«Система работы педагога-психолога по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе»
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Содержание:

 

 

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Система работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе…………………5-10

 

1.1. Направления работы……………………………………………………..5

1.2. Этапы работы……………………………………………………………..5

1.3 Методы и приемы организации  психолого-педагогической работы по

 развитию интеллектуальных способностей………………………………….7

 

II. Количественный и качественный анализ результатов работы…………..9

Список литературы…………………………………………………………….11

Приложение

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolniki.docx278.6 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы:

 «Система работы педагога-психолога по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе»

Подготовила:

педагог-психолог

МБДОУЗАТО г. Североморск  д/с №16

Лебедева Екатерина Игоревна

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

  1. Система работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе…………………5-10

1.1. Направления работы……………………………………………………..5

1.2. Этапы работы……………………………………………………………..5

1.3 Методы и приемы организации  психолого-педагогической работы по

 развитию интеллектуальных способностей………………………………….7

II. Количественный и качественный анализ результатов работы…………..9

Список литературы…………………………………………………………….11

Приложение

Введение

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день.  Так как в условиях современной жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Общеизвестно, что личность формируется в процессе собственной деятельности, в том числе познавательной деятельности.
        Углубленная работа по данному направлению в нашем дошкольном учреждении, обусловлена следующими факторами:

  1. Анализируя результаты мониторинга познавательного развития и готовности к обучению в школе старших дошкольников за период нескольких прошедших лет, был выявлен большой процент детей с низким уровнем развития мыслительных операций, слабовыраженным познавательным интересом, навыков организации самостоятельной деятельности.
  2. В рамках  преемственности в работе дошкольного и общего начального образования, регулярно проводится анализ адаптации и успеваеемости выпускников ДОУ к школе. Психологи и учителя начальных классов обращают внимание на то, что частой причиной дезадаптации и низкой успеваемости первоклассников является низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, нестойкий (либо часто отсутствующий) познавательный, отсутствие самостоятельности в планировании своей деятельности и поиске самостоятельных решений.
            Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.  
              

Понятие «интеллектуальное развитие» в современной науке и показатели интеллектуального развития понимаются достаточно широко. В своей работе я буду опираться на следующие показатели интеллектуального развития, так как они, на мой взгляд, наиболее оптимальны и позволяют проследить динамику интеллектуального развития детей в рамках моей практической  деятельности:

  1. общая способность к познанию, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
  2. система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления);
  3. способность к решению проблем в процессе самостоятельной деятельности

Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. Н. Дружинина.

Целью моего психолого- педагогического опыта является повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством активизации познавательной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Создать условия для развития интеллектуальных способностей (занимательная предметно-развивающая среда).
  • Развивать у старших дошкольников мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, выделение и понимание причинно-следственных связей), внимание, память, восприятие, воображение;
  • Формировать познавательный интерес к деятельности;
  • Побуждать к развитию любознательности, самостоятельности, творческой активности;
  • Обогащать  эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственных действий с предметами, явлениями;
  • Воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе познавательной деятельности;

      Новизна данной работы заключается в том, что в опыте  систематизированы инновационные подходы  к развитию познавательной деятельности дошкольников, влияющие на формирование интеллектуального развития в целом; представлены формы активного взаимодействия с педагогами и  родителями, направленные на активизацию познавательной деятельности дошкольников;

  1. Система работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе

1.1. Направления работы

Систему психолого-педагогической работы по данному  вопросу реализую в трех направлениях:

I направление: работа с детьми

  • Первичная диагностика:

- уровня развития познавательных процессов

- сформированности компонентов психологической готовности к школе

  • Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование трудностей
  • Реализация коррекционно-развивающей работы в форме:

-индивидуальных и подгрупповых занятий;

- участия в совместной деятельности;

II направление: взаимодействие с педагогами

  • Помощь в создании условий для успешной познавательной деятельности в группах;
  • Ознакомление педагогов с психологическими основами интеллектуального развития старших дошкольников;
  • Обучения адекватным способам взаимодействия с детьми по активизации познавательной активности и развитию интеллектуальной сферы дошкольников;
  • Составление совместного плана мероприятий по повышению качества познавательной деятельности детей;

