Проект: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»
проект по основам финансовой грамотности

Сердюк Лариса Валерьевна

Проект направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей»

662159, г. Ачинск, Юго-восточный район, строение 43, телефон: (839151)7-52-03, E-mail: ds-48@mail.ru 

ОКПО/ОГРН 83037673/1072443001850               ИНН/КПП 2443032069/244301001                                                                                                                              

Проект: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»

  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=181a89d95c8314c6f34fe08041ced409d58aa3ba-7543369-images-thumbs&n=13

                                                                  Разработчик: воспитатель

                                                                  Сердюк Лариса Валерьевна

                                            г. Ачинск, 2023.

Актуальность проекта

Современное общество предъявляет всё более высокие требования к уровню финансовой грамотности граждан. Финансовая культура и экономическая осведомлённость становятся важной частью общей образованности человека, начиная с самого раннего возраста. Однако в дошкольном возрасте эта тема часто остаётся в тени, несмотря на то, что именно в этот период закладываются основы ценностного отношения к деньгам, трудовой этике, умению принимать решения и планировать свои действия.

Финансовая грамотность — это не просто знание о деньгах, это умение:

- различать потребности и возможности,

- планировать бюджет (даже карманный),

- принимать осознанные решения,

- уважать чужой труд и семейные ценности.

В условиях современной экономической реальности, когда дети с раннего возраста сталкиваются с деньгами, рекламой, покупками, необходимо формировать у них осознанное и ответственное отношение к финансовым вопросам. Финансовая грамотность способствует социализации ребёнка, помогает ему лучше понимать окружающий мир и готовит к жизни в обществе.

В этом возрасте дети активно познают мир, проявляют интерес к социальным ролям, легко включаются в ролевые игры, моделирующие реальные ситуации из жизни взрослых — например, поход в магазин, работу банка, приготовление еды и т. д.

Поэтому включение элементов финансовой грамотности в образовательный процесс детского сада — это важный и своевременный шаг, направленный на всестороннее развитие ребёнка и его подготовку к школьной жизни.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в системном и игровом подходе к формированию финансовой грамотности у старших дошкольников, что в условиях дошкольного образования является инновационным направлением.

Традиционно в дошкольных учреждениях финансовая тематика не выделяется в отдельную образовательную область, а включается фрагментарно в различные виды деятельности. В рамках данного проекта осуществляется целенаправленная и последовательная работа по ознакомлению детей с понятиями, связанными с финансами, через игровые, познавательные и практические формы.

Проект отличается:

- Интеграцией финансовой грамотности в основные образовательные области: познавательное, речевое, социально-личностное развитие;

- Использованием игровых технологий, адаптированных под возрастные особенности детей;

- Привлечением родителей к совместной финансово-ориентированной деятельности;

- Практико-ориентированным подходом, при котором дети не просто получают информацию, но и применяют её в моделируемых ситуациях (игра "Магазин", "Банк", "Рынок", "Ферма" и др.);

- Эмоциональным вовлечением через сказочные сюжеты, мультимедийные материалы, творческие задания и проектные исследования.

Таким образом, проект представляет собой образовательную модель, направленную на развитие у дошкольников финансовой культуры и экономического мышления через доступные и увлекательные формы работы. Он может быть использован как в рамках образовательной программы ДОУ, так и в дополнительных развивающих занятиях.

Цель проекта:

Формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о финансовой грамотности через игровую и познавательную деятельность.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Познакомить детей с понятиями: деньги, магазин, товар, цена,     покупка, продавец, деньги разных стран.

- Научить детей различать монеты и купюры.

- Формировать умение соотносить цену и количество денег.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

- Развивать навыки планирования и принятия решений.

- Развивать навыки общения и сотрудничества.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к труду и заработанным средствам.

- Формировать уважение к семейному бюджету.

- Воспитывать умение делиться, экономить, помогать другим.

Практическая задача:

-развивать у детей интерес к знаниям финансовой грамотности, формировать систему знаний о социально-экономических отношениях в обществе.

 Возрастная группа

Старший дошкольный возраст: 5–7 лет

Тип проекта: информационно - исследовательский, практико – ориентированный.

Участники проекта:

Воспитатели, родители воспитанников, воспитанники старших и подготовительных групп.

Срок реализации проекта: сентябрь 2023 - май 2024 года.

