Сценарий ООД в подготовительной к школе группе "Вот она - какая, вода!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Сценарий организованной образовательной деятельности «Вот она -какая, вода!» предназначен для детей 6–7 лет и направлен на формирование у них начальных естественно-научных представлений о воде. В ходе занятия дошкольники в игровой и экспериментальной форме знакомятся со свойствами воды, её ролью в природе и жизни человека, а также учатся бережному отношению к водным ресурсам.
Занятие построено в виде исследовательской деятельности с элементами игры, беседы, экспериментирования и решения проблемных ситуаций. Дети делятся на команды «Ручеёк» и «Озеро», что способствует развитию навыков сотрудничества и работы в группе. В программу включены опыты по растворению веществ и очистке воды фильтрованием, что позволяет развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Сценарий также включает экологический компонент: через сказку «Почему заплакал ручеёк?» и обсуждение правил поведения у водоёмов у детей формируется ответственное отношение к природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 269.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Беласовский детский сад
Сценарий
Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет
Тема: «Вот она – какая, вода!»
(на основании источника: Рыжова Л. В.
«Методика детского экспериментирования», с. 87)
Выполнила: воспитатель
Пыхова Анастасия Алексеевна
д. Беласовка
2023 год
Цель: Формирование у детей начальных естественно-научных представлений о воде, её свойствах, значении и необходимости бережного отношения к водным ресурсам.
Задачи:
Образовательные:
· Дать понятия о Мировом океане, родниковой воде.
· Систематизировать и дополнить знания детей о свойствах и качествах воды (отсутствие вкуса и запаха, способность растворять вещества, фильтроваться).
· Расширить представления о значении воды (пресной и солёной) для жизни живых организмов, для хозяйственной деятельности человека.
· Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
Развивающие:
· Развивать навыки проведения несложных опытов, умение работать с лабораторным оборудованием, соблюдать последовательность действий и меры безопасности.
· Развивать познавательную активность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
· Развивать воображение и творческое мышление через решение проблемных ситуаций и фантазирование.
· Развивать связную, доказательную речь, умение четко формулировать свои мысли.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное и ответственное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу.
· Формировать экологическое сознание и культуру поведения в природе (вблизи водоёмов).
· Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в команде, слушать друг друга.
Оборудование и материалы:
· Демонстрационные: глобус, иллюстрации, игрушки (Знайка и Незнайка), диаграмма «Сколько пресной воды на планете», модель диаграммы успешности.
· Раздаточные: цветные фишки (красные, синие, зеленые), эмблемы команд («Ручеёк», «Озеро»).
· Для опытов:
· Команда «Ручеёк»: стаканы с водой, ложечки, сахар, соль, лимон, салфетки.
· Команда «Озеро»: воронки, вата, марля, песок, ёмкости с мутной водой, чистые баночки.
Ход занятия
Педагог. Приветствую обе команды юных исследователей. Сегодня темой обсуждения будет являться вода. На занятие к нам пожаловал Знайка (показывает). Он много знает о воде и хочет выбрать себе друзей умных, им он будет вручать красные фишки. Рядом с ним сидит Незнайка. Он принёс синие фишки, чтобы вручать ничего незнающим детям (как бы шепчет): у нас таких нет. В конце занятия увидим, какая команда юных исследователей выберет себе друга: Знайку или Незнайку. Это будет зависеть от того, как вы будете заниматься на занятии: успешно или безуспешно.
Что такое Мировой океан? Объяснение педагога. Перед вами глобус. Это планета Земля. Что обозначено голубым цветом на глобусе? Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Посмотрите на свои диаграммы (на столе у каждого ребёнка диаграмма «Сколько пресной воды на планете?). (Рис.) Как вы думаете, что обозначено серым, синим и голубым цветом? (Суша, океаны, моря и реки). На карте обозначено четыре океана, все они имеют свои названия. Но когда корабль плывёт вокруг Земли, никто не заметит, где кончается один и начинается другой океан. Кругом вода, вода. Это и есть один-единственный огромный Мировой океан. Обведите пальчиком Мировой океан на диаграмме. Разделили же его на четыре части лишь для того, чтобы удобнее было ориентироваться на воде. А то спросят по рации капитана: - Где вы находитесь? Капитан ответит: - В Мировом океане? Непонятно. То ли в этом месте, то ли в другом (показывает на глобусе)? А если указать адрес точнее: - Мы находимся в Тихом океане.
Всё станет ясно.
