Проект: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»
проект по основам финансовой грамотности
Проект направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида № 48 с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей»
662159, г. Ачинск, Юго-восточный район, строение 43, телефон: (839151)7-52-03, E-mail: ds-48@mail.ru
ОКПО/ОГРН 83037673/1072443001850 ИНН/КПП 2443032069/244301001
Проект: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»
Разработчик: воспитатель
Сердюк Лариса Валерьевна
г. Ачинск, 2023.
Актуальность проекта
Современное общество предъявляет всё более высокие требования к уровню финансовой грамотности граждан. Финансовая культура и экономическая осведомлённость становятся важной частью общей образованности человека, начиная с самого раннего возраста. Однако в дошкольном возрасте эта тема часто остаётся в тени, несмотря на то, что именно в этот период закладываются основы ценностного отношения к деньгам, трудовой этике, умению принимать решения и планировать свои действия.
Финансовая грамотность — это не просто знание о деньгах, это умение:
- различать потребности и возможности,
- планировать бюджет (даже карманный),
- принимать осознанные решения,
- уважать чужой труд и семейные ценности.
В условиях современной экономической реальности, когда дети с раннего возраста сталкиваются с деньгами, рекламой, покупками, необходимо формировать у них осознанное и ответственное отношение к финансовым вопросам. Финансовая грамотность способствует социализации ребёнка, помогает ему лучше понимать окружающий мир и готовит к жизни в обществе.
В этом возрасте дети активно познают мир, проявляют интерес к социальным ролям, легко включаются в ролевые игры, моделирующие реальные ситуации из жизни взрослых — например, поход в магазин, работу банка, приготовление еды и т. д.
Поэтому включение элементов финансовой грамотности в образовательный процесс детского сада — это важный и своевременный шаг, направленный на всестороннее развитие ребёнка и его подготовку к школьной жизни.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в системном и игровом подходе к формированию финансовой грамотности у старших дошкольников, что в условиях дошкольного образования является инновационным направлением.
Традиционно в дошкольных учреждениях финансовая тематика не выделяется в отдельную образовательную область, а включается фрагментарно в различные виды деятельности. В рамках данного проекта осуществляется целенаправленная и последовательная работа по ознакомлению детей с понятиями, связанными с финансами, через игровые, познавательные и практические формы.
Проект отличается:
- Интеграцией финансовой грамотности в основные образовательные области: познавательное, речевое, социально-личностное развитие;
- Использованием игровых технологий, адаптированных под возрастные особенности детей;
- Привлечением родителей к совместной финансово-ориентированной деятельности;
- Практико-ориентированным подходом, при котором дети не просто получают информацию, но и применяют её в моделируемых ситуациях (игра "Магазин", "Банк", "Рынок", "Ферма" и др.);
- Эмоциональным вовлечением через сказочные сюжеты, мультимедийные материалы, творческие задания и проектные исследования.
Таким образом, проект представляет собой образовательную модель, направленную на развитие у дошкольников финансовой культуры и экономического мышления через доступные и увлекательные формы работы. Он может быть использован как в рамках образовательной программы ДОУ, так и в дополнительных развивающих занятиях.
Цель проекта:
Формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о финансовой грамотности через игровую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятиями: деньги, магазин, товар, цена, покупка, продавец, деньги разных стран.
- Научить детей различать монеты и купюры.
- Формировать умение соотносить цену и количество денег.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
- Развивать навыки планирования и принятия решений.
- Развивать навыки общения и сотрудничества.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду и заработанным средствам.
- Формировать уважение к семейному бюджету.
- Воспитывать умение делиться, экономить, помогать другим.
Практическая задача:
-развивать у детей интерес к знаниям финансовой грамотности, формировать систему знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
Возрастная группа
Старший дошкольный возраст: 5–7 лет
Тип проекта: информационно - исследовательский, практико – ориентированный.
Участники проекта:
Воспитатели, родители воспитанников, воспитанники старших и подготовительных групп.
Срок реализации проекта: сентябрь 2023 - май 2024 года.
Методы и приемы:
- игровые (игры, театральные мини-постановки, игровые упражнения);
- словесные (беседы, рассуждения, чтение, рассказ взрослого, обсуждение);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассмотрение иллюстрации);
- практические (исследование, экспериментирование).
