Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истории родного микрорайона «Моя Малая Родина- Осиновая Роща».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Королева Татьяна Николаевна

Конспект по ознакомлению с историей родного микрорайона Осиновая Роща, как части большого города.Расширить представления и знания детей об истории, культуре, истории родного микрорайона.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истории родного микрорайона «Моя Малая Родина- Осиновая Роща».

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре микрорайона посредством создания условий для осознания принадлежности к своей Малой Родине, к историческому и культурному прошлому.

Задачи

Образовательные:

1.         Формировать представления детей о том, чем славен микрорайон Осиновая Роща.

2.         Расширить представления и знания детей об истории, культуре, истории родного микрорайона.

3.         Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

1.         Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования исторических объектов.

2.         Активизировать словарь по теме, развивать диалогическую и монологическую речь, память, воображение, художественно-эстетический вкус

3. Развивать проявления постоянного интереса к родному краю, бережному

отношению к природной среде и историко-культурному наследию.

Воспитательные:

1.         Воспитывать эмоционально -ценностного отношения к историко-культурному наследию родного микрорайона.  

2. Формировать у дошкольников нравственные качества через ознакомление с культурой родного микрорайона.        

3. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность

4.Воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.

Ход занятия.

Приветствие. (Дети здороваются)

Мы с вами будем говорить всегда красиво, чётко и неторопливо.

Внимательно слушай, (другим- не мешай)-дети

Когда тебя спросят, (тогда- отвечай)! –дети.

Прямо пойдёшь-ничего не найдёшь,

Налево пойдёшь-гостей найдёшь,

Направо пойдёшь-что-то необычное найдёшь.

Воспитатель:

-Ребята, говорить сегодня мы будем о Родине.

-Что такое Родина? Как вы понимаете это слово? (ответы детей).

Воспитатель-Родина – это страна, в которой мы живем.

- Как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)

 На презентации появляется карта РОССИИ.

Воспитатель-Страна наша очень большая.  Самая большая в мире. В ней очень много городов и маленьких, и больших.

А мы с вами живем в очень красивом городе. Он называется (ответы детей)

- Санкт-Петербург.

На презентации появляется карта Санкт-Петербурга.

Воспитатель - Вы родились в г. Санкт-Петербург, и он является вашей малой Родиной. Частичкой большой Родины- страны.

Санкт- Петербург уникальный город. В нем очень много достопримечательностей.

 А наш микрорайон Осиновая Роща- это маленькая часть большого города.

 На презентации появляется карта Осиновой рощи

Воспитатель-Давайте посмотрим на карту нашей Осиновой рощи. Здесь сейчас изображены современные здания- дома, школа, детские сад.  И они появились совсем недавно.

А ведь раньше здесь все было по-другому.  

И сейчас отправимся в небольшое путешествие по нашей Осиновой Роще. И познакомимся по ближе с нашими достопримечательностями.

 - Готовы?

Воспитатель - Начать свое путешествие я предлагаю с истории возникновения названия нашего микрорайона.

- Знаете ли, вы ребята, почему наш микрорайон называется Осиновая роща?

 (ответы детей)

Воспитатель-Сегодня название вызывает скорее недоумение, так вокруг мало осин для того, чтобы можно было смело назвать рощу- осиновой. Да и ос здесь нет.

Краеведы — это люди, занимающиеся историей нашего края, не могут точно сказать откуда появилось такое название. Возможно, в далекие времена здесь и было много ос или осин.

А что появилось первым в Осиновой Роще. мы сейчас узнаем. Я предлагаю отправиться к столам. Здесь нам приготовлено задание. Выполнив его –, мы получим ответ.

Задание «Редут».

Подходим к столам, где лежат задания.

Воспитатель -На столах лежат листы с заданием. Оно состоит из двух частей.

Первая часть задания – соединить точки линией по порядку. И у вас получится геометрическая фигура.

Вторая часть задания – На квадраты рядом с цифрами - нужно расположить соответствующие буквы. Но для этого вам надо решить примеры. Ответ — это цифра, на которую необходимо расположить соответствующую букву.