На Земле помимо океанов есть ещё и моря. Их тоже можно отнести к Мировому океану. Потому что из любого из них можно по водным путям попасть в океан, а из океана – в море. Океан больше места на суше занимает, чем море. Есть ещё на суше озёра. Они по величине меньше, чем моря. Моря и озёра находятся внутри суши. В океанах, морях вода солёная. Для питья вода непригодная. Посмотрите на диаграмму, много ли пресной воды на планете? Вода в реках, отдельных озёрах пресная. При тщательной очистке вода поступает в наши квартиры. Есть воды, которые текут под землёй в виде маленьких речек. И где-то от речки ручеёк выходит на поверхность. Такую воду люди прозвали родниковой водой. Место, откуда бьёт фонтанчик воды, зовут родничком. Вода в родниках всегда холодная, потому что под землёй всегда холоднее, чем на поверхности земли и пресная. Люди в этих местах, где выходит родничок на поверхность земли, роют колодцы и поднимают пресную воду для питья.
Значение воды, где используется. Задания даются обеим командам. Команде «Ручеёк» - рассказать о пользе пресной воды. Команде «Озеро» - рассказать о значении вод океанов и морей. Команды награждаются фишками.
Для справки (информацию для детей даёт педагог).
В морской воде содержится много солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Люди, которые приезжают к морю и в нём купаются, принимая ванны из морской воды, прополаскивая ею больное горло, перестают часто болеть, а иногда и совсем излечиваются от болезней. Учёные доказали, что морская вода содержит в большинстве своём, такие же вещества, что и кровь человека. Поэтому она так укрепляет организм.
В морях и океанах живут водоросли, которые в огромных количествах поглощают углекислый газ и насыщают воздух на поверхности Земли кислородом. Кислород необходим для дыхания всему живому на нашей планете.
Вода – среда обитания для некоторых животных: рыб, водных млекопитающих, птиц, насекомых, растений. Вода кормит людей.
Вода самая широкая и удобная дорога для передвижения морских судов, на которых перевозят большие грузы, людей.
Пресная вода входит в состав овощей, фруктов, растений, пищи. Организм животных и людей состоит из воды. Потеря воды ведёт к гибели всего живого на земле. Человек без воды не может прожить более трёх дней.
Гидроэлектростанции, которые нам дают электричество, работают на воде.
Водой орошают поля. Водой умываются.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни металл и пластмассу – ничего не сделаешь без воды!
Игра в кругу «Чистая - грязная»
Дети стоят в кругу. Педагог объясняет правило игры. Если называется предложение, в котором говорится о воде чистой, пригодной для питья, то дети должны «сконструировать» из ладоней кружечку, показать улыбку на лице и изобразить, что они «пьют воду». Если же в предложении говорится о воде загрязнённой, непригодной для питья, то дети должны изобразить на лице брезгливость и «стряхивать воду» с рук.
Примеры: «Попила воду из ведра, в котором поят лошадей (коров и пр.)», «из лужи», «из солёного озера», «из разноцветной блестящей речки» и т.д.
«Пила кофе, лимонад», «талую воду из чистого льда», «кипячённую, охлаждённую» и т.д.
Упражнение на воображение, фантазирование. – По моему сигналу вы закроете глаза и представите картины. Задание команде «Ручеёк»: что случиться с планетой Земля, если вдруг исчезнет вся пресная вода? Это будут страшные картинки. Дети команды «Озеро» представят весёлые картинки. Вы будете фантазировать, кому счастливо живётся, когда на планете много пресной воды? Закрыли глаза. Вы «видите» свои картинки. По сигналу педагога дети открывают глаза, каждая команда рассказывает о своих фантазиях.
На данном этапе работы педагог прослеживает за тем, чтобы:
- дети высказывались чётко, грамотно строили предложения, помогать формулировать ответ;
- не перебивали друг друга, дожидаясь своей очереди для ответа;
- побуждать детей к ответам наводящими вопросами; высказывания детей были ограничены во времени.
После того, как дети расскажут о своих зрительных «картинках», коротко резюмировать их.
Знайка всех благодарит и каждой команде вручает свою награду – красную фишку. Незнайка разочарован.
После высказываний сделать вывод: воду нужно беречь. Педагог читает сказку «Почему заплакал ручеёк?»
«В таёжном лесу жила-была одна чистая речка. Звали её Серебрянка. Речка была небольшая, но весёлая. У Серебрянки было много друзей. К ней на бережок приходил хозяин тайги Михаил Топтыгин. Он рассказывал речке, как провёл зиму в берлоге. Знакомил Серебрянку со своими медвежатами. Речка приглашала всю медвежью семью в свои воды и омывала их нежными волнами. Именно Серебрянка научила медведей плавать особенно, необычно во всевозможных положениях, даже стоя, как свечки. Прибегали к речке, и пили её чистые воды лисы, белки, зайцы и ёжики. Каждую весну прилетали к речке кукушки, скворцы, ласточки, грачи. Они извещали Серебрянку о наступлении весны. Своим щебетаньем рассказывали о других тёплых краях, где они пережили зиму. Утки гордо плавали в воде, крякали от удовольствия, а речка любовалась ими, играла с ними в волновые игры. Всем было радостно, спокойно жить в таёжном царстве. Вся окружающая природа в лесу любила речку и желала ей быть всегда полноводной и чистой.
В одно прекрасное утро, когда Серебрянка играла и плескалась со своими любимыми подружками-рыбками, на бережок уселась говорливая сорока. Раздался её звонкий стрёкот.
- Беда! Беда пришла к людям в соседней деревне!
Она стала стрекотать новость, о том, что вблизи тайги есть деревушка. В ней проживают люди. Несчастье постигло деревню, людей, животных, проживающих в ней. Солнце стало палить своими жаркими лучами землю. Высохли колодцы, из которых люди брали воду. Солнце выжгло сады, огороды. Помощи просили люди у Тучки, ожидая дождь. Но рассердилась Тучка на людей, ещё сильнее потемнела и улетела с тёплым ветром в город
- Помоги, добрая нежная, полноводная, Серебрянка! Принеси в деревню к людям свои чистые воды!
Речка заплакала от жалости к людям. Слезами её наполнялись воды. Затем призадумалась. Она думала о том, как помочь людям, попавшим в беду. Простилась со своими друзьями и быстро ринулась вниз, к деревне. А по пути раздался голос матушки-земли:
- Дочка моя! Помни. Люди коварны и могут предать. Берегись людей, которые наказаны Солнцем и Тучей. Знать, не по-доброму с Природой они жили. Сохранить свою чистоту ты можешь только в этом лесу. Тебя любят звери, птицы, рыбы. Не покидай их.
- Я вернусь. Я обязательно вернусь, как только напою в деревне людей, животных, растений. Не прислушалась Серебрянка к советам Матушки-земли, и продолжала нести свои воды на помощь в деревню.
Прошло несколько дней в деревне. Они были самыми скучными днями. Речка много наблюдала за людьми и поражалась их невежеству. Не умели они по-доброму общаться друг с другом. Часто ссорились между собой на её берегах. Жгли рядом костры, обжигая пламенем её воды. Кидали в воду мусор: бутылки, битые стёкла, жестяные банки, палки, которые наносили болезненные раны воде. Женщины стирали ковры, и моющие порошки разъедали Серебрянку. Даже животные в деревне были недружелюбными к речке. Свиньи, искупавшись в пыли, грязи, лезли в воду, делая её грязной. Настолько грязно стало у берегов речки, что к ней нельзя было подойти. Уже и имя другое дали речке ребятишки – Чернавка. Не нравилось всё это Серебрянке. Горько, больно стало её водам. Заплакала речка. Теперь она поняла, почему в деревне случилась такая беда. Люди жили в ней жестокие, эгоистичные. Не знали они правил общения между собой и Природой, от того и наказаны были Солнцем и Тучкой. Наступила ночь, и речка утекла из деревни опять в лес, чтобы очистить свои воды от всякой мерзости в ней.
Хоть сказка ложь, да в ней намёк – людям всем большой урок». (Л.В. Рыжова).
После прочтения даются задания командам. Команде «Ручеёк» рассказать о своих наблюдениях из окружения или просмотренных телепередач о том, как люди загрязняют речки, озёра и другие водоёмы. Команда «Озеро» рассказывает о правилах поведения вблизи водоёмов (речек, озёр и пр.), либо во время купания в них. На каждый стол детям раздаётся дополнительный материал (картинки, рисунки) с соответствующим содержанием. Дети оперируют ими во время ответов. После обсуждения Знайка награждает фишками команды детей.
Экспериментирование. Чем больше мы знакомимся с наукой, тем больше мы любим её. Наша цель: показать Знайке и Незнайке (пусть учится), за что мы имеем звание «юный исследователь». Вы будете самостоятельно проводить научные опыты, которые вам хорошо известны, затем объяснять ход их проведения. Задание команде «Ручеёк» - провести опыт «Вода – растворитель». Она имеет вкус растворимых в ней веществ. (На каждого ребёнка представлены 3 бокала, чайная ложечка; вещества: сахар, соль, кусочек лимона, салфетка). Педагог уточняет у детей, какими свойствами обладает вода (не имеет запаха, вкуса, растекается, принимает форму в зависимости от формы посуды, в которую налита). Может ли вода приобрести вкус, при каких обстоятельствах? Проводится опыт. Цель опыта. Доказать, что вода приобретает вкус растворимых в ней веществ: сахара, соли, лимонной кислоты. Содержание опыта. Дети опускают поочерёдно в разные бокалы растворимые вещества, размешивают их, пробуют воду на вкус.
Задание команде «Озеро» - провести опыт «Как очистить воду от мути?». (На каждого ребёнка выставлен материал: воронка, вата, песок в ёмкости, вода с мутной жидкостью, чистые баночки для воронки и отфильтрованной воды). Педагог описывает ситуацию, связанную с экстремальными условиями: «туристы в лесу, остались без чистой воды. В протекающем ручье вода мутная. Такую воду пить нельзя». Как очистить воду от мути? Цель. Найти способ очистки воды от мути. Содержание опыта. Воронку опустить в чистую баночку. Положить в неё вату, сверху устлать марлей, насыпать хорошо промытый песок. Пропустить мутную воду через этот фильтр. Частицы мути будут задерживаться на марле, вате, а в баночку будет поступать более осветлённая вода. Такая очистка воды от мути называется фильтрованием. Фильтром служили песок, вата и марля.
Перед проведением опытов педагог напоминает о соблюдении правил безопасного пользования представленным оборудованием.
Опыты дети проводят, стоя за столами. Далее опрашиваются капитаны команд. Они должны назвать цель опыта, какие действия выполняли, какие выводы сделали. Оценку знаниям детей даёт Знайка, вручаются красные фишки.
Детям командам предлагается решить ситуационные задачи.
Задача 1. Есть такая сказка. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко.
Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться. Он - то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо… - Ответьте: легче или тяжелее? Почему? Соль растворилась в воде. Но исчезла ли она совсем? Что с ней случилось? Соль не исчезла, но стала невидима в воде. Продолжим сказку дальше. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. – Почему? Что произошло бы, если бы второй осёл нёс не вату, а сахар? Правильно ответить на эти вопросы нам помогли опыты.
Задача 2. Пришёл Петя на речку Яя. Выбрал песчаный бережок. Развёл костёр, подогрел в жестяной банке сосиски. Поел, набрал из речки воды, выпил её. Затем решил очистить бережок от мусора. Выбросил в речку остатки от пищи, костра и жестяную банку. Из бумаги сделал кораблики, пустил их по воде. С чувством собственного достоинства Петя покинул речку.
Что не знал Петя?
Рефлексия. Подводятся итоги работы детей на занятии с привлечением игрушки. Подсчитываются красные фишки. Знайка выбирает себе всех детей в друзья. Незнайка огорчён.
Что ему предложат дети? (Выслушать ответы детей).
Каждый ребёнок оценивает успешность на занятии путём отложения цветной фишки на сегменте диаграммы успешности. Критерии оценки: ребёнок успешно занимался на занятии, смог ответить на 3-4 вопроса откладывает зелёную фишку на зелёном сегменте диаграммы. Если ребёнок смог ответить на1-2 вопроса, откладывает синюю фишку на синем сегменте диаграммы. Педагог благодарит детей.
Можно в заключение прочесть стихотворение К. Чуковского:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани, -
В реке, ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»Задачи:Образовательные:· обобщить представления детей об осени как времени года, ее при...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»Задачи:Образовательные:· обобщить представления детей об осени как времени года, ее при...

конспект интегрированого НОД в подготовительной к школе группе "Ах, какая осень!"
НОД в подготовительной к школе группе включает в себя:1 часть- речевая, закрепление знаний об осени, ее признаках.2 часть- практическая- конструирование листа "Геоконд"3 часть- продуктивная ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»
Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;закр...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!» Цель: обобщение представления детей об осени как времени года, ее признаках....

Презентация к непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе: "Ах, какая гжель"
Презентация к занятию по рисованию Ах, какая гжель...

