Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему: «Что из чего сделано?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Грачева Татьяна Сергеевна

Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, ткани, бумаге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  познавательного занятия в старшей группе на тему: «Что из чего сделано?»

 

 

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность, познавательно-исследовательская.

Цель: Познакомить детей с материалами, из которых сделаны предметы, окружающие нас в повседневной жизни.

 Программное содержание:

 -Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, ткани, бумаге.

- Развивать умение различать их по свойствам и качествам. 

- Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

-Воспитывать бережное отношение к вещам.

Предварительная работа: рассматривание картин, чтение стихотворений,   рассматривание предметов сделанных из разных материалов (дерева, металла, пластмассы, резины, стекла, бумаги, ткани). Чтение художественной литературы:  К Чуковский «Федорино горе»; В.Орлова «Сказка о стеклянном человечке». Отгадывание загадок.

Оборудование: стол с различными предметами, конверты с разрезными картинками; тазик с водой, образцы: деревянные, металлические, стеклянные, резиновые, пластмассовые; мяч.

Предполагаемые результаты: дети познакомятся с разными материалами, из которых сделаны предметы, окружающие нас и научатся их различать и сортировать.

   

Ход занятия:

1.Вводная часть.

 - Здравствуйте дети, усаживаемся поудобнее. Мы сегодня поговорим с вами о том, что из чего сделано. А для начало отгадаем загадки  (предметы отгадки в коробочке.)

Цветной Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт, там след кладёт.

Любит нос везде совать, и чертить и рисовать.

Все раскрашивают сами, разноцветными носами(Карандаш)

Металлический Антошка на очень тонкой ножке,

По головке постучишь что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук да стук. (Гвоздь) 

Звонкий, громкий и прыгучий

Улетает аж за тучи

 И на радость детворе

Звонко скачет во дворе. (Мяч)

Красивый и праздничный этот сосуд.

И если в квартиру цветы принесут,

 То тут же обрежут и сразу.

 Поставят заботливо в (Вазу)

В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

 Это первая игрушка

 Под названьем... (погремушка)

Сделали дочке,

Красивую прическу.

А теперь знать бы,

Какое надеть ей …(платье)

Ты бела как мел. Не смята и чиста.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписана будешь ты рукой?(бумага)

-Молодцы, ребята, загадки отгадали.

 

 Игра «Сгруппируй предметы».

 - Ребята, на столе вперемешку лежат различные предметы. Давайте выясним, что это за предметы, что вы знают о них, из чего они сделаны.

- А теперь сгруппируйте их по материалам, из которых они сделаны. Из каких же материалов они сделаны? (дети называют материалы: стеклянные, деревянные, пластмассовые, резиновые и металлические).

- Ребята, у нас шесть материалов, мы сейчас с вами испытаем их на прозрачность, через какой материал мы  можем посмотреть.

 Правильно, посмотрим через стекло – прозрачное; дерево – непрозрачное; резина – непрозрачная; пластмасса – непрозрачная; металл – непрозрачен, бумага- непрозрачная

- А теперь проведите тихонечко по материалам, какие они на ощупь: стекло – гладкое; дерево – шероховатое; резина – гладкая; пластмасса – гладкая; металл – гладкий, бумага- гладкая

- А теперь нам нужно узнать что легче, а что тяжелее воды, как мы это узнаем (опустим их в тазики с водой, если утонет то оно тяжелее, а если нет - легче) правильно. Берем по очереди: стекло – тонет - тяжелое; дерево – плавает - легкое; резина – плавает - легкая; пластмасса – плавает - легкая; металл – тонет – тяжелый, бумага- лёгкая

- Ребята, кто мне скажет какие наши материалы на прочность: стекло – твердое, но хрупкое; дерево – твердое, но оно ломается; резина – упругая, но она рвется; пластмасса – твердая, но хрупкая; металл – твердый и прочный. Бумага рвётся

- А кто из вас знает, чем можно порезаться? (стеклом, металлом). Правильно, молодцы.

- А теперь выясним последнее свойство, давайте постучим по ним каким-нибудь предметом. Какой материал звонкий? (металл).

-Делаем вывод:

стекло - прозрачное твердое, гладкое, хрупкое, тонет, режет;

дерево- непрозрачное, твердое, ломается, плавает;

резина- гладкая, упругая, плавает, рвется;

пластмасса - легкая, гладкая, хрупкая, плавает;

металл - тяжелый, звонкий, непрозрачный, прочный, тонет.

Бумага -лёгкая, непрозрачная, рвётся 

- Ребята, а можно ли из бумаги сделать зонт, почему? Можно ли из стекла сделать ложки и вилки, почему? Можно ли из металла сделать окна, почему? Можно ли из дерева сделать ножи, почему? Можно ли из резины сделать столы, почему? Можно ли из дерева сделать кастрюлю? Можно ли из пластмассы сделать галоши, почему? Можно ли из металла сделать мячи, почему?

 Игра «Разрезные картинки».

Дети делятся на несколько групп по количеству предметов. Каждой группе дается конверт с разрезной картинкой (стол, стакан, мяч и т. п.).

Дети собирают предмет, затем, не показывая его, по очереди загадывают друг другу загадку о том материале, из которого он изготовлен.

 Игра «Закончи предложение».  

- Дети встаем полукругом. Я бросаю мяч и начинаю предложение, а у кого окажется мяч заканчивает его.

Например: мяч делают из...; из стекла делают...; обруч делают из…; из дерева делают…; из пластмассы делают…; игрушки делают из…; посуду делают из…; столовые приборы делают из….

-Молодцы.

4. Игра «Веришь- не веришь».

-Если верите моим словам – хлопните в ладоши

- Верите ли мне, что ножницы могут быть из резины? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Лодка из металла? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Мяч из резины? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Что может быть сделано из резины? Мяч? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Лодка? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Кукла? (дети если верят, хлопают в ладоши)

 

 Заключительная часть

- Ребята, о каких материалах мы сегодня с вами говорили? (металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, бумаге).

- Какие свойства и качества мы выяснили при помощи опытов и наших знаний? (прозрачное, гладкое, тонет, тяжелое, твердое, хрупкое, режет, непрозрачное, шероховатое, плавает, легкое, ломается, упругая, рвется, прочный, звонкий.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 1.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда ". Ориентирован на среднюю группу детского сада....

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 2.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "Для чего нужна красная книга"

Тема: «Для чего нужна Красная книга Краснодарского края? »Предварительная работа. Рассматривание книг: энциклопедия о животном и растительном мире Краснодарского края, красная книга Краснодарского кра...

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Овощи». Занятие № 3.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 3. Ориентирован на среднюю группу детского сада....

календарно- тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе по теме "Что из чего и для чего" на неделю 17.04. - 21.04

знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами материалов. углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных предметов...

Занятие в средней группе на тему: «Что из чего сделано?»

Занятие ставит перед собой цель пробудить у детей интерес к предметам  и материалам, из которых они сделаны.  Дети познакомятся со свойствами дерева и металла, выделят и сравнят их свойства ...