Методы и приемы:

- игровые (игры, театральные мини-постановки, игровые упражнения);

- словесные (беседы, рассуждения, чтение, рассказ взрослого, обсуждение);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассмотрение иллюстрации);

- практические (исследование, экспериментирование).

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

- консультации;

- тематические стенды и папки-передвижки;

- анкетирование, индивидуальные беседы;

- примеры из личного опыта родителей.

Методическое обеспечение

- Методические пособия по финансовой грамотности для дошкольников

- Художественная литература (сказки о деньгах, богатстве, бережливости)

- Игры и пособия: "Магазин", "Ферма", "Торговец", "Банк"

- Мультимедийные материалы (мультфильмы, презентации)

- Игрушечные деньги, кассы, товары

Ожидаемые результаты

Для детей:

В результате реализации проекта у старших дошкольников будут сформированы:

- Представления о финансовых понятиях: деньги, цена, покупка, продажа, магазин, банк, доход, расход, бюджет.

- Умение различать монеты и купюры, знать их номиналы.

-Навыки практического использования денег в моделируемых ситуациях (например, в сюжетно-ролевых играх).

- Умение планировать и принимать решения при выборе покупки, соотносить цену и количество денег.

- Понимание важности труда и семейного бюджета, уважения к чужому труду и заработанным средствам.

- Навыки общения и сотрудничества в процессе совместных финансово-ориентированных игр.

- Развитая познавательная активность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

- Социально-эмоциональное развитие: умение делиться, помогать, экономить, заботиться о других.

Для родителей:

- Расширение представлений родителей о важности формирования финансовой грамотности у дошкольников.

- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах раннего финансового воспитания.

- Освоение родителями практических методов и приёмов работы с детьми по теме проекта (через консультации, мастер-классы, рекомендации).

- Формирование у родителей мотивации к совместной деятельности с детьми дома (например, игры с деньгами, походы в магазин, планирование карманных расходов).

- Укрепление семейных ценностей, связанных с ответственным обращением с деньгами и уважением к семейному бюджету.

Для педагогов:

- Освоение новых форм и методов работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников.

- Разработка и внедрение игровых и познавательных материалов по теме.

- Формирование опыта взаимодействия с родителями по вопросам финансового воспитания.

- Повышение профессиональной компетентности в области интеграции экономических знаний в образовательный процесс ДОУ.

Для образовательной организации:

- Обогащение образовательной среды новыми игровыми и познавательными материалами.

- Вовлечение родителей в образовательный процесс.

- Повышение качества реализации образовательной программы за счёт интеграции финансовой грамотности.

- Возможность дальнейшего тиражирования и использования опыта в других возрастных группах.

Тематический план по проекту «Формирование финансовой грамотности у    старших дошкольников»

Месяц

Занятие/

мероприятие

Содержание

занятия/мероприятия

Педагогические технологии

Сентябрь

1.Вводная беседа: «Что такое деньги?»

2.Игра-знакомство: «Магазин игрушек»

3. «Откуда берутся деньги?»

Обсуждение с детьми: где мы видим деньги, зачем они нужны, кто их зарабатывает. Рассказы детей о покупках.

Дети играют роли покупателей и продавцов, знакомятся с понятиями: товар, цена, деньги.

Связь денег и труда. Роль профессии и заработка. Освоение связей между трудом и доходом. Осознание значимости профессий.

Беседа, элементы проектной деятельности

Сюжетно-ролевая игра, игровая технология

Игра «Трудовые будни». Встреча с представителями разных профессий.

Октябрь

1.НОД «Деньги разных стран»

2.Познавательная игра: «Ферма»

3.Тратим разумно, экономим

Знакомство с денежными знаками разных стран, сравнение монет и купюр.

Моделирование ситуации: дети собирают урожай, обмениваются им на деньги.

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Наглядность, ИКТ, сравнительно-аналитическая деятельность

Игровая технология, элементы проектной деятельности

беседа «Как правильно тратить деньги?»,

викторина «Разумные траты сказочных героев»

Ноябрь

1.Конструирование: «Изготовление кошелька»

2.Игра-путешествие: «Покупаем продукты»

3.Мини-спектакль

«Копилка»

Изготовление своими руками «кошелька» из подручных материалов.

Моделирование похода в магазин: выбор товаров, сравнение цен, оплата. Понимание цели покупки товаров и услуг. Знакомство с необходимостью разумного расходования средств.

Закрепляем понятия

«откладывать», «копить»,

«сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст

возможность распоряжаться личными деньгами.