Воспитатель -Какая фигура получилась у вас?  – (звезда.)

-Какое слово у нас получилось? (редут)

-А что такое редут, вы знаете ребята? (ответы)

Воспитатель -Редут – это защитное сооружение для круговой обороны, окруженное земляным валом и рвом с водой. Или еще по-другому называют крепость.

Воспитатель - Кто может сказать почему Редут и изображение звезды у нас получилось? (ответы детей)

Переворачиваем картинку – там изображение Звезды.

Воспитатель -Да, Осиновецкий редут представлял собой пятиугольное укрепление, крепость в форме звезды.

Он был построен почти 230 лет назад для обороны Санкт-Петербурга от Шведских войск. Считается, что это была деревянная крепость. До наших дней сохранился только земляной вал и ров.

Сейчас земляная крепость «Осиновецкий редут» входит в зону, охраняемую государством. Многие люди, которые увлекаются историей специально приезжают полюбоваться земляным рвов Осиновецкого редута.

Воспитатель - А вы знаете, что наш Осиновецкий редут имеет свою легенду?

Хоть крепости давно нет, но сохранилась легенда, что под крепостью есть система подземных ходов. Возможно, благодаря наличию подземных ходов весной или во время сильных дождей вода во рве крепости не задерживается.

Воспитатель -  Ну что, двигаемся дальше.

(На мольберте фотографии современных домов.)

Воспитатель -Вот такие дома сейчас в нашем микрорайоне.

Но раньше Осиновой рощей владели богатые дворяне. И жили они не в простых домах, а в роскошном дворце.

(Фотография деревянного дворца.)

Воспитатель-Дворцы отличались, тем что их фасад всегда украшали красивые резные окна с наличниками, высокие колонны. Балкон украшала красивая балюстрада- резные перилла. А на крыше размещали- бельведер. Это такая надстройка, которая позволяет обозревать окрестности. Потому что у нее окна по кругу расположены. это слово переводиться – «Прекрасный вид»

И я предлагаю сейчас вам предстать в образе архитекторов и построить дворец. Вы будете работать в команде, все вместе и дружно, помогая друг другу.

Выполняют задание на мольберте- из отдельных частей собирают фасад дворца.

Воспитатель - Молодцы, красивый дворец у вас получился. Давайте повторим из каких частей мог состоять дворец (ответы детей)

- А как выглядел дворец в Осиновой роще нам помогут увидеть сохранившиеся фотографии и описание того великолепного деревянного дворца. Давайте пройдем дальше.

(На стенде фотографии дворца и внутренних интерьеров).

Воспитатель -Это был большой деревянный дворец с балконом и высокими колоннами. Большие красивые окна и балкон выходили на озеро.   На крыше располагался бельведер. Широкие мраморные ступени у входа, со скульптурами сфинксов- с лицом женщины и телом льва.

Можно было спуститься к озеру или прогуляться по парку или саду. Вокруг дворца был красивый сад для прогулок у озера. (фотографии)

Внутренне убранство поражало своей красотой. Для торжественных приёмов имелась большая гостиная. Посмотрите, как красиво было в этой прекрасной гостиной. Стены покрывали текстилем. Красивые скатерти на столах.  На стенах много картин. Удобные кресла, небольшой  сундук с самыми важными фамильными документами. Камин, который согревал в холодное время года. в холодное время года камин помогал согреться (фотографии)

На 2 этаже - гостиные, личные покои членов семьи (фотографии)

Это тоже были просторные комнаты. Красиво украшены 

Воспитатель: -К сожалению, вся эта красота не сохранилась.

Но мы с вами готовы двигаться дальше.

- Ребята, вы, наверное, слышали, что наш дворец иногда называют усадьбой. А что такое усадьба? (ответы детей)

Воспитатель -Усадьба — это не только сам дворец, но вся окружающая его территория – и красивый большой парк и другие строения.

И сейчас пройдем дальше.