III направление: взаимодействие с родителями

  • Анкетирование по вопросам интеллектуального развития ребенка и подготовки к обучению в школе;
  • Консультации;
  • Проведение практических занятий;
  • Организация совместных проектов в рамках решения поставленных задач;

  1. Этапы работы

I этап: организационный

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • Пополнение развивающей среды в кабинете психолога и группах;
  • Первичная диагностика уровня познавательного развития, определение предполагаемых результатов;
  • Подбор и систематизация форм, методов и приемов активизации познавательной деятельности;
  • Разработка перспективного плана  работы по познавательной деятельности в старших, подготовительных группах;
  • Составление плана мероприятий по взаимодействию с педагогами и родителями;

Методические разработки:

  • диагностический модуль обследования высших психических функций;
  • картотека познавательных игр;
  • перспективный план работы с детьми ;
  • мультимедийные презентации к занятиям познавательного цикла;
  • проект  по познавательно-исследовательской деятельности  старших дошкольников

Помимо материала и оборудования кабинета психолога, в котором есть достаточное количество игр для развития познавательной активности и творчества, стараюсь оказывать помощь воспитателям в создании с разнообразной игровой среды в группах, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

II этап: практический

  • Непосредственная психолого-педагогическая работа с детьми по активизации познавательной деятельности и интеллектуальному развитию;
  • Практическое взаимодействие с педагогами и родителями;

Содержание игровых занятий по познавательному развитию продумываю через интеграцию различных видов деятельности:

-познавательно-исследовательской,

-коммуникативной,

-музыкальной,

-двигательной

-конструктивной

-изобразительной

III этап: контрольный (Оценка эффективности психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников).

В качестве диагностического инструментария использую следующие методики:

Мышление:

Наглядно-образное «последовательные картинки»

Словестно-логическое «четвертый лишний»

Вербальное мышление (модифицированный тест Керна- Йирасека )

Установление причинно-следственных связей («последовательные картинки»)

Обобщение, классификация («четвертый лишний»)

Анализ и синтез, умение воспроизводить целостный образ предмета «Разрезные картинки»

Мнемические процессы:

-механическая слуховая память (10 слов)

- зрительная память (10 картинок)

Внимание:

Произвольность (тест Керна-Йирасека копирование точек)

-устойчивость (модифицированный тест Рея «переплетенные линии»)

-переключение («найди отличие»)

Восприятие:

«Фигурно-фоновые отношения», «разрезные картинки»

Воображение: вербальное «последовательные картинки», «на что похоже»

Мониторинг интеллектуального развития провожу в начале и конце учебного года с детьми старших и подготовительных групп, что дает возможность проследить динамику в развитии детей, а также судить об эффективности выбранных методов и приемов обучения и развития и спланировать комплекс мероприятий для дальнейшей работы по данному направлению.

1.3 Методы и приемы организации  психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей:

  • Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорного оборудования
  • Развивающие игры и игровые упражнения  - дидактические, подвижные, игры-экспериментирование
  • Проектная деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Проблемно-поисковые ситуации
  • Рассматривание и совместное составление знаково-символических схем
  • Моделирование
  • Совместные  тематические выставки, альбомы, мини-музеи.

Изучив многие интересные разработки и современные обучающие технологии, адаптировала некоторые из них в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями и активно применяю в своей практической деятельности:

  • Здоровьесберегающие технологии:

1. Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);

2. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;

3. Физкультминутки, динамические паузы;

4. Работа с кинетическим песком

  • Игровые технологии;

Технология ТРИЗ  

  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.) В образовательном процессе использую метод проблемного обучения, направленный на развитие самостоятельности ребёнка. (Игровая проблемная ситуация)