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
- консультации;
- тематические стенды и папки-передвижки;
- анкетирование, индивидуальные беседы;
- примеры из личного опыта родителей.
Методическое обеспечение
- Методические пособия по финансовой грамотности для дошкольников
- Художественная литература (сказки о деньгах, богатстве, бережливости)
- Игры и пособия: "Магазин", "Ферма", "Торговец", "Банк"
- Мультимедийные материалы (мультфильмы, презентации)
- Игрушечные деньги, кассы, товары
Ожидаемые результаты
Для детей:
В результате реализации проекта у старших дошкольников будут сформированы:
- Представления о финансовых понятиях: деньги, цена, покупка, продажа, магазин, банк, доход, расход, бюджет.
- Умение различать монеты и купюры, знать их номиналы.
-Навыки практического использования денег в моделируемых ситуациях (например, в сюжетно-ролевых играх).
- Умение планировать и принимать решения при выборе покупки, соотносить цену и количество денег.
- Понимание важности труда и семейного бюджета, уважения к чужому труду и заработанным средствам.
- Навыки общения и сотрудничества в процессе совместных финансово-ориентированных игр.
- Развитая познавательная активность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
- Социально-эмоциональное развитие: умение делиться, помогать, экономить, заботиться о других.
Для родителей:
- Расширение представлений родителей о важности формирования финансовой грамотности у дошкольников.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах раннего финансового воспитания.
- Освоение родителями практических методов и приёмов работы с детьми по теме проекта (через консультации, мастер-классы, рекомендации).
- Формирование у родителей мотивации к совместной деятельности с детьми дома (например, игры с деньгами, походы в магазин, планирование карманных расходов).
- Укрепление семейных ценностей, связанных с ответственным обращением с деньгами и уважением к семейному бюджету.
Для педагогов:
- Освоение новых форм и методов работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников.
- Разработка и внедрение игровых и познавательных материалов по теме.
- Формирование опыта взаимодействия с родителями по вопросам финансового воспитания.
- Повышение профессиональной компетентности в области интеграции экономических знаний в образовательный процесс ДОУ.
Для образовательной организации:
- Обогащение образовательной среды новыми игровыми и познавательными материалами.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс.
- Повышение качества реализации образовательной программы за счёт интеграции финансовой грамотности.
- Возможность дальнейшего тиражирования и использования опыта в других возрастных группах.
Тематический план по проекту «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»
Месяц | Занятие/ мероприятие | Содержание занятия/мероприятия | Педагогические технологии |
Сентябрь | 1.Вводная беседа: «Что такое деньги?» 2.Игра-знакомство: «Магазин игрушек» 3. «Откуда берутся деньги?» | Обсуждение с детьми: где мы видим деньги, зачем они нужны, кто их зарабатывает. Рассказы детей о покупках. Дети играют роли покупателей и продавцов, знакомятся с понятиями: товар, цена, деньги. Связь денег и труда. Роль профессии и заработка. Освоение связей между трудом и доходом. Осознание значимости профессий. | Беседа, элементы проектной деятельности Сюжетно-ролевая игра, игровая технология Игра «Трудовые будни». Встреча с представителями разных профессий. |
Октябрь | 1.НОД «Деньги разных стран» 2.Познавательная игра: «Ферма» 3.Тратим разумно, экономим | Знакомство с денежными знаками разных стран, сравнение монет и купюр. Моделирование ситуации: дети собирают урожай, обмениваются им на деньги. Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. | Наглядность, ИКТ, сравнительно-аналитическая деятельность Игровая технология, элементы проектной деятельности беседа «Как правильно тратить деньги?», викторина «Разумные траты сказочных героев» |
Ноябрь | 1.Конструирование: «Изготовление кошелька» 2.Игра-путешествие: «Покупаем продукты» 3.Мини-спектакль «Копилка» | Изготовление своими руками «кошелька» из подручных материалов. Моделирование похода в магазин: выбор товаров, сравнение цен, оплата. Понимание цели покупки товаров и услуг. Знакомство с необходимостью разумного расходования средств. Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами. | Технология конструирования, творческая деятельность Игровая технология, проблемно-поисковая деятельность. Практическое занятие «Семья идет в магазин». Чтение сказок на финансовую тематику. Моделирование ситуаций выбора покупок. мини- спектакль - просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Умение экономить», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Потребности и возможности» |
