Деловая игра «Культура речи педагога»
план-конспект занятия по психологии

Матковская Светлана Николаевна

Практическое занятие с педагогическим составом ДОУ.

В профессиональной деятельности культура речи педагога имеет важнейшее значение. От нее во многом зависит успешность воспитателя, его способность общаться и доносить информацию до своих воспитанников. Это фактор развития языка детей, поскольку они копируют окружающих взрослых не только в поведении и манерах, но и в грамотности, и даже интонациях. Практическое занятие направлено на отработку определенных речевых качеств речи в групповой и подгрупповой работе, а также на сплочение коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему речь воспитателя должна быть образцом»

Деловая игра «Культура речи педагога»

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Цель: повышение компетентности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизировать знания педагогов в области развития связной речи дошкольников.
  2. Тренировать умение общаться и вырабатывать единое мнение в команде, развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.
  3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Упражнение «ШушаникаМинична»

Цель: отработать технику запоминания имен. Разминка.

Содержание: упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «ШушаникаМинична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно ШушаникаМинична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. После выполнения данного упражнения участники начинают замечать, что им пришлось активизировать свою память, кто-то даже использовал мнемотехнические приемы, известные ему давно или изобретенные тут же. Участники делятся этими приемами в кругу. Многие из них считают, что это упражнение — хорошая гимнастика для памяти.

ГлориозаПровна

ЭннафаВарсонофьевна

ВивианаИонична

МаркелинаЕрмилинична

ФеосенияПатрикеивна

ГеновефаИркнеевна

Беата Нифонтовна

ДомитиллаЮвенальевна

Антигона Маевна

ПрепидигнаАристидовна

ВеститаЕвменьевна

ЕрмионияПитиримовна

НунехияАмфиохъевна

ВевеяВуколовна

ГеласияДоримедонтовна

ИовиллаИеронимовна

АгафоклияНаркисовна

КетеваньВарнавична

РипсимияФлегонтовна

ФессалоникияЯкубовна

Задание «Замените предложения пословицей».

— Учись всю жизнь (век живи, век учись).

— Нужно беречь время (делу время, потехе — час).

— Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье — смолоду).

— Не болтай (держи язык за зубами).

— Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь — людей насмешишь; делаю наспех — делаю на смех).

— Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело — гуляй смело).

Задание «Переведите пословицы на русский язык».

Сын леопарда — тоже леопард (Африка) — Яблоко от яблони недалеко падает
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) — 
Шила в мешке не утаишь
Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) —
 В тихом омуте черти водятся

Молчаливый рот — золотой рот (Германия) — Слово серебро — молчанье золотоТот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) — Язык до Киева доведет
Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) — 
Обжегшийся на молоке, дует на воду

Задание «Поставьте ударение в слове» (орфоэпические ошибки)

кУхонный

баловАться  

грУшевый

слИвовый

тУфля

Иконопись

глАжение,

обеспЕчение,

сосредотОчение,

газопрОвод,

столЯр

пЕтля.

Игра «Закончи предложение»

Вам надо закончить предложение, употребив существительное в правильной форме.

1.Окна занавешены (тюль) тюлем – м.р.

2. Лицо скрыто (вуаль) вуалью – ж.р.

3. Вымою голову (шампунь) шампунем – м.р.

4. Я встала, сняв ребенка с (колени) коленей.

5. В саду много (яблони, вишни) яблонь, вишен.

6. Карантин по гриппу продолжался (22 сутки) двадцать двое суток.

Задание «Образуйте родительный падеж множественного числа от слов»

Кочерга - кочерёг

Простыни – простынь или простыней

Носки – носков

Груши – груш

Помидоры – помидоров

Петли – петель

Туфли – туфель

Килограммы – килограммов

Полотенца – полотенец

Чулки – чулок.

Конкурс «Найди лишнее слово».

Предлагается задание: из четырех предлагаемых вариантов ответа нужно найти слово, выпадающее из логического ряда:

1.а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) Н.А. Некрасов

г) Э.М. Ремарк

(Э.М. Ремарк – немецкий писатель)

  1. а) гопак

б) вальс

в) танго

г) фокстрот

(гопак – народный танец, остальные - бальные)

  1. а) либерал

б) консерватор

в) разгильдяй

г) демократ

(разгильдяй – имеет купеческие корни, остальные – из политического лексикона)

4. а) костер

б) облако

в) дым

г) зола

(слово «облако» не связано с другими словами)

  1. а) лев

б) волк

в) тигр

г) пантера

(волк, остальные – большие кошки)

6. а) щука

б) дельфин

в) акула

г) налим

(у дельфина – легкие, у остальных – жабры)

  1. а) очень великолепный

б) очень большой

в) очень прекрасный

г) очень гениальный

(очень большой, с другими словами «очень» не используется)

  1. а) живопись

б) скульптура

в) архитектура

г) портрет

(портрет может быть выражен в живописи и скульптуре) 

Задание «Синквейн»

И сейчас мы предлагаю всем участникам круглого стола выразить свое отношение к своей профессии через синквейн.

Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то мы вам сейчас объясним.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

  • 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
  • 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
  • 5-я строка – одно слово-резюме, характеризующее суть объекта или предмета.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Эффективность метода

1. Синквейн развивает речь, обогащает словарный запас.

2. Он учит анализировать материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.

3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.

4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым.

предмета.

Пример: Воспитатель – синквейн 

Воспитатель

Талантливый, умный,

Помогает, вдохновляет, наставляет

Быть собой и стать великим, всем, кто этого желает…

Гений…

  • Лёд.
    Твёрдый, холодный.
    Замерзает, скользит, тает.
    Замораживает руки.
    Зима.

Подведение итогов: подсчитываются баллы и награждается сначала проигравшая команда (вручается яблоко). Победившей команде по лимону (в качестве шутки) по лимону.

Обращаем внимание на свои недостатки и исправляемся:

F:\ВОСПИТАТЕЛИ\Воспитатели 17г\slide-13.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВАЯ ИГРА « ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ».

Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения....

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»...

Деловая игра "Культура общения педагога с родителями"

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.План:1. Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников.2.Итоги анкетирования пе...

Деловая игра «Культура речи педагога- как компонент профессиональной компетентности».

Деловая игра «Культура речи педагога- как компонент профессиональной компетентности»....

Деловая игра "Культура речи педагога - как основа педагогического мастерства"

1.Компоненты речи педагога2.Основы педагогического общения (правила)3.Практическая часть...