  • Технология проектов
  • Поисковая деятельность
  • Моделирование

Так, например, в старших, подготовительных группах в этом учебном году, был организован совместный познавательно-исследовательский проект «Сокровища волшебного сундучка», направленный на ознакомление со свойствами некоторых материалов, обогащение кругозора, активизацию познавательной активности, развитие мыслительных операций в самостоятельной поисковой деятельности. Информирование родителей о мероприятиях, проводимых в рамках проекта происходило по средствам оффлайн трансляции на сайтах групп и моем персональном сайте, там же представлены творческие отчеты, интересные развивающие игры по познавательному развитию, видеоролик занятия с элементами квеста, мастер-класс по обучению детей изготовлению кукол из ткани и т.д. В группах были организованы мини-музеи необычных предметов из ткани и бумаги, который можно было посетить как в группе, так и виртуально на сайте. Родители оказывали помощь в создании коллекций фантиков, чудо-лоскутков и т.д

Стараюсь строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игра может быть продолжена детьми самостоятельно).
И хорошим результатом и важным показателем успешности познавательной деятельности считаю тот факт,  что многие дети начинают самостоятельно конструировать игры. Чтобы поддержать детскую инициативу, мы  установили в старшей группе  карман - копилку детских идей.
По просьбе ребенка, я или воспитатель записывает придуманную им игру и кладет в копилку. Или родители приносят записанные идеи игр и мы реализуем их в повседневной жизни детского сада. Эти материалы обрабатываются совместно с детьми в приемлемую для использования форму и вводятся на занятиях и в самостоятельную деятельность.

Поэтому, хочу сделать акцент на том, что работа, проводимая мною, по развитию познавательной деятельности со старшими дошкольниками происходит в тесном взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.

 Оно находит отражение в:

  • Совместных заседаниях родительского клуба «Содружество»
  • Мастер-классах для родителей и педагогов
  • Консультаций
  • Выступлениях на родительских собраниях
  • Общении с родителями посредством сети интернет( на сайте МБДОУ д/с №16, персональном сайте, сайтах групп)
  • Совместных практических занятиях
  • Организация (в рамках проекта) совместных мини-музеев и коллекций в группах

  1. Количественный и качественный анализ результатов проводимой работы:

Таблица 1:

Таблица 2:

  • Наблюдается стабильно положительная динамика в развитии познавательных процессов у старших дошкольников и уровня интеллектуального развития в целом;
  • Развивается стойкий познавательный интерес к деятельности;
  • Дети проявляют активность, любознательность и самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций;
  • Обогащается чувственный опыт детей за счет активного использования разнообразных форм познавательной деятельности;

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей  в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития является активная познавательная деятельность. Считаю, что обучение дошкольников в различных формах организации познавательной деятельности  стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Список литературы:

1.Алябьева Е.А Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего возраста М., Сфера., 2004

2.Афонькина Ю.А Урунтаева Т.А Изучение психики дошкольника Мурманск., МГПИ., 1992

3.Афонькина Ю.А Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет Волгоград., Учитель., 2016

4.Велиева С.В Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста С-Пб., Речь., 2005

5.Каменская В.Г, Зверева С.В Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению С-Пб., Детство Пресс., 2004

6.Куражева Н.Ю Цветик-семицветик 5-6 лет С-Пб., Речь., 2014

7.Куражева Н.Ю Цветик-семицветик 6-7 лет С-Пб., Речь., 2014

8.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих

первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.-СПб.:Речь,2007

9.Пастоева Л.Д Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет М., Книголюб., 2006

10.Переслени Л.И Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности М., айрис Пресс., 2006

11.Шарохина В.Л Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе М., Книголюб., 2005

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников

Занятие по теме "Путешествие по городу Нижневартовску" направлено на развитие мышления, восприятия, умения действовать по образцу, воображения. зрительной памяти, воспитание  чувства взаимоподдер...

Программа работы кружковой деятельности «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников по средствам дидактических игр»

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве г...

Значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников

В данной статье говориться о значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дршкольного возраста. Так же предложены конспекты НОД....

"Скоро в школу!" Коррекционно-развивающая программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через совместную деятельность детей с родителями на психолого-логопедических занятиях; повышение психолого-педагогической ко...

Опыт работы «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego»

Опыт работы воспитателя по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...