Декабрь | Совместные мероприятия с родителями: 1.«Семейный бюджет» 2.«Кто такие покупатели и продавцы?» Развлечение: «Новогодний базар» | Обсуждение с родителями и детьми вопросов семейных доходов и расходов. Представления о покупателях и продавцах. Правила поведения в магазине. Дети с родителями "продают" и "покупают" поделки, изготовленные своими руками. | Диалоговая технология, вовлечение родителей Ситуационные задачки Организация игры «Продавец-покупатель». Посещение магазина с обсуждением увиденного. Оформление выставки рисунков на тему «Моя любимая покупка» Игровая технология, креативная деятельность сюжетно-ролевые игры: «Научимся делать покупки» |
Январь | 1.Игра-эксперимент: «Банк» 2.«Делаем первые сбережения» 3.Мини-спектакль «День рождения» Практическая работа: «Покупаем подарок» | Дети открывают "банк", учатся вносить и снимать деньги, вести счёт. Значение накоплений. Цель накопления денег. Учить детей ставить финансовые цели. Развивать умение откладывать средства. Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить Коллективное планирование покупки подарка, подсчёт денег, выбор товара. | Игровая технология, элементы финансовой грамотности Проведение конкурса «Самая большая сумма в копилке». Сказкотерапия на тему целевого накопления. Совместное обсуждение целей и способов достижения. мини- спектакль Проблемно-поисковая технология, групповая работа |
Февраль | 1.Игра: «Кто больше заработает?» 2.Долги 3.Заплатить долг скорее, так будет веселее | Дети выполняют задания, получают "денежное вознаграждение", учатся считать доход. Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить) | Игровая технология, игровые соревнования беседа «Что такое долг?», - чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», - обсуждаем рассказ и русскую поговорку - обсуждаем русские пословицы: «Умей взять, умей и отдать!» «В долг брать легко, а отдавать тяжело», - просмотр мультфильмов: «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». |
Март | 1.Наша мастерская 2. Стоимость и цена товара 3.Игра-ярмарка: «Весенний базар» | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Дети "продают" поделки, рисунки, игрушки, используют условные деньги. | Творческо-трудовая Деятельность игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара» Игровая технология, социализирующая деятельность |
Апрель | 1.«Экономим правильно» 2.«Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?» 3.Проектное задание: «Моя любимая игрушка и её цена» | Обсуждение: что такое экономия, как не тратить деньги зря Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность Дети рекламируют игрушку, определяют её цену, сравнивают с другими. | Беседа, анализ ситуаций, ИКТ - сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах), - рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей Проектная деятельность, игровая форма |
Май | 1.Итоговое мероприятие: «Финансовый КВН» 2.Выставка детских работ: «Мир финансов глазами детей» 3.Сюжетно- ролевая игра «Магазин» | Игра-соревнование между подгруппами: вопросы, задания, конкурсы по финансовой тематике. Представление рисунков, поделок, схем, выполненных в рамках проекта Праздник в рамках «Финансовой недели». Закрепление материала. | Игровая технология, командная работа Художественно-творческая деятельность, выставочная технология Диагностика знаний и умений детей |
Реализация проекта «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников» способствует развитию у детей начальных экономических представлений, формированию навыков принятия решений, умению планировать и распределять ресурсы. Это важный шаг в подготовке ребёнка к жизни в обществе и к школьному обучению.
Список литературы:
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет.», А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко
«Методические рекомендации по формированию основ финансовой грамотности»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников на основе метода морфологического анализа»
Для воспитателей ДОУ...

Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»
Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...

Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"
Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...

Проект по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников
МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель: Анисимова Жанна СергеевнаПроект по формированию финансовой грамотности у старших дошкольниковОГЛАВЛЕНИЕВведение………&hel...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет
Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет»
Данный материал представляет собой консультацию для родителей по развитию финансовой грамотности у старших дошкольников. Рассматриваются базовые инструменты и методики, позволяющие детям освоить начал...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Поиграйте с детьми в финансовые игры
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности...

