Конспект занятия по окружающему миру "Осень в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Юлия Витальевна Попкова

Цель: Формирование представлений об осени как о времени года, ее основных признаках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Учить детей узнавать и называть основные признаки осени (желтеют и опадают листья, становится холодно, идут дожди, птицы улетают на юг).

- Активизировать словарь по теме: осень, лист, листья, желтый, красный, оранжевый, дует, падает, дождь, тучи, птицы, урожай.

- Упражнять в умении составлять простую фразу из 2-3 слов ("Лист желтый", "Дует ветер", "Идет дождь").

Коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Развивать внимание, память, мышление в процессе игр и упражнений.

- Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать интерес к явлениям природы, эмоциональную отзывчивость.

- Формировать навыки сотрудничества, умение работать в группе.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Большая картина "Осень", муляжи овощей и фруктов, корзинка, игрушка-ежик.

Раздаточный: Настоящие осенние листья (клен, дуб, береза) или качественные вырезанные из бумаги, поднос, влажные салфетки.

Технические: Магнитофон/колонка, аудиозаписи: "Звуки осеннего леса" (ветер, шуршание листьев), "Звук дождя", спокойная фоновая музыка.

Дополнительное: Простая аппликация "Осеннее дерево" (заготовки ствола и разноцветных листьев), клей-карандаш.

Ход занятия

I. Организационный момент. (2-3 минуты)

Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на занятие.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Педагог: "Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку".

Под елкой лежит шарик,

Весь в иголках – колкий...

(Ежик)

Педагог показывает игрушку ежика.

Педагог: "Правильно, это ежик! Его зовут Проша. Он принес нам кое-что интересное. Проша гулял в лесу и говорит, что там очень красиво. Давайте вместе с ним узнаем, какое же сейчас время года".

II. Основная часть. (15-17 минут)

1. Беседа по картине "Осень". (5 минут)

Цель: Выявить и зафиксировать основные признаки осени.

Педагог вывешивает картину.

Педагог: "Ребята, посмотрите на картину. Это осень. Осень в гости к нам пришла! Давайте рассмотрим, что же нам Осень показывает".

Педагог задает наводящие вопросы, помогая детям строить ответы:

-"Посмотрите на небо. Какое оно? (Темное, с тучами). Правильно, на небе тучи".

- "Что идет с неба? (Дождь). Да, осенью часто идет дождь".

- "Что делает дождик? (Кап-кап-кап). Покажем пальчиками, как капает дождь" (Дети стучат пальчиками по ладошке).

- "Посмотрите на деревья. Что случилось с листьями? (Они желтые, красные, падают)". Педагог показывает жест "падают листья" (плавно опускает руки сверху вниз), дети повторяют.

- "Дует ветер. Как дует ветер? (У-у-у). Подуем, как осенний ветерок" (Дыхательное упражнение).

- "Куда собрались птицы? (Улетают в теплые края)".

Вывод: "Молодцы! Осенью на небе тучи, часто идет дождь, дует ветер, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают, птицы улетают на юг".

2. Тактильно-игровое упражнение "Осенние листья. (5 минут)

Цель:Развитие тактильных ощущений и активизация словаря.

Педагог достает поднос с осенними листьями.

Педагог: "Ежик Проша принес нам настоящие осенние листья! Давайте их рассмотрим".

- Педагог дает каждому ребенку по листику.

- Тактильное исследование: "Потрогайте листик. Он гладкий или шершавый?

Давайте пошуршим им. Как шуршат листья? (Ш-ш-ш)".

- Рассматривание: "Какого цвета твой листик? (Желтый, как лимон; красный, как яблочко; оранжевый, как апельсин)".

-Действие: "Давайте покажем, как листочки кружатся и падают на землю" (Под спокойную музыку дети плавно кружатся и медленно опускаются на ковер, изображая падающие листья).

3. Физкультминутка "Мы осенние листочки". (2-3 минуты)

Цель: Смена деятельности, снятие мышечного напряжения, развитие общей моторики.

Мы осенние листочки, (Плавные покачивания руками над головой)

На ветках мы сидели.

Ветер дунул – полетели, (Покружиться, побегать на носочках)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели. (Медленно присесть)

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял. (Встать, поднять руки вверх)

Закружились, полетели (Покружиться)

И за парты тихо сели. (Сесть на свои места)

4. Дидактическая игра "Урожай для ежика". (5 минут)

Цель: Закрепление понятия "овощи-фрукты", развитие внимания.

Педагог: "Ребята, осень – время сбора урожая. Ежик Проша готовится к зиме, но не знает, что ему собрать. Давайте поможем ему!"

На столе лежат муляжи овощей (морковь, картофель) и фруктов (яблоко, груша), а также, например, конфета или машинка (лишний предмет).

Педагог: "Давайте сложим в корзинку Проши только то, что он может съесть. Что это? (Яблоко). Яблоко – это фрукт, ежик его ест? Да! Кладем в корзинку".

Аналогично разбираются другие предметы. Лишний предмет откладывается в сторону.

III. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты)

Цель: Закрепить полученные знания, подвести итог.

Педагог: "Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, кто к нам в гости приходил? (Осень). Что нам Осень показала? (Листья желтые, дождь, ветер)". Обращается к игрушке: "Проша, тебе понравилось, как ребята занимались? Ежик говорит, что вы молодцы! Он очень рад, что вы помогли ему собрать урожай".

Элемент продуктивной деятельности (по возможности): "Давайте сделаем подарок Проше на память. У вас на столах есть заготовки дерева и разноцветные листочки. Давайте наклеим листочки на дерево, чтобы у него был свой осенний лес".

Дети под спокойную музыку наклеивают листочки на заготовку. Работы выставляются на выставку.

Педагог: "Спасибо вам, ребята! Вы сегодня были очень внимательными и помогли ежику Проше. Занятие окончено".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по аппликации (обрывной) "ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА..."

занятие для детей средней группы в технике обрывной аппликации...

Конспект занятия по развитию речи «Осень в гости к нам пришла»

Задачи: - Закрепить полученные знания по теме: «Осень». Формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине. Совершенств...

Конспект занятия по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

закрепить знания о приметах осени. Вспомнить стихи, пословицы, поговорки....

Конспект занятия по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Учить создавать поделки из природного материала. Украшать поделку дополнительными деталями....

Конспект организационной образовательной деятельности для второго младшего возраста по окружающему миру «Осень в гости к нам пришла»

Закрепить знания детей о приметах осени вспомнить названия деревьев, растущих на участке детского сада; учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запа...

Конспект занятия по окружающему миру Осень пришла

Занятие "Осень пришла" во 2 младшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру "Осень,осень золотая"

Закрепить знания детей о временах года:характерных признаках осени,сезонных изменениях в природе.Развивать логическое мышление,память,воображение.Воспитывать бережное отношение к природе....