Комплексное познавательное занятие по экологии для детей старшей группы «Зов леса».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Хочу поделиться с вами сценарием занятия по экологии для старшей группы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование положительного отношения к окружающей среде — земле, воде, флоре, фауне. Через игру дети исследуют окружающий мир и перенимают взрослые шаблоны поведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное познавательное занятие по экологии для детей старшей группы
«Зов леса».
Программное содержание:
Цель: Закрепить обобщенные представления детей о растениях.
Задачи: 1. Способствовать закреплению обобщенных представлений по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель
2. Повторить с детьми нормы и правила поведения человека в природе и ее охране.
3. Закрепить знания детей о поведении животных жарких стран через пантомиму.
4. Воспитывать доброту, любовь к окружающему миру.
Предварительная работа:
1. Серия наблюдений за растениями: деревьями, кустами, травянистыми растениями. Опыты «Растения - живые существа». Экскурсия в Ботанический сад, сквер.
2. Чтение рассказов «Экология в картинках», «Знакомство с окружающим миром» Шаригиной Т.А.
Ход занятия:
Звучит музыка, дети в спортивной форме с рюкзачками за спиной заходят в зал.
Воспитатель: Ой, как долго мы шли, а вот и опушка леса. Давайте передохнем вот под этой елочкой. Какая она? (пушистая, зеленая, лохматая, высокая)
Посмотрите внимательно вокруг, кажется я что-то вижу.
(Дети находят под елкой корзину. В ней лежит письмо и напоминающие знаки)
Воспитатель: Дети, что же лежит в корзине? Какие-то странные знаки и письмо. Давайте рассмотрим знаки и узнаем, о чем они. Давайте разложим знаки так: знаки «разрещающие» мы поставим к веселому человечку, а «запрещающие» – к грустному.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы вспомнили, как нужно вести себя в лесу. Но что же еще лежит в корзине?
(Дети достают из корзины письмо и план-карту. С помощью воспитателя читают письмо от Лесовичка, в котором он просит навести в лесу порядок. Виновником беспорядка стал проказник Леший. А с помощью карты можно добраться до леса и помочь его обитателям.)
Воспитатель: Ну, что же надо спешить. Сейчас еще раз сверимся с картой и определим направление по компасу.
(Дети сверяются и определяют первое обозначение, на котором нарисована картинка с перемешанными деревьями, кустарниками и травами.)
Воспитатель: Ой! Какой тут беспорядок! А почему растения без листьев? (Ответы детей) Давайте наведем порядок! (Дети раскладывают картинки к моделям)
Воспитатель: Дети, а почему вы разложили картинки именно так? Чем они отличаются? Как можно назвать их одним словом?
(Дети дают краткую характеристику растениям)
Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе нарисуем общие признаки растений на этом сугробе и оставим этот рисунок для Лесовичка, чтобы он все запомнил и, если снова случится беда, сумел сам навести порядок. А тем временем мы с вами очутились в лесу.
(Звучит музыка. Слышится пение птиц.)
Воспитатель: Что-то здесь не так! Опять Леший шалит. Скажите, пожалуйста, в какое время года можно услышать такое пение птиц? А какое время года сейчас? Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Ответы детей. Звучит музыка характерная для зимы. Звуки метели, вьюги.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще нарисовано у нас на карте. (Плачущие звери, озеро.) А вот и лесное озеро. Какое оно? (зимнее, холодное, ледяное, грустное, снежное) Но что-то там происходит. Смотрите, ворона в проталине плавает, заяц на куст взобрался, а рыбы под кустом сидят! Что они там делают? Может они там живут? Если - нет, то надо им помочь! (Дети расставляют все картинки с изображениями животных по экосистемам.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Я бросаю вам по очереди снежок и задаю вопрос, а вы отвечаете. Рыба живет на дереве? Белки живут в воде? Утка живет под водой? Муравей живет в гнезде? И т.д. Очень хорошо. Животных мы расселили. А вот смогут ли выжить животные, если будут не приспособлены к этим условиям? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Что же там нарисовано еще? (Знак «Привал») Правильно, пора и отдохнуть, погреться у костра, испечь картошку.
(Воспитатель предлагает детям развести костер под кустом. Дети поправляют и объясняют, почему нельзя этого делать.)
