Конспект занятия по окружающему миру «Здравствуй, Зимушка-Зима!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корнева Анастасия Олеговна

Цель: закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.

Задачи:

• Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

• Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

• Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;

• Развивать способность видеть красоту окружающего мира;

• Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;

• Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

•Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

Подготовка к занятию: подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.

Демонстрационные материалы: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы..» (из мультфильма «Простоквашино»), мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zdravstvuy_zimushka_zima.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. Природа

(Познавательное развитие)
Конспект

«Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Воспитатель: Корнева А.О.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, вы любите ходить в гости? (Ответы детей)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла...

(Зима)

Педагог: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.

Педагог: На чем можно к ней добраться? (Ответы детей)

Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку, и Оксанку

По дорожке катят ... (санки)

Педагог: На санях к тебе летели

Мы сквозь вьюги и метели

Через речку перебрались

У Зимы мы оказались!

Вот мы и в гостях у Зимушки.

Педагог: Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено? Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой , этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

Педагог: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?

Педагог: Ребята, что это за волшебная коробка?

(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)

Педагог: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки. (На протяжении занятия дети получают снежинки)

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

Педагог: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?

Педагог: Кто знает, сколько месяцев длится зима?

Дети: Три

Педагог: Какие это месяцы?

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода ?

Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.

Педагог: Каким стало солнце, небо?

(Ответы детей)

Дети: Дни стали короче, солнце светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.

Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!

Педагог: А сейчас настало время поиграть.

Задание 2.Игра «Зимний ветер и снежинки»

(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг)

Задание 3 «Жизнь животных и птиц зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)

Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?

(Ответы детей)

Педагог: Верно. Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.

Очень холодно, голодно птицам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.

Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным птицам?

(ответы детей) Правильно ребята, очень важно помогать птицам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.

 Задание 4. Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).

Убегает от лисицы (вращаем пальцем).

Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков! (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)

Задание 5. «Жизнь растений зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)

Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?

(Дети высказывают свое мнение)

Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

Задание 6. «Жизнь людей зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)

Педагог: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (Ответы детей)

Педагог: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?

Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?

Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.

Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей).

Педагог: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.

Задание 7. "Снеговик"

Педагог: А сейчас, давайте отдохнем.

Физкультминутка "Снеговик"

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка -

Увы! - и нет снеговика.

(Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком,рисуют руками снеговика. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.

 Задание 8. Игра «Доскажи словечко»

Педагог: Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю...

(снег)

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ...

(мороз)

Он всю зиму в шубе спал,

лапу бурую сосал,

а проснувшись, стал реветь

этот зверь лесной …

(медведь)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орешки мелко.

Ну, конечно, это...

(белка)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг.

И растает ...

(снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим ...

(лед)

Мчусь как пуля я вперёд,

лишь поскрипывает лёд,

да мелькают огоньки!

Кто несёт меня …

(коньки)

Елочка с игрушками,

Клоуны с хлопушками.

Веселится весь народ!

Что за праздник?

(Новый год)

Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый Дедушка...

(Мороз)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой...

(снежинки)

 Педагог: Молодцы ребята, как дружно вы работали на занятии и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы! Ребята давайте посмотрим, сколько снежинок мы с вами заработали на занятии. (Снежинки прикрепляем на лист ватмана). Заработанные снежинки помогут нам приготовить панно, для украшения нашей группы к Новому году.

Рефлексия:

Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии к Зимушке-Зиме?

Какое задание от Зимушки было для вас самым интересным? (Игра в снежинки, загадки, пальчиковая игра?).

Какое стихотворение или картинка запомнились больше всего? Почему?

У вас стало больше праздничного, зимнего настроения после нашего занятия?

Что нового и интересного вы сегодня узнали о зиме?

Раньше вы думали, что растения зимой погибают? А теперь что вы можете сказать?

Почему зимой так важно помогать птицам? И как именно мы можем это делать?

Кто теперь помнит, какие правила безопасности у водоемов зимой нужно соблюдать?

Как вы думаете, почему зиму называют «волшебным» временем года?

Как вы считаете, мы справились со всеми заданиями Зимушки-Зимы? Мы были дружными и внимательными?

Вам было легко или трудно отгадывать загадки в игре «Доскажи словечко»?

Как вы думаете, наша общая картина из снежинок получилась красивой? 

Педагог предлагает детям три символа и попросить выбрать тот, который соответствует их ощущениям:

Солнышко — «Мне было на занятии очень интересно!»

Снежинка — «Мне было интересно, но некоторые задания заставили задуматься.»

Снежный комочек — «Мне что-то было непонятно.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре «Здравствуй, Зимушка - Зима».

Занятие по физической культуре с использованием нестандартных методов обучения «Здравствуй, Зимушка - Зима» расчитан на детей старшего дошкольного возраста....

Занятие по окружающему миру " Здравствуй, Зимушка - зима!"

Занятие по окружающему миру "Здравствуй, зимушка - зима!...

Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, зимушка-зима!»

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека....

Конспект занятия по окружающему миру "Здравствуй, Зимушка-Зима"

Конспект занятия по окружающему миру "Здравствуй, Зимушка-Зима"...

Конспект занятия по окружающему миру Тема: «Зимушка - зима».

Конспект занятияпо окружающему мируТема: «Зимушка - зима».Возрастная группа: старшая...