много нового узнали,

Показать все пальцы

Малахиты, изумруды,

аметисты и сапфиры,

яшма, змеевик, алмаз,

гранат, хрусталь и топаз.

Сжимать и разжимать пальцы рук

Нас Хозяйка проводила

Шаг на месте

На прощанье подарила

Руки перед собой «мисочкой»

Много сказочных камней

Показать все пальцы

Для воспитанных детей!

Руки прижать к груди

Выход Хозяйки медной горы

Выходит ребёнок со шкатулкой,  Саша Ш.

Ребёнок читает стихотворение:

Богата хозяйка Медной горы:

В покоях её золотые ковры,

Хрустальные люстры, алмазные арки..

Какие, представьте, нужны ей подарки,

Если у этой хозяйки гора

Полна малахита и серебра?!

Ведущий: Екатеринбург город-завод. Город-крепость. А еще, город мастеров.

Хозяйка Медной горы: Помогите мне ребята бусы собрать!

                                         

Правила же здесь просты –

продолжи ряд, внимательно смотри!

Игра  «Собери бусы»

Предлагаются круги, вырезанные из разноцветного картона. Детям предлагаются образцы, на которых в разных вариантах чередуются разноцветные круги (самоцветы). Определив закономерность в чередовании цветов, дети выкладывают бусы, дублируя образец.

Пригласить 10 детей на игру по 2 ребёнка от каждой группы

Ведущий: Внимание на экран.

Кроссворд в загадках

Ведущий: Разгадав этот кроссворд, узнаем слово как называют полезные ископаемые, находящиеся в недрах Земли.

П

М

С

Л

А

О

Г

О

М

Б

О

Т

И

М

У

Б

О

Р

М

И

Н

Е

Р

А

Л

Ы

А

Н

Д

А

Ж

Ь

Л

А

В

Л

О

А

Е

В

Х

Д

И

Ь

Т

1.Это слово есть  фамилия.

Есть приставка к слову – Сибиряк.

Имя Дмитрий у писателя,

А фамилия то как? (Мамин)

5. В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец …
(Соболь)

2. Он автор сказов об Урале,
Горе, не в камне, а в металле.
Знал жизнь обычных горняков,
Фамилия его? … 
(Бажов)

6. Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь туристам интересно

Вверх идти по тропке. (Горы)

3. Европа и Азия сходятся здесь,
К тому же сокровищ там просто не счесть.
К названию гор этих каждый привык,
Когда-то назвали в честь них грузовик.
В сказаньях своих их Бажов воспевал
Те самые горы. Им имя — …
(Урал)

7.Он тайги хозяин строгий,

Любит спать зимой в берлоге,

А когда начнёт реветь,

Знай, поблизости... (Медведь)

4. На виду у детворы
Речка прыгает с горы.
Как она не разобьётся?
А река в ответ смеётся:
— Я не просто прыгаю,
Я турбину двигаю.  
(Плотина)

8. То шкатулка не простая,
В ней каменья, не пустая.
И не золотом расшита,
Вся она из …  
(Малахита)

Ведущий: Внимание на экран.

Видео «Достопримечательности Екатеринбурга» (2,30 мин)

Ведущий:  Как говорилось выше, город Екатеринбург находится в двух частях света, на месте этой невидимой границы установлен монумент «Европа – Азия».

Ведущий:  Ребята, подошло к концу наше путешествие. На память, хочется подарить вам  брошюры о Екатеринбурге и раскраски с гербом этого города, а также кристаллы.

Ведущий:  Окажись, вы в Екатеринбурге, хотели бы постоять одной ногой в Европе, а другой в Азии?

Дети: Да!

Слайд Монумент Европа - Азия

Дети выходят к экрану


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий, проводимых в рамках Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – молодых защитников Природы» в ДОУ в старшей группе

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на  духовный мир ребенка­дошкольника трудно переоценить. Приро...

Проведение Дня Эколят в рамках Всероссийской акции «Россия – территория Эколят – Молодых защитников Природы»

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения, как одно из приоритетных направлений в системе образован...

Сценарий проведения тематического вечера "История семьи-история страны!"

Сценарий проведения тематического вечера «История семьи-история страны!»Формирование   у дошкольников чувства любви к Родине  происходит через осознание   основных...

Сценарий открытого занятия по теме «Вместе мы - Россия».

Цель:Воспитание чувства любви и уважения к Родине, знакомство с культурным многообразием России, укрепление дружеских отношений в детском коллективе.Задачи:Познакомить детей с символами России (флаг, ...

Всероссийская акция «История семьи – история страны»

Опыт участия во Всероссийской акции «История семьи – история страны»...