Воспитатель: ОЙ! Посмотрите, вот и дрова. Наверное, Лесовичок о нас позаботился. (Дети складывают костер, кладут картошку, ведут беседу, читают стихи)
Берегите землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите!
Воспитатель: А вот и картошка испеклась! Ой, какая она ароматная, горячая, вкусная! Ну, что ж отдохнули? Пора в обратный путь собираться, но что мы должны сделать прежде, чем уйти? (Потушить костер, убрать мусор, забрать с собой остатки пищи, сложить в сторонке дрова для других туристов.)
Воспитатель: Ой! Ребята, а где же карта? (Ищет, не находит) Наверное ее Леший украл. Придется идти без нее. Но что-то я совсем замерзла. Ах! Как здорово бы было сейчас оказаться здесь в теплый летний денек и послушать пение птиц !А куда же они все подевались?(Улетели на юг, в теплые края)
Воспитатель: А давайте мы все вместе превратиться сейчас в перелетных птиц и тоже отправимся на юг! Летим через реки, леса, моря в теплые края! (Дети изображают птиц, передвигаются по залу)
Воспитатель: Что-то жарко стало. Куда это мы попали? Какие теплые континенты вы знаете? (Африка, Южная Америка, Австралия) Но что это я там вижу? (Макет вулкана) Правильно! А как вы это узнали? (Извержение, дым, раскаленные камни, лава). Посмотрите, какая буйная зелень у подножия вулкана, как поют птицы. (Звучит фонограмма пения птиц, отрывок из песни «Красная шапочка») Как вы думаете, куда мы попали? (В Африку)
Воспитатель: Сотрите, ребята, кто-то к нам идет. (Появляется абориген) Кто ты? Как тебя зовут?
Абориген: Я – Мастелло! Я коренной житель Африки. А вы кто? Из какой страны и как сюда попали? (Из далекой России, у нас сейчас зима и холодно, и мы как птицы прилетели в теплую Африку) Рад вас приветствовать у себя на родине. Скажите, а знаете ли вы что-нибудь про Африку? Например, знаете ли вы, какие животные есть на моем континенте?
Воспитатель: Мастелло, конечно же мы знаем и сейчас даже покажем. ( Дети под музыку показывают с помощью пантомимы разных животных, Мастелло угадывает)
Мастелло: Как здорово у вас получилось! А теперь давайте станцуем вместе мой любимый танец.(Звучит песня «Чунга-чанга», дети вместе с аборигеном танцуют.)
Воспитатель: Мастелло! Нам очень понравилось у тебя в Африке! Спасибо за гостеприимство! Но нам пора возвращаться домой! Мы тебя тоже приглашаем к нам в гости и обещаем показать всех животных, которые живут в наших лесах. (Звучит звук метели и вьюги)
Воспитатель: Ой, что-то стало холодно! Да мы уже дома! Смотрите, а вот и наша карта, видно Лешему стало стыдно, и он нам ее вернул. Давайте посмотрим, что там еще нарисовано, все ли мы задания Лесовичка выполнили. Что же это за маленькая яркая точка? Да это же маленький уголек, который я захватила из нашего костра. Давайте же все сядем вокруг него, протянем к нему руки и ощутим его тепло и передадим это тепло друг другу. Вспомните, что с нами произошло сегодня, сколько добрых дел мы сделали, где побывали, кого повстречали? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по закреплению знаний детей старшей группы о лесе и о деревьях «Путешествие снежинки»
Целю является закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный, о деревьях (хвойное, лиственное) ; упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов....

Конспект занятия по закреплению знаний детей старшей группы о лесе и о деревьях «Путешествие снежинки»
Целю является закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный, о деревьях (хвойное, лиственное) ; упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов....

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «О чем рассказывают камни».
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «О чем рассказывают камни»....

Познавательное занятие по экологии для детей подготовительной группы «Любознательные гномики"
Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», &laq...

Конспект по экологии для детей старшей группы «Книга леса»
Показать взаимосвязь, взаимодействие живой и не живой природы.Систематизировать знания детей о правилах поведения в лесу....

Конспект комплексного познавательного занятия « Путешествие на Северный полюс» старшая группа
интеграция областей речевое развитие, познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие...

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Книга леса»
Цель: Создать условия для познавательного развития детей через закрепление представлений об экосистеме леса.Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления о лесе и его обитателях. Показать ...