(На мольберте фотографии парка на стенде парка)  

Воспитатель - Ребята. Вы все были все в нашем парке и видели какие красивые аллеи в парке и озера. - а можете назвать, какие деревья посажены в нашем парке? (ответы детей)

Он был разбит более 150 лет назад. В парке были специально привезены и высажены лиственницы и пихты, дубы, вязы, ясени, а также там произрастают деревья, характерные для наших мест – ели, березы. Сквозь века дошли до нас красивые аллеи парка. Сейчас парк относиться к памятникам природы. А еще красоту парку придают живописные озера. В прошлом все они соединялись каналами, которые сейчас пересохли и заросли.

Воспитатель -Ребята, а вы знаете названия наших озер? (ответы детей)

Чтобы проверить правильность ответов. Нам надо расшифровать эти названия.

 Давайте разобьемся на три команды, и каждая команда найдет название на своей карточке.

 Выполняют в парах на столах- найти зашифрованное название озер  

Найденные названия крепят к фотографиям на мольберте.

Воспитатель: - Молодцы? Озера, конечно, тоже являются нашими достопримечательностями.

- Двигаемся дальше. Пройдемте к экрану.

Воспитатель -А здесь, чтобы узнать следующие достопримечательности, нам надо решить логические задачи- кроссенс.

У вас будут подсказки, которые помогут. Внимательно слушаем.

Кроссенс

1 .Загадки

Они в степи так грациозны,

Беря барьеры виртуозно.

Несутся быстро- не тихони.

Летят быстрее ветра … (кони)

Очень много окон в нем.

Мы живем в нем. Это … (дом)

Воспитатель - Что может объединять дом и коней? Это….Конюшня.

Да- это конюшня, она была построена больше 100 лет назад. А сейчас там конноспортивная школа и здание находиться в хорошем состоянии.

2. Загадки

Очень нам она нужна.

Без нее прожить нельзя.

Пью ее, ей мою руки,

Умываюсь рано утром

В каждом доме есть всегда

В кране чистая ….  (вода)

Носим воду из реки

Носим воду в две руки

Надо, чтобы воду нес

Электрический …..(насос)

Бывает смотровая,

Бывает сторожевая,

Бывает одинарная,

Бывает пожарная…(башня)

Воспитатель - Что может объединять воду – башню и насос?  Это водонапорная башня

Водонапорная башня, тоже построена больше 100 лет назад. И обеспечивала усадьбу, конюшни и постоялый двор, где жили работники- чистой питьевой водой. К сожалению, она остается заброшенной и разрушается практически на глазах

Фотография -  церковь

Воспитатель_ У нас в Осиновой роще есть своя церковь- Василия Великого. Она тоже является украшение нашей Осиновой Рощи.

Воспитатель- Сейчас давайте подойдем к карте нашей Осиновой Рощи.

И я предлагаю составить интерактивную карту с достопримечательностями нашей Осиновой Рощи.

Для этого вам необходимо выбрать из макетов наши, Осиновецкие достопримечательности. Только помним, что макетом может быть, только созданный человеком объект. Природные объекты уже изображены на карте.

Итог — Вот такая интересная история у нашей Осиновой рощи. Мы сегодня с вами совершили путешествие к достопримечательностям. Вспомнили, что знали о них, я надеюсь узнали еще много нового и интересного.

 А мы с вами должны заботиться об истории, беречь память веков. А может даже кто-нибудь из вас вырастет и сможет воссоздать нашу усадьбу с дворцом, Зверинцем и Крепость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой край - Кубань моя родная»

Конспект занятия   в подготовительной группеТема: «Мой край - Кубань моя родная»...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. "Колыбель истории. Санкт - Петербург"

данный материал поможет педагогам обобщить и углубить знания детей о городах России...

Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Русский быт"

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Конспект занятия в средней группе (4-5 лет) по нравственно – патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина» Путешествие по родной сторонушке.

Цели:  расширение знаний о Смоленском крае, развитие общеучебных умений и навыков; воспитание самостоятельности,  сотрудничества, общительности; развитие внимания, памяти, речи, мышления, тв...