Технология конструирования, творческая деятельность

Игровая технология, проблемно-поисковая деятельность. Практическое занятие «Семья идет в магазин». Чтение сказок на финансовую тематику. Моделирование ситуаций выбора покупок.

мини- спектакль

- просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Умение экономить», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Потребности и возможности»

Декабрь

Совместные мероприятия с родителями: 1.«Семейный бюджет»

2.«Кто такие покупатели и продавцы?»

Развлечение: «Новогодний базар»

Обсуждение с родителями и детьми вопросов семейных доходов и расходов.

Представления о покупателях и продавцах. Правила поведения в магазине.

Дети с родителями "продают" и "покупают" поделки, изготовленные своими руками.

Диалоговая технология, вовлечение родителей

Ситуационные задачки

Организация игры «Продавец-покупатель». Посещение магазина с обсуждением увиденного. Оформление выставки рисунков на тему «Моя любимая покупка»

Игровая технология, креативная деятельность

сюжетно-ролевые игры: «Научимся делать покупки»

Январь

1.Игра-эксперимент: «Банк»

2.«Делаем первые сбережения»

3.Мини-спектакль

«День рождения»

Практическая работа: «Покупаем подарок»

Дети открывают "банк", учатся вносить и снимать деньги, вести счёт.

Значение накоплений. Цель накопления денег. Учить детей ставить финансовые цели. Развивать умение откладывать средства.

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо

подбирать или мастерить

Коллективное планирование покупки подарка, подсчёт денег, выбор товара.

Игровая технология, элементы финансовой грамотности

Проведение конкурса «Самая большая сумма в копилке». Сказкотерапия на тему целевого накопления. Совместное обсуждение целей и способов достижения.

мини- спектакль

Проблемно-поисковая технология, групповая работа

Февраль

1.Игра: «Кто больше заработает?»

2.Долги

3.Заплатить долг скорее, так будет веселее

Дети выполняют задания, получают "денежное вознаграждение", учатся считать доход.

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только

денежным, невыполненные обещания – это тоже долг

Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить)

Игровая технология, игровые соревнования

беседа «Что такое долг?»,

- чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», - обсуждаем рассказ и русскую поговорку

- обсуждаем русские пословицы:

«Умей взять, умей и отдать!»

«В долг брать легко, а отдавать тяжело»,

- просмотр мультфильмов: «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

Март

1.Наша мастерская

2. Стоимость и цена товара

3.Игра-ярмарка: «Весенний базар»

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Дети "продают" поделки, рисунки, игрушки, используют условные деньги.

Творческо-трудовая

Деятельность

игра «Сколько это стоит?»,

беседа «Как складывается стоимость товара»

Игровая технология, социализирующая деятельность

Апрель

1.«Экономим правильно»

2.«Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?»

3.Проектное задание: «Моя любимая игрушка и её цена»

Обсуждение: что такое экономия, как не тратить деньги зря

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Дети рекламируют игрушку, определяют её цену, сравнивают с другими.

Беседа, анализ ситуаций, ИКТ

- сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах),

- рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в

группе, игрушки для мини-спектаклей

Проектная деятельность, игровая форма

Май

1.Итоговое мероприятие: «Финансовый КВН»

2.Выставка детских работ: «Мир финансов глазами детей»

3.Сюжетно- ролевая игра «Магазин»

Игра-соревнование между подгруппами: вопросы, задания, конкурсы по финансовой тематике.

Представление рисунков, поделок, схем, выполненных в рамках проекта

Праздник в рамках

«Финансовой недели». Закрепление материала.

Игровая технология, командная работа

Художественно-творческая деятельность, выставочная технология

Диагностика знаний и умений детей

Реализация проекта «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников» способствует развитию у детей начальных экономических представлений, формированию навыков принятия решений, умению планировать и распределять ресурсы. Это важный шаг в подготовке ребёнка к жизни в обществе и к школьному обучению.

Список литературы:

  1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет.», А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко

«Методические рекомендации по формированию основ финансовой грамотности»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...

Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"

Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...

Проект по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель: Анисимова Жанна СергеевнаПроект по формированию финансовой грамотности у старших дошкольниковОГЛАВЛЕНИЕВведение………&hel...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет»

Данный материал представляет собой консультацию для родителей по развитию финансовой грамотности у старших дошкольников. Рассматриваются базовые инструменты и методики, позволяющие детям освоить начал...