Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Живая и неживая природа».
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект занятия по окружающему миру.
Тема: «Живая и неживая природа».
Цель: продолжать закреплять знания детей о природе Земли.
Задачи:
-Закрепить умение детей отличать живую природу от неживой.
-Познакомить со связями между живой и неживой природой.
-Помочь увидеть какие связи существуют внутри живой природы.
-Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родной Земле, желание беречь все живое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру.
Тема: «Живая и неживая природа».
Цель: продолжать закреплять знания детей о природе Земли.
Задачи:
-Закрепить умение детей отличать живую природу от неживой.
-Познакомить со связями между живой и неживой природой.
-Помочь увидеть какие связи существуют внутри живой природы.
-Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родной Земле, желание беречь все живое.
Ход занятия
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Тихонечко садитесь.
- Дети, сейчас я вам поставлю аудиозапись, а вы попробуете догадаться, о чем же мы с вами будет разговаривать.
Дети:
- О природе.
Воспитатель:
- Правильно. А скажите, пожалуйста, что такое природа?
Дети:
- Природа - это все что окружает нас, но не сделано руками человека.
Воспитатель:
- А что нельзя назвать природой?
Дети:
- Природой мы не можем назвать то, что человек сделал своими руками.
Воспитатель: Какая бывает природа? (живая и не живая)
- Дети, скажите, что относится к живой природе?
Дети:
- Это птицы, насекомые, животные, рыбы.
Воспитатель:
- А почему они относятся к живой природе?
Дети:
- Потому, что они двигаются, растут, едят, рождаются.
Воспитатель:
- Да, но некоторые из них не умеют двигаться и всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются с маленького зернышка, растут, зеленеют, сбрасывают листья и приносят нам огромную пользу. Вы догадались, о чем идет речь?
Дети:
- Да. Это деревья.
Воспитатель:
- Правильно, но не только деревья относятся к живой природе, а и все растения.
Что относится к неживой природе?
Дети:
- Вода, снег, камни, песок и др.
Воспитатель:
- Дети у вас на столах есть стаканчик с песком, возьмите и пересыпте часть песка в пустой стакан. Что с ним произошло? Перестал ли песок быть песком? (ответы детей).
Воспитатель:
- А теперь перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой? Перестала ли вода быть водой? (нет).
Воспитатель: Потому что и вода и песок, к какой природе относятся? (неживой)
Воспитатель:
- А что случится с цветком, если его сорвать?
Дети:
- Цветок умрет, высохнет, повянет.
Воспитатель:
- Верно. Нельзя поделить бабочку, птичку – они живые. Живые объекты – это одно целое, единый организм.
А сейчас поиграем с вами в игру «Живое и неживое». Я буду показывать вам картинки, где изображены объекты живой и неживой природы. Если я покажу карточку с изображением живой природы, вы подпрыгиваете, а если изображена неживая природа, вы замираете, а если увидите предмет, не относящийся к природе, то приседаете.
(В конце показываю изображение человека).
Воспитатель:
- Дети, как вы думаете, человек относится к живой природе или нет? Докажите?
Дети:
- Человек живой, он рождается, растет, дышит, ест.
Воспитатель:
- Почему человека считают частью природы?
Дети:
- Потому что человек не может существовать без природы. Природа его кормит, согревает, учит.
Воспитатель:
Да, человек берет у природы все, что нужно ему для жизни.
- Люди всегда наблюдали за природой и использовали ее. Как вы думаете, что изобрел человек, наблюдая за полетом птиц?
Дети:
- Самолет.
Воспитатель:
- А что изобрели, наблюдая за рыбами?
Дети:
- Лодки, катера, подводные лодки.
Воспитатель:
- А что изобрели, наблюдая за стрекозой?
Воспитатель:
- Как вы думаете, кто сильнее человек или природа? (рассуждения детей).
(ветер-ураган, шторм, наводнение)
Воспитатель:
- Человек должен сначала подумать, а потом что-то делать. Как вы думаете, что будет, если человек вырубит весь лес, построит много домов, изготовит мебель? Что произойдет с деревьями?
Дети:
- Все деревья исчезнут, а за ними исчезнут и те, кто живет на деревьях, которые питаются листьями деревьев.
Воспитатель:
- Люди внедряются в природу все больше и больше. И это не проходит для природы не замечено. Исчезают животные, насекомые, птицы. Некоторые виды животных, и растений, мы говорили с вами об этом, занесены в Красную книгу.
Связь живой и неживой природы.
Представим, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа, связаны между собой. Ведь:
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым. Мы с вами тоже не сможем жить без воздуха. Сейчас это мы и проверим, проведем опыт. Сделайте вдох и задержите дыхание, как видите, без воздуха мы долго не продержались.
А как вы думаете, могли бы люди жить без нашей природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
Приведите свои примеры связей внутри живой природы. (червячок ест яблоко, куры клюют зерно, лягушки ловят комаров, мошек, цапли едят лягушек).
Приведите свои примеры связей живой и неживой природы (растения не могут жить без солнца, птицы не могут жить без воздуха, рыбы не могут жить без воды).
Воспитатель:
- Дети. Я хочу вам прочесть про природу одно стихотворение. Послушайте внимательно.
Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
И как будто просят: пожалейте нас!
Ведь море без рыб - не море,
Ведь небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не земля,
А нам без земли нельзя!
Какой вывод мы можем сделать, как нужно относиться к нашей природе?
Дети: беречь, любить, охранять, заботиться.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами отдохнем.
Физминутка.
1. Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
Воспитатель:
- Чтобы быть верными друзьями природы, следует постоянно заботиться о ней, охранять и защищать ее.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, у меня есть дерево, на котором совсем нет листьев? Хотите ему помочь?
Воспитатель:
- У меня есть волшебные листочки. Давайте придумаем добрые дела, которые помогут этому дереву.
Дети:
- Полить, обрезать сухие ветки, побелить, взрыхлить, обработать от насекомых, подкормить, прополоть сорняки и.т.д. (дети называют добрые дела и прикрепляют листочки к дереву).
Воспитатель:
- Посмотрите, наше дерево зазеленело, на нем « выросли» ваши добрые пожелания. Дерево стало «счастливым» от вашей доброты и заботы.
- Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, животные будут хорошо чувствовать себя, если они будут ощущать нашу доброту и заботу. Тогда они порадуют нас красотой и здоровьем.
- А теперь давайте мы с вами поиграем в игру «Как помочь природе». Давайте встанем в круг. Я вам бросаю мяч, а вы должны сказать, как можно помочь природе. Например: высаживать молодые деревья. (Поддерживать чистоту в лесу, не отстреливать диких животных, охранять лес от пожара, подкармливать зимой диких животных, спасать детенышей, если погибли родители, бороться с браконьерством, очищать от мусора, не загрязнять речки, не шуметь, не разорять гнезда, не рвать цветы).
Воспитатель:
- Каждый из вас, может сделать, очень много добрых дел в природе. Вы станете настоящими друзьями природы.
Воспитатель:
Итог занятия. О чем, мы сегодня на занятии говорили? (природе)
Какая бывает природа?
А вот и солнышко к нам пришло (показать лист с изображением солнца). Оно просит вас, ребята, нарисовать лучики. Если ты научился отличать живую и неживую природу - нарисуй желтый лучик, а если ты сомневаешься – красный. Каждый ребенок рисует лучик.
Каких лучиков больше? (считаем)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в старшей группе. Тема «Живая и неживая природа»
- Познакомить с понятием: «Круговорот воды в природе»- Упражнять в различение понятий «природа» и «не природа».- Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые»- Акти...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Живая и неживая природа»
Вашему вниманию предлагается конспект занятия по знакомству детей с явлениями живой и неживой природы.....

Конспект НОД в подготовительной группе Тема:«Живая и неживая природа».
Конспект НОД в подготовительной группе Тема:«Живая и неживая природа»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Живая и неживая природа»
В конспекте представлены игра, мини-экскурсия, эксперимент....

Конспект занятия в подготовительной группе «Мир живой и неживой природы»
Конспект составлен для формирования представлений у детей экологической культуры и взаимосвязи между живой и неживой природой....

Конспект занятия по познавательному развитию. ТЕМА «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
Цель: обобщить и закрепить полученные знания о живой и неживой природе...

Конспект экскурсии в парк на тему "Живая и неживая природа весной"
Конспект экскурсии в парк на тему "Живая и неживая природа